СВЯТЫЕ
Получили письмо от Е. Т-ча; пишет, что точно крайней болезнью одержима А. И-на; и мы по его желанию молебен отпели Божию угоднику преподобному Александру Свирскому Чудотворцу. И ежели Богу угодно и ей еще на пользу пожить, то и надеемся на милосердие Всемилостивого Бога, наказуя наказующего, смерти же не предающего (ср. Пс. 117, 18), что за молитвы угодников Божиих, преподобного Александра и батюшки отца Феодора, пооблегчится и возмужает (прп. Лев, 30).
* * *
Доказательство Облеухова о возможности плотского соединения бесов с людьми, написанное по поводу напечатания жития преподобной Евфросинии в числе сказок, теперь не вовремя, когда в кругу переученных усиливается мнение, что совсем и бесов нет, ни их злоначальника диавола. Притом и в древних житиях не видно подобного примера. А можно донести министру просвещения, что ни с чем не сообразно писать и печатать сказки об отечественных лицах, которые святость свою доказывают нетлением мощей своих, что известно целой России (прп. Амвросий, 1).
* * *
Пишешь о затруднительном положении брата твоего. Пусть он и невеста поусерднее и с верой прибегают ко святителю Спиридону, чтобы за его святые молитвы Господь помог им продать имение за настоящую цену. Были не так давно примеры, что прибегающие к святителю Спиридону по его молитвам выходили из затруднительного положения, когда их прижимали и хотели купить за дешевую цену, являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цену (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Приветствую о Господе скорбного А. И. Ему полезно в болезни от душевного потрясения прибегать к целебнику Пантелеймону и преподобному Моисею Угрину, а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему прибегать к святителю Николаю, священномученику Фоке и Иоанну Воину (прп. Амвросий, 3, ч. 1).
* * *
Ты испугалась помысла, который тебе шепнул, что ты будешь святая: что ж тут страшного, а даже очень хорошо. И мы тогда стали бы чествовать тебя. Но только знай, что настоящие святые, совершившие все добродетели, считали себя в глубине сердца худшими всех, хуже тварей, хуже бесов (прп. Анатолий, 18).
* * *
Жить так, как святые жили, мы с тобой не можем, потому что очень мы грешны и слабы стали. А по силе исполнять их советы должны (прп. Иосиф, 19).
* * *
Удивляться трудам святых – дело похвальное, ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателями их жизни есть дело безрассудное и невозможное (прп. Иосиф, 19).
* * *
Преподобный – это человек, исполнивший заповедь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Они очистили свою душу и освятили ее так, что она по своим свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем в математике. Один треугольник маленький, другой – большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. В природе мы часто наталкиваемся на случаи подобия предметов. Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными (прп. Варсонофий, 29).
* * *
Нужно записывать в свое поминание каждому из нас непрославленных подвижников, известных своею святой жизнью. Это – великое дело. Не столько они нуждаются в наших молитвах, сколько мы в их молитвах. Но раз мы за них молимся, то они сейчас же отплачивают нам тем же!
Я поминал многих святых. Не думайте, что я это просто так, каких придется, таких и призывал святых. Нет, каждый из поминаемых мною святых имел то или другое отношение к моей жизни. Например, в известный день происходит со мной какое-либо происшествие. Я замечаю святых, память которых совершается, и начинаю поминать их. Их имена запоминаются мне. Потом замечал, что в день памяти я бывал ими избавляем от неприятности или опасности и т.п. (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Как скажешь: «Вси святии, молите Бога о мне!» – так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» – и будет тебе приобретение (прп. Нектарий, 25).
* * *
Обращаться за помощью к покойным старцам и вообще к непрославленным святым надо так: «Со святыми упокой, Господи, душу (имярек) и его святыми молитвами помилуй нас» (прп. Никон, 21).