ХРАМ (ЦЕРКОВЬ)
Если от строения останутся какие деревянные чурбаки и щепы, то их употребить на топку церковной печи, а не в другое место, дабы ничего церковного не разносилось по частным домам (прп. Антоний, 20).
* * *
Подавая в храме на свечи, не делайте замечания, поставят ли их пред святые иконы или нет. Эта ответственность на тех, кто берет деньги и не ставит. А вы за свое усердие получите от Бога награду. А притом если кто и не подаст на свечи, но служба Божия никогда не совершается без них (прп. Антоний, 20).
* * *
Отцы святые! Забываете Церковь. Надо знать, для чего мы пришли в обитель. Ведь мы должны за это пред Богом отвечать. Прошу всех вас не забывать храма Божия (прп. Исаакий, 28).
* * *
Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать «Достойно есть». А в церковь придя, положить три поклона, «Боже, милостив буди мне» и прочее (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби (прп. Амвросий, 4).
* * *
Объясняешь... что ты, побеждаясь немощью человеческой, в церкви разговариваешь с любимой тобою монахиней, которая и тебя любит. Вне церкви объясни этой монахине, что тебя совесть очень упрекает за разговоры в церкви, и попроси ее, чтобы она вперед не начинала разговоров и тебя бы останавливала, когда ты, забывшись, начнешь о чем-либо говорить. Тогда и исполнится на вас слово Писания: Брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 20)147 (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Стоя в церкви, должно слушать внимательно пение и чтение церковное, и, кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно когда нехорошо или невнятно слышно чтение церковное (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
В церкви, когда диавол затыкает тебе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам, они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние… На мужчин глядеть монахине грех. А что ленишься петь – это от твоего нерадения и от диавола… Читай в это время молитву Иисусову. Да почаще заглядывай в «Лествицу». Особенно прочти там: Слово 14, 19, 6. В церкви не бесчинствуй, т.е. не говори и глазами не води, а то Бог попустит диаволу сквернить и твою храмину (прп. Анатолий, 18).
* * *
В церкви стой или сиди молча, а не будешь слушаться, ни одного словечка никогда не буду писать. До страсти не люблю кощунниц, не уважающих Святой Церкви. Да ведь этим безумным бесчинницам и извинения-то нет никакого: ну там поел, выпил лишнего – тут природа просит, или там проспал; а то говорят, смеются в церкви – ну, кто их тянет за язык (прп. Анатолий, 18).
* * *
Посещайте неопустительно, кто может, храм Божий – в нем наша жизнь (прп. Анатолий, 18).
* * *
Говорят, храм скучен. Скучен потому, что не понимают службы! Надо учиться! Скучен потому, что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен! Не скучна же своя изба (прп. Анатолий, 20).
* * *
Настоящее время скорбное для всех живущих на земле, потому и бежим в церковь и получим велие утешение от Господа, воскресшего Спасителя нашего, Который говорит: Придите ко мне все… и Я успокою вас (Мф. 11, 28) в Царствии Небесном, уготованном для всех верующих в Его Воскресение (прп. Иосиф, 19).
* * *
Рассеянно стоишь в церкви. Приучайся помаленьку не рассеиваться. Для этого старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Более взглядывай на святые иконы, а на людей смотреть душевредно (прп. Иосиф, 19).
* * *
Если стоять в церкви не можешь по слабости, то сиди, ничтоже сумняся и без смущения. Хоть сидя, да в храме Божием (прп. Иосиф, 19).
* * *
Послушница Kсения… В нечистоте в церковь ходить можно, только к иконам прикладываться и антидор148 брать не надо (прп. Иосиф, 19).
* * *
В церкви не разговаривай, но и других не осуждай – Бог с ними, а ты себе внимай (прп. Иосиф, 19).
* * *
В церкви смеяться не надо, это грешно. Надо со страхом стоять и молиться с усердием (прп. Иосиф, 19).
* * *
Старайтесь всегда прийти в церковь до звона; лишь раздастся первый удар, а вы уже в церкви (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Знаете, на местах, где теперь стоят храмы, монастыри и вообще святыни, прежде стояли идольские капища и идолы. Нередко читал в житиях святых так: «Идеже бе капища, создана церковь». Значит, так угодно было Богу для посрамления и смирения гордыни диавола.
– Да, да. Так это и будет в последние времена. Храмы будут разрушены, а на месте их устроены синагоги евреев и буддийские храмы и прочее… Монастыри будут в великом притеснении и гонении. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках. Не дай, Господи, дожить до этого времени. А вы доживете, будете в монастырях, которые вообще будут в гонении, а потому и в лишении (прп. Варсонофий, 32).
* * *
Как хорошо бывает в храме слышать священные молитвы, песнопения и псалмы! Какая глубина сокрыта в псаломских и других священных изречениях! Любил я монастырские утрени! Конечно, за чтецом нельзя все сообразить, но даже если одна мысль западет – и то хорошо (прп. Никон, 20).
* * *
При слабости сил и усталости сидеть в церкви можно. Отдай сердце твое мне (Притч. 23, 26). «Лучше сидя думать о Боге, чем о ногах стоя», – сказал святитель Филарет Московский (прп. Никон, 20).
* * *
Входи в церковь, как в дом Божий. И находись в храме, как в дому Божием, с сознанием присутствия Божия, удаляясь всякой вольности и развязности (прп. Никон, 21).
* * *
В синодальном переводе: Озлобившийся брат неприступнее крепкого города.
Антидор – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец, – раздается молящимся в конце литургии. Греческое слово «антидор» происходит от слов «анти» – «вместо» и «ди орон» – «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместодарие».