Константин Корепанов
Читаем Ветхий Завет

По Закону Господа

О том, кому и как Бог открывает свою волю

Итак, сорокалетнее странствование израильского народа по пустыне подошло к концу. Новый израильский народ подходит к Земле Обетованной со стороны реки Иордан (там, где сейчас находится Иордания). Чтобы попасть в Землю Обетованную, они должны перейти через Иордан ; эта земля принадлежит моавитскому народу, моавитским царям, и вот здесь происходит очень интересный эпизод.

Видя силу израильского народа, моавитский царь Валак, сын Сепфоров, понимает, что ему не справиться с пришельцами – народом Израиля своими силами, и хочет прибегнуть к помощи человека по имени Валаам, сын Веоров, живущего где-то далеко в пустыне. Он прослыл среди окружающих народов пророком Божиим: все, что он говорит, исполняется – все, на что призывает он благословение, благословляется, все, что он проклинает, проклинается. Он способен предугадывать будущее и влиять на судьбы народов и судьбы отдельных людей; в Библии он называется пророком, хотя не в том смысле, в каком потом пророки Божии среди израильского народа. Нам этот человек важен тем, что как-то Бог через него действует, и народ это понимает, хотя Священное Писание не говорит, как же это происходит.

Важно, что, оказывается, Бог может действовать не только среди избранного народа. Конечно, это действие не вполне чисто, ведь люди-то не чисты, но что Бог может действовать и за пределами богоизбранного народа, – это для нас важно: и там могут быть люди, которые воспринимают свидетельство Божие, могут по Его же благодати предстоять за целый народ. Такие примеры в Библии не единичны. Например, Бог открывается Иову.

Есть образ, взятый из Книги пророка Иеремии, где Бог свидетельствует, что будет всегда хранить племя (дом) рехавитов за то, что они почитают заповеди своих предков, и всегда среди этого племени будет человек, которого Бог будет слышать и молитвы которого за этот народ будет принимать, хотя этот народ не относится к коленам Израиля.

Очевидно, что это не случайно – значит, и за пределами израильского народа, за пределами Священного Предания человечество не представляет собой духовную пустыню, Бог не оставил все человечество, как это нам иногда представляется, Он поддерживает духовную жизнь этих народов, открывает им то, что эти люди способны вместить и принять. Конечно, это откровение условно, его нельзя ставить в один ряд со Священным Писанием Ветхого Завета, но надо помнить, что Бог есть Дух, что Он дышит, где хочет, и, как это сказано у апостола, любой человек, поступающий праведно, угоден Богу, даже если он формально не принадлежит к народу Божию.

Так вот, Валаам – интересная фигура, вокруг которой разворачиваются следующие события. Моавитский царь Валак посылает послов к пророку Валааму с просьбой, чтобы тот пришел и проклял израильский народ. Валак уверен, что если Валаам это сделает, он точно сможет этот народ одолеть.

Валаам отказывается, говоря: «Я не могу делать то, о чем меня просят люди, я делаю только то, что велит мне Бог. Если Бог пошлет меня вместе с вами, то я пойду и прокляну, если Бог не пошлет, то я не пойду», но все-таки садится на ослицу и едет с посланными – в Книге Чисел это его действие не комментируется, как и некоторые другие его поступки.

Но мы находим комментарий поступков Валаама в посланиях апостола Павла. Апостол Павел, движимый Святым Духом, разъясняет, что Валаам, с одной стороны, отказывается идти, потому что Бог его не посылает. Но слишком велика плата, которую предлагает царь Валак за это действие. И Валаам поддается на уговоры, соблазненный величиной платы, то есть лукавит перед Богом.

Но его ослица останавливается и, как он ни пинает ее, не двигается с места. Он в бешенстве начинает бить ее палкой, и вдруг неожиданно ослица говорит человеческим голосом: «не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до этого дня? Имела ли я привычку так поступать с тобой? Он сказал: нет. И Господь открыл глаза Валааму, и он увидел ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на свое лицо. <...> Ангел Господень сказал Валааму: пойди с этими людьми, только говори то, что Я буду говорить тебе».

Этот эпизод значим для нас, а не только для еврейского народа: он показывает, что даже человек с открытым оком, умеющий предвидеть будущее, но отягченный какой-то страстью, помрачается умом, перестает видеть вещи ясно. В своем естественном состоянии Валаам увидел бы ангела, но сейчас не видит, потому что разум его ослеплен страстью, в данном случае сребролюбием.

Наши святые отцы создали очень глубокое учение, как страсти действуют на человеческое существо, на нашу душу, на наш ум. Страсть они называют помрачением ума, потому что человек под их действием не может ясно видеть очевидного. То есть мы, целиком управляемые страстями, пребываем в помрачении ума и не видим ясно ни свое будущее, ни будущее государства, ни будущее мира, и живем так, как будто собираемся жить вечно. В книге Притчей Соломоновых сказано: «ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!». Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей».

Так и мы, отягченные страстями, не умеем видеть руку Божию в нашей жизни, не можем ничего сделать, мы действительно слепы. В этом эпизоде Валаам уподобляется ослице, а ослица уподобляется Валааму, ведь она видит ангела: даже пророк, избранный, если он опутан страстью, становится скотоподобен.

И более того, если мы не можем сколько-нибудь ясно видеть Промысел Божий в нашей жизни, значит, мы слепы, значит, мы уподобились скотам несмысленным, как говорится в псалме, и, стало быть, не можем чисто молиться, не можем предстоять перед Богом лицом к Лицу. И это состояние делает нас неспособными быть настоящими служителями Божиими. Надо вырвать корни страсти из сердца – наш ум сразу осветлеет, мы увидим руку Божию в нашей жизни.

Валаам идет, потому что ангел велит ему идти, хотя, может, он смирился и признал, что нечестива его попытка сделать что-то ради мзды. Валаам приходит к Валаку, тот приглашает его взойти на высокую гору, «на высоты Вааловы» и с этой высокой горы проклясть израильский народ, который станом стоит у подножья. Валаам собирается проклинать, но, по действию Духа Божия, из его уст исходит благословение. Валак возмущен, он переводит Валаама на другое место, на вершину горы Фасги, но получается то же самое. Так случается и в третий раз.

Одно из пророчеств Валаама читается как предуготовительное чтение Священного Писания, как паремия накануне Рождества Христова. Это место, где говорится, что восходит звезда от Иакова, восстает жезл от Израиля, то есть предсказание о Вифлеемской звезде и о том, что, как говорится в пророчестве, «вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко»– он, вдохновленный Духом Божиим, видит время Пришествия Христа.

Даже человеку, который не принадлежит народу Божию, да еще и обременен страстью сребролюбия, даже ему, по действию Духа Божия, может быть открыта великая тайна, скрытая от очень многих гораздо более праведных людей, – тайна Воплощения Бога.

Это тоже не случайно. Бог показывает израильскому народу, что именно в нем чаяние, спасение всех народов земли, что судьба народа неразрывно связана с судьбой всего человечества и на самом деле обещанный Спаситель, Мессия есть не только Спаситель этого народа – он ожидается всеми народами земли, так что пророчество о явлении Христа среди израильского народа может быть открыто и им.

Собственно говоря, поэтому не надо смущаться тем, что у разных народов мы находим свидетельства о смерти, Воскресении, о явлении Бога, Который воскреснет, Который спасет – не потому, что тема воскресения или спасения так называемый бродячий сюжет, а потому, что Бог всем народам открывал тот факт, что спасение грядет и оно в Том, Кто сможет воскреснуть, – Кто смог преодолеть смерть, и будет Спасителем и человечества вообще, и каждого народа в отдельности. То, что открыто в Священном Писании, нельзя ограничивать рамками одного народа, христианство всечеловечно, универсально.

Совсем не случайно Православная вера в богослужебных, богословских текстах называется верой кафолической, вселенской – охватывающей все человечество.

И действительно, когда видишь, как на какой-нибудь великий праздник православный съезжаются люди из разных государств, представители разных народов, но все они православные, все совершают Божественную православную Евхаристию, понимаешь: весть о Христе открыта всем народам земли.

Итак, Валаам произнес вместо проклятья благословение, но, по комментариям апостола Петра, он не мог на этом успокоиться, даже движимый Духом Божиим, – сердце его по-прежнему обременено сребролюбием, оно жаждет денег. Апостол говорит, что потом произошло событие очень грустное: Валаам, как человек мудрый (зная немощь человеческую, возможно – как нам дает понять апостол Иоанн – пытающийся служить не только Богу, но и кому-то еще), дает Валаку совет, как одолеть народ израильский. Он предлагает Валаку выпустить к израильскому народу женщин. Валак следует его совету, и в стане израильском началось массовое прелюбодеяние: в этом народе запрещено по закону вступать в брак с другими народами, но люди эти, пришедшие завоевывать землю, увидев красоту моавитянок, забыли о той задаче, которую на них возложил Бог.

Как только начался грех среди израильского народа, казнь Божия обрушилась на стан израильский, и люди стали умирать. Прекратилась смерть благодаря священнику Финеесу: застав сородича за совершением греха, он взял копье и пронзил обоих – и сородича, и женщину. И в этот самый момент истребление народа прекратилось. Священное Писание такую ревность возносит – за этот поступок все потомки Финееса стали первосвященниками.

Нам же важно другое. Действительно, весь Ветхий Завет пронизан очень глубоким представлением, что грех есть смерть, а смерть заразна, что к смерти и, следственно, ко греху нельзя относиться равнодушно, что сам грех должен вызывать у нас чувство неприязни. И когда человек именно так реагирует на грех, это благо для всего народа. Именно равнодушие к человеческому греху губит в конце концов и израильский народ, и все человечество – и нас с вами.

Моавитяне все-таки были завоеваны, и израильский народ подошел к реке Иордан.

Здесь происходит чудо, соразмерное тому, что произошло, когда израильский народ выходил из Египта: на глазах у всего народа, когда священники, несущие ковчег, входят в реку, вода уходит, и по сухому руслу народ переходит реку Иордан и становится станом напротив города Иерихона. Это чудо совершено, во-первых, чтобы показать всем народам Палестины, что идет не просто кочевое племя, идет народ, среди которого шествует Бог. Это нужно и самому народу, чтобы не видевшие чудес, совершенных Богом в Египте, утвердились в вере, чтобы сделали то, что от них требуется в Земле Обетованной. Вот для этого происходит чудо.

Накануне перехода через Иордан происходит настолько важное событие, что ему посвящена целая книга Пятикнижия Моисеева – Второзаконие. Моисей не войдет в Землю Обетованную, он останется со своим народом, который погиб в пустыне, таков его удел. И Моисей, зная, что не войдет в Землю Обетованную, перед тем как умереть, дает последний наказ израильскому народу. Он восходит на гору и начинает произносить слова Закона, как бы возобновляя Завет.

Дело в том, что при Синае Бог вступил с народом в Завет, но тех людей уже нет – прошло сорок лет, они умерли; надо восстановить Завет с их детьми, которые стали мужчинами, им надо напомнить, что требует от них Бог. Этому посвящена Книга Второзаконие: второй раз от Лица Бога Моисей произносит слова благословения и проклятия, он учит народ жить по Закону Бога. Это краткое изложение всего, что требует от израильского народа Бог.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka