составитель Терещенко Т. Н.

Источник

УКОРИЗНА

А что он вас довольно укоряет, и смиряет, и поносит, то вы, когда при помощи Всемогущего да со благодушием будете переносить и ко своим грехам приписывать, то вам от этих произношений воспоследует польза значительная! Но если же будет приходить ожесточение и пагубнейшее отчаяние, то вы многого лишены будете; во свидетельство вашей любви на среду135 помещаю святого Симеона Нового Богослова главу 31: «Бесчувствуемый или досаждаемый и сильно болезнующий сердцем познаваем есть от этого, что древнего змия носит в недрах. Если с молчанием претерпит или со многим смирением отвечать будет, немощным его и расслабленным сделает; если же с горестью противоречит или возглаголет с дерзостью, дасть крепость змию яд изливать в сердце его и свирепо поедать внутренности его…», да видим и уразумеваем, каковая претерпевать укоризны и бесчестия польза и от нетерпения и ожесточения какой грех и вред (прп. Лев, 20).

* * *

Кто расположится совершенно покровительству Всемогущего нашего Охранителя и Искупителя Господа Иисуса Христа, и по выслушивании всех стропотных136 и язвительных произношений от противомудрствующего лица, претерпев с благодушием все неприятности и оставшись при своем благоустройном мудровании, воистину дерзаю сказать, что в подвиг ему вменится и прибрящет за это себе значительное души своей мздовоздаяние (прп. Лев, 20)!

* * *

Когда кто тебя укорит, помышляй, что ты последняя и достойна этого, да даст тебе Господь по изволению твоему и совершение добрых дел в поползновении твоем (прп. Лев, 20).

* * *

Если случится принять от кого укоризну или пренебрежение, научать сердце свое глаголать, что «мы хуже их», – не краем языка, но сердечным залогом (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты не можешь благодушно нести укоризн, досад и уничижений – познай в этом свою немощь, укоряй себя и смиряйся и отнюдь не укоряй тех, которые доставляют тебе случай к исцелению, паче же считай их своими благодетелями, которые смотрением Божиим показуют тебе твою немощь. Господь наш Иисус Христос Сам претерпел укоризны, досады, поругания и Крест и нам оставил образ, да последуем стопам Его. И все шедшие путем правды потерпели различные скорби и получили спасение. Мы же, страстные, ежели и терпим какую скорбь от столкновения с ближними, то страждем это от нашего жалкого устроения, которое иначе и не может исцелиться, как через терпение досад, укоризн и уничижений, а если не терпим их – должны видеть свою душевную бедность и нищету и как далеко мы отстоим от заповеданной нам Господом любви, не только к врагам, но и к ближним нашим; и это должно приводить нас в глубину смиренномудрия, на которое призирает Господь и подает Свою помощь к исполнению благих дел, а без этого и дела добрые не могут быть угодны Богу (прп. Макарий, 20).

* * *

(Об укоризнах.) Все это может случиться, но не должно раздражаться, показывая себя худо слышащей укоризны их (прп. Антоний, 20).

* * *

Для горделивых укорение – нож острый, а для смиренных – находка богатая (прп. Антоний, 20).

* * *

А сестры тебя напрасно укоряют, что ты без послушания: твое послушание самое дорогое и самое легкое: принимай укоризны, как достойная их, а за укоряющих моли Бога. Об этомто достославном послушании говорил апостол Павел в посланиях: Послушным был даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его (Флп. 2, 8–9). Это послушание тем еще дорого, что не видно для других и гораздо ближе других послушаний стоит ко смирению. А это-то нам и дорого (прп. Анатолий, 18).

* * *

Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо (прп. Анатолий, 18).

* * *

Я хотел попробовать новую монахиню: как она примет от меня скорбь? Оказалось, что не жалует меня мать Серафима со скорбями, а только с утешениями любит. Лишь только прочел ей урок – и стал жесток… Да что ж я тебе обидного-то? Чем опозорил? Ужели и от меня ты не можешь принять выговоров? Ну и напрасно: да разве с тебя взыскивают неустойку? Разве кому доносят?

Положим, сказали мне, и сказали неосновательно, но кому же сказали? Как же я теперь могу тебе делать замечания и наставления, когда от них ты делаешься больная? Разве я с тем укорил тебя, чтобы уложить тебя? Но я ожидал, что ты примешь со смирением и поспешишь укорить себя, а не других (прп. Анатолий, 18).

* * *

Что касается укоризн от сестер, я говорил и сто раз повторю: ты без них пропадешь. Если ты до такой степени тщеславна, что правды слышать не можешь, то что бы было, если бы этой немощи нельзя было подметить у тебя. Ведь в самом деле не богачка, в самом деле немощная! Так нет, не смей так говорить (прп. Анатолий, 20)!

* * *

От нареканий мирских людей нельзя укрыться. От них и Сам Спаситель не укрылся. Но это не важно (прп. Иосиф, 19).

* * *

Как так: «Ни за что иногда укоряют», – да ты вперед за неделю была в том, быть может, виновата, а может, и в двадцать раз чем виноватей. Вот и считай, что за это послано тебе уничижение, чтобы познала свои прежние грехи и оплакивала бы их. А говоришь: «Ни за что укоряют, обвиняют и прочее», – вот так и учись смирять себя и будешь всегда покойна и благодарна тем людям, какие укоряют тебя для пользы душевной. Привыкай за все Бога благодарить – и будешь спасена (прп. Иосиф, 19).

* * *

Смирение есть основание всего. Без смирения ничего не выйдет – ни молитва, ни послушание не принесут пользы (прп. Иосиф, 19).

* * *

Если люди будут укорять, то это ничего, только надо переносить с терпением и не обижаться на людей, а просить прощения. Через это и исправишься. А когда люди хвалят, то это вредно для души (прп. Иосиф, 19).

* * *

135

На среду – на середину.

136

Стропотный – противоборствующий.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle