СЛУЖБА ЦЕРКОВНАЯ
Ты скорбишь о беспорядочной службе церковной. Конечно, скорбно видеть это, ибо для нас первое утешение – чинное славословие Божие. Ангелы выну хвалят Господа со страхом, и вся тварь благоговеет пред Ним и хвалит Его… хвалит Его и словесная Его тварь – человек… А как не в твоей воле состоят ваши беспорядки, то ты и предоставь это воле Божией. Он Сам попечется утешить богособранное стадо Свое. Только не западала бы в вашем ревновании о благочинии и благоговении искра тщеславия, иначе она и попалит все прочее. Как идет, так пусть и идет, а ты не входи, ибо тебе не поручено наблюдать за порядком. Лучше дома прочти кафизму благоговейно, а церкви не удаляйся, ибо одно «Господи, помилуй!» соборное Богу приятнее (прп. Макарий, 20).
* * *
Без видимой Святой Церкви не могло бы быть и Святых Таин Христовых, без которых человек не может наследовать живота вечного. Молитвословие церковное такую имеет силу и важность, что церковное «Господи, помилуй!» превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на Небеси пред Престолом Божиим (прп. Антоний, 20).
* * *
Говорить, стоя на церковных службах, или обзирать глазами по сторонам не только неприлично, но и прогневляет Господа невниманием и бесстрашием. Если не можем мы душевно, то, по крайней мере, телесно и видимо да держим себя благоприлично (прп. Амвросий, 1).
* * *
В праздности грех время проводить. И службу церковную, и правило для работы упускать – грех. А то смотри, Господь как бы тебя не наказал за это (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
K службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить – здорова и трезвеннее будешь. Батюшка Макарий, случалось, заболеет, а все пойдет в церковь. Посидит, потом в архиерейскую келью выйдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к отцу Флавиану, там побудет, но когда уже увидит, что не в силах быть долее в церкви, перекрестится, да и уйдет. А то все не верит себе (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Четки даны для того, чтобы не забывать творить молитву. Во время службы должно слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой: «Господи, помилуй», а когда не слышно (чтения), то: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» (прп. Амвросий, 4).
* * *
Оттого дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда (прп. Амвросий, 4).
* * *
Kо всем службам ходить тебя не обязую за немощи, а последний день постарайся быть в церкви. Стоять – стой, сколько позволяют силы. А сверх сил – даже грех (прп. Анатолий, 18).
* * *
В церковь ко всякой службе спеши прийти до начала и до конца не уходи, иначе не получишь в помощь Божией благодати и будешь всегда с окаменелым нечувствием сердца. Во время службы старайся ничего из читаемого и поемого не пропускать, иначе будешь рассеянна (прп. Иосиф, 19).
* * *
Если когда по послушанию или по немощи телесной упустишь службу или правило, то не надо смущаться, а только покаяние приноси, да понуждай себя по силе (прп. Иосиф, 19).
* * *
Писать подробно следует, сколько пропустила служб и пятисотниц. Через это и сама внимательнее будешь, да, может быть, иногда значительное количество пропущенного в страх или в сокрушение приведет (прп. Иосиф, 19).
* * *
Если по лености не пойдешь к службе, тогда надо каяться и оставлять свою леность. А если по послушанию, то вычитывать не надо, послушание заменяет службу, только во время послушания хорошо бы молитву про себя творить (прп. Иосиф, 19).
* * *
У преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или удаляется от Него?» Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки – хороши они или нет: когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные предметы начинают издавать дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.
Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурной запах или менять свой вид. На это вопрос святой отец ответил: «Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб». Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий.
Для иноков оттого обязательно посещение службы. Правда, по неотложным делам иногда разрешается не ходить ко всем службам, но при возможности это вменяется в необходимую обязанность.
У нас в скиту даже обходят кельи по праздникам, чтобы никто не уклонился от церковной службы (прп. Варсонофий, 29).
* * *
Нужно к службам входить до звона, чтобы звон заставал вас уже в храме. Почему так? Потому, что в это время Матерь Божия входит в храм. Это я читал где-то прежде. А потом читал про киевского отца Паисия… Это был подвижник – монах юродствовавший. Однажды он пришел к вечерне; отзвонили. В храме нет никого. Пономарь, справив все, вышел из храма. Остался он один. Вдруг он слышит шелест, как будто кто идет. Он посмотрел и видит высокого роста величественную Жену в сопровождении святого апостола Петра и еще кого-то. Она оглянула храм и произнесла такие слова: «K вечеру отзвонили, а монахов нет». Затем обратилась к отцу Паисию, благословила его, осенив широко крестным знамением, и пошла из храма, подымаясь в то же время от земли. Отец Паисий вышел за Ней из храма… Она поднималась все выше и выше, пока не исчезла совсем из глаз (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Нужно ходить на все церковные службы, а по приходе из церкви заниматься необходимыми делами, самыми крайне нужными. Больше молиться и испытывать себя (прп. Никон, 20).
* * *
Из… книги «Учительное известие» я узнал, что при совершении богослужения важно не то, чтобы громко и красиво делать возгласы. А чтобы служить с благоговением (прп. Никон, 21).
* * *
Великим постом не служат обедни вот почему: литургия – это победный гимн христианства, пост – время плача и покаяния (прп. Никон, 21).