составитель Терещенко Т. Н.

Источник

СВЯЩЕНСТВО

Касательно спора вашего о выдаче хлеба церковнослужителям мы полагаем по слабоумию нашему, что вы не совершенно правы, а наипаче погрешили, с упорством защищая несправедливое ваше мнение. Священнослужители, как молитвенники о нас, по всей справедливости заслуживают предпочтения перед прочими, кроме того, они от Церкви, и, исполняя свои требы, не могут столь свободно отлучаться для покупок, как люди торговые, да и сам сан их возбраняет им излишнее об этом попечение, и потому даже и при неосновательных своих прошениях должны быть уважаемы и покрываемы христианской любовью (прп. Лев, 20).

* * *

Случившемуся с вами искушению при разговоре с отцом Стефаном, вашим протопопом, поставляйте себе виной, что вошли в не принадлежащий до вас разговор, поучительный разговор, подобно как овца стала учить пастуха; хотя же вы и увидели, что скрывается под овчей одеждой, и должны беречься таковых и подобных произношений, но суд об этом оставьте Самому Господу, ведающему тайная сердец наших коегождо, но он, так как поставлен быть служителем Таин Христовых, и как достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к совершению Таинств, то вы и имейте его честна; впрочем, удаляйтесь подобных разговоров (прп. Лев, 20).

* * *

По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, как служителей алтаря и Таинств Божиих; ибо без них невозможно спастись, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащие жертвеннику берут долю от жертвенника (1Кор. 9, 13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника – значит судить Самого Христа; как можно этого берегись! (прп. Макарий, 20).

* * *

О. А. доброго дела желает – священства. Но никто не приемлет эту честь, только званый. Пусть подождет звания. Когда оно будет, хорошо, а если не будет, тем лучше. Смирение прибыльнее. Пусть держится мирного правила святого Дорофея: хочу, как будет (прп. Моисей, 20).

* * *

K отцу И. гораздо выгоднее питать благоговение, нежели неблагоговение, к которому и я благоговею. В образ служения его не вникать, поскольку это относится до благочинных, а наш долг ходить в храм для молитвы только (прп. Антоний, 20).

* * *

Как человек я – ничто, но как иерей – имею на себе благодать священства и действую так, как дает мне это благодать сия (прп. Никон, 21).

* * *

Что я делал и делаю – делаю по данной мне благодати священства. Эту благодать я получил туне во всех отношениях, то есть и в отношении материальном, ибо благодать не покупается, и в нравственном, ибо поистине недостоин столь великого дара. Трепещу же и прошу Господа, да поможет Он мне употребить этот дар согласно его высокому назначению (прп. Никон, 21).

h3СЕМЬЯ

Из письма вашего увидел ваше неустройство в вашем семействе и при крайней слабости моего здоровья поболел душой о вашем положении. Но прошу и молю, достопочтеннейший Ф. Н., как мнимое первенствующее лицо занимаешь, то и первый положи начало поблагодушней и благосклонней произносить слова не духом рвения и гордости, но духом смирения и кротости, и этим силен Бог и всемогущ исправить ваши дела душевные и телесные и устроить в доме мир, и тишину, и спокойствие (прп. Лев, 20).

* * *

Что касается до порядка по дому и нравственности, то вы, как главный хозяин, имеете долг входить и, где что худо, стараться исправлять советами или так, по совету святого апостола: Настой… обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим. 4, 2) (прп. Лев, 20).

* * *

Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой (прп. Амвросий, 17).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle