составитель Терещенко Т. Н.

Источник

УПОВАНИЕ НА БОГА

Будьте мужественны и тверды духом в вере и уповании на щедроты милостивого Господа, что Он и противными нам мнящими случаями140 соделывает наше спасение. Познайте свою немощь и недостаточество к покорности воле Божией и к исполнению святых Его заповедей, от какового познания приобрящете себе смирение и увидите помощь Божию (прп. Лев, 20).

* * *

Насчет слабости матушки игуменьи и в случае перемен, порядка и обстоятельств нам не должно смущаться, но все это состоит в руце Господа, создавшего нас и искупившего дражайшей Своею Кровью, и Он всячески печется о нас и промышляет, но мы, малодушные и младенчествующие умом, но от забвения и нечувствия, не имея достодолжной веры к Его благоутробию и упования, и это видя, всеобщий враг влагает нам помыслы малодушия и отчаяния, которые погубляют души наши.

Но мы, о матушка, да возверзим всю нашу печаль на Господа, и Он попечется об нас к благопоспешеству (прп. Лев, 20).

* * *

Усердно желаю тебе от души возмогать о Господе в державе крепости Его, а не от своего разума и силы чего-либо доброго ожидать. Сила Божия совершается в немощи нашей (см. 2Кор. 12, 9), да уповаем на Господа. Kротость и воздержание с терпением находящих скорбей привлечет на тебя Божие благоволение, и, по верному слову Христову, претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22) (прп. Моисей, 20).

* * *

Что из братии и чад духовных обезвериваются и изменяются вражиими наветами, не дивно, человеки бо мы, но то удивления достойно, что и по Самом Христе Господе следовавшие ктому не хождаху по Нем141. Будем приносить молитвы о таковых ко Господу, да созиждет их дом душевный сообразно воле Его святой. И уповать на Него (прп. Моисей, 20).

* * *

Многие бури и ураганы потрясают атмосферу и наносят разные крушения, а святой царь Давид изо всего извлекает хвалу Богу. И действия духов злобы поднебесных, подобно бурям, потрясают души и сердца пребывающих на земле человеков. Нам, немощным, что теперь делать? Одно средство ближайшее и вернейшее: воздевать руки ко Господу Богу, подобно Моисею в пустыне, где нападала на него вражия сила Амаликова. Всевышним Богом прейдем стену искушений. С нами Бог. И бояться слишком не должно. Господь силен утишить бурю и подать тишину и мир душам нашим (прп. Моисей, 20).

* * *

Господу Богу все возможно есть – не только отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много (прп. Антоний, 20).

* * *

Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает (прп. Антоний, 20).

* * *

Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагой Господь доброе намерение его вменяет ему в само дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина, и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в святом Евангелии: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), и паки: Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагой Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, как угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении для успокоения нашего крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит: и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление (Пс. 36, 5–7) и весь псалом до конца (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Возложи на Господа печаль твою (Пс. 54, 23). Это значит жить просто, и все упование возложить на Господа, и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: Размышлял, и малодушествовал дух мой (Пс. 76, 4). А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: Вспоминал я Бога и веселился (Пс. 76, 4) (прп. Амвросий, 4).

* * *

Жаль, что ты ослабела к Богу и к молитве. Впрочем, и со мною то же бывало. То все отойдет, а то и придет. Уповай (прп. Анатолий, 20)!

* * *

Будущее же наше в руках Божиих. И без искушений прожить век нельзя. Не то, так другое, не другое, так третье. Потому и Господь предостерегает: «Будьте готовы». Впрочем, если всегда будете молитвенно прибегать ко Господу, с упованием на Его милость, то всегда будете обретать благовременную от Него помощь (прп. Иосиф, 19).

* * *

Если будем прибегать ко Господу, то Он посетит нас, войдет в наше сердце, защитит нас, покроет от всяких искушений, будет для нас столпом крепким от лица вражия и приведет нас незаблудно к крайнему пределу наших желаний и стремлений, к вечному блаженству, в Царство Небесное (прп. Никон, 20).

* * *

140

Случаями, кажущимися нам неприятными, тяжкими для нас.

141

Не шли за Ним.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle