ТЕЛО
Это не худо, что вы обучаетесь сами знать хозяйство; вы составлены не из одной души, но и из тела, а тело нужно для спасения души, надобно же и о нем попещись (прп. Макарий, 20).
* * *
Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела. Сама за себя дашь ответ Господу, а потому смотри, слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь (прп. Иосиф, 19).
* * *
Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела (прп. Иосиф, 19).
* * *
От монастырской братии, особенно от скитян, требуется высокая жизнь по заповедям Христовым, жизнь равноангельская. Наши почившие старцы осуществили эти высокие заветы, и Господь прославляет их. Тела их, веруем, лежат нетленны. Про батюшку о. Макария известно, что тело его не подверглось тлению, в чем могли убедиться, когда ставили над ним часовню, а ведь он скончался лет 60 тому назад.
И замечательное явление, тела праведников, подвижников нетленны, от тел же царей и владык мира сего остается горсть земли и больше ничего. Недавно писали, что при раскопках катакомб найдены могилы Диоклетиана, Нерона и других владык, перед которыми трепетала когда-то вся вселенная, и какая же судьба их праха? Когда служителя спросили, что было в урнах?
– Зола, – ответил он.
– Да где же она?
– Да я отдал ее жене – для стирки белья – хорошая зола.
Боже мой! Могли бы когда предполагать эти цари-властелины, что прах их попадет в бак на стирку грязного белья!
Как много заботились эти люди о своем теле, и вот каковая участь этих тел – святые же, как и все наши оптинские старцы, умерщвляли тело свое, и оно осталось нетленно (прп. Варсонофий, 29).
* * *
Заботиться о телесном и можно, и должно, но не душою своею, как сказано в Евангелии (прп. Никон, 21).