ПРОСТОТА
Ты спрашиваешь, как должна держать себя в отношении к людям? Помысел твой говорит тебе правильно: обращайся в простоте сердца. А когда кто во зло употребит твои слова, то явно, что угодно Богу наказать тебя этим за предварившую твою какую-нибудь вину. Впрочем, что кажется тебе от простоты сердца сказано, а между тем и от навыка к излишней болтовне, а другие по своему устроению могут принимать слова твои и в худую сторону, а потому надо иногда иметь в словах осторожность: зная человека, что может понести, надо иметь такое и обращение. Не все в одной мере. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Искус да будет тебе учителем (прп. Макарий, 20).
* * *
Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет (прп. Амвросий, 2, ч. 1).
* * *
Объяснение простое и прямое действительнее и полезнее, которого и следует держаться... Бог есть существо простое, и жизнь духовная должна быть простая. Образность в Православной Церкви допускается только в церковных обрядах и в семи Таинствах; потому они и называются Таинствами. Все же прочее имеет прямое и ясное значение. Поэтому и нужно избегать образности и иносказательности, особенно в исправлении нравственного своего устроения (прп. Амвросий, 1).
* * *
Не верь помыслам, ругающимся над тобой, будто бы тебя никто понимать не может из-за утонченного воспитания. Но ведь светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский, хотя и считает себя, будто бы он происходит от другого Адама, а не от общего (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Будем жить проще, и Бог помилует нас (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Будь проста, и все пройдет. Считай себя хуже N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действительно хуже (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Смотри на всех просто (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Жить просто – значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е. Прошла, и только. Это значит думать просто. А то при виде проходящей Е. подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у ней такой-то. Вот уже это непросто (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Мудрость внешняя есть буйство пред Богом; ценна же истинная простота душевная, которая есть матерь веры, и смирения, и нелицемерной любви. Золото в простом слитке имеет свою цену, также оловянные фигуры – свою (прп. Амвросий, 16).
* * *
(прп. Амвросий, 20).
* * *
Живи проще. Нужно – пиши. Не отвечу – не скорби. Читал и это письмо твое: душевно сочувствую тебе и желал бы сделать для тебя все возможное. Но тогда будет ли польза? Лучше будем принимать все от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим (прп. Анатолий, 20).
* * *
Когда мне дали келью и я в ней поселился, у меня была самая простая обстановка: кровать из трех тесинок, покрытых войлоком, свернутым вдвое, табуретка, простой некрашеный стол, простые разножки с холстом, немного белья, иконы… и мне было гораздо лучше, чем теперь. У монаха вся радость состоит в смирении, смирении… и простоте (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Простота была во времена первого монашества в обращении аввы с учениками. Авва был отцом, а не господином или начальником, к которому нельзя подойти. Эта же простота была и при наших старцах в нашем скиту. Потом, после батюшки о. Амвросия, о. Анатолия, эта простота стала исчезать. Теперь мне даже говорят, что я слишком просто обращаюсь. А я иначе как-то и не могу. Если же некоторые злоупотребляют моей простотой, то я не виноват. Не могу же я из-за некоторых стать в холодные официальные отношения ко всем (прп. Варсонофий, 20).