СКУКА
Приходящая скука супруге… конечно, есть от врага, она себя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, а враг это ненавидит, наводит скуку: надо потерпеть и не покоряться на разрешение, и Господь поможет – скука пройдет (прп. Лев, 20).
* * *
Делающаяся с тобой скука Промыслом Божиим попускается к искусу твоей к Нему веры и любви и называется духовный крест. Ежели бы ты имела внешние скорби: поношения, досады, укоризны, во всем нужды и терпела их со смирением, то избежала бы этого внутреннего огорчения. А как ты находишься от всех тех невольных прискорбий свободной, то и налагается духовный крест, чтобы не быть осужденной за праздность и спокойствие. Ты должна не малодушествовать в оном, но принимать и терпеть великодушно и благодарить Бога, все премудростью Своей устояющего к нашей пользе. Бывает причиной оного и тщеславие, мнение о себе и похвала от людей (прп. Макарий, 20).
* * *
Пишете, что скука и грусть вам без отряды. Это испытание вашей веры и любви к Богу – они противными искушаются, а между тем это же самое приносит вам и смирение, но не отчаивайтесь в милости Божией: крест и тяжесть эта, может быть, восполнят скудость деланий ваших (прп. Макарий, 20).
* * *
Пишешь, что находит на тебя скука, и тогда ничто не помогает, и читать не можешь. Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды – душевного спокойствия; оно даруется тем, которые претерпели многие раны на брани, пали и паки восстали, обвязав свои раны, и бодро стоят на сражении (прп. Макарий, 20).
* * *
Советую вам ободрять себя молитвой, хоть краткой, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада, а посему этой надеждой и утешайте вы себя (прп. Антоний, 20).
* * *
Скука – унынию внука, а лени – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь (прп. Амвросий, 2, ч. 1).
* * *
За что это скука на тебя напала, я и знать не могу. Впрочем… монахам никак нельзя прожить, чтоб не нападала никогда скука и уныние, а изредка даже и легкое отчаяние (прп. Анатолий, 18).
* * *
Скучно тебе бывает оттого, что не помнишь Иисуса Христа (прп. Анатолий, 18).
* * *
Что тебе скучно – это не беда, это со всеми бывает; но всегда проходит скука со временем. И твоя пройдет (прп. Анатолий, 18).
* * *
Гроб прежде был страшен; а как полежал во гробе Христос – он стал чертогом царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны; а как вечная Любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался Сам Бог богов, Сам Царь царей. И носящий эти украшения-язвы есть истый подобник Иисуса Христа (прп. Анатолий, 18).
* * *
Ты не понимаешь, отчего тебе очень скучно. Оттого, что гроза скоро будет. У нас уж началась. Теперь сильно гремит и сверкает, и дождь поливает…
А другая причина твоей скуки – это так бывает перед радостью.
А третья причина – самая важная – это Господь к Себе душу призывает. Сами к Нему нейдем, вот Он и посылает своих вестников – скорби, тоску, болезни: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя; яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися. И молюся, яко Иона, от тли, Боже, возведи мя».
А пророк Давид и причину скуки объясняет: Вспоминал я Бога и веселился, размышлял (т.е. забыл о Боге), и малодушествовал дух мой (Пс. 76, 4) (прп. Анатолий, 18).
* * *
Что скучно, не унывай. Монашеская жизнь более всего искушается унынием. Но претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22) (прп. Анатолий, 20).
* * *
Оттого тебе бывает скучно, что много мнишь о себе да зазираешь слабых (прп. Анатолий, 20).