составитель Терещенко Т. Н.

Источник

СКОРБИ

Не вижу таковых скорбей, которые были бы невыносимы. Если какие и случаются, то получаю и помощь Божию, чтобы понести их. Невозможно же, чтобы совершенно избавиться от них, когда нам Господь наш Иисус Христос оставил их как наследие. Сам пострадал за нас. И святые апостолы между многими учениями о терпении и необходимости скорбей написали и то, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14, 22). Посему, не ища добровольно скорбей, должно повиноваться воле Божией. Какие Ему угодно послать нам скорби, принимать должны все с благодарением (прп. Лев, 22).

* * *

Достожалостное горестное твое положение и для нас весьма прискорбно, тем паче что ты принимаешь очень отчаянно посещение Божие и, желая избегнуть здешней скорби преступными действиями, не помышляешь, что этим стремишься скорыми шагами к вечной погибели; удержись от сих порывов, но в скорби прибегай к Премилосердому Господу; наказуя тело скорбями, Он врачует душу. Ежели бы ты пришла в надлежащее чувство и познала тяжесть грехов своих, то ты немолчно бы славословила Господа, наказующего здесь, чтобы избавить вечных мук. Когда же примешь себе, что я не такая грешница, чтобы так меня наказывать, то знай, что и одна гордость есть тягчайший из пороков. Смири себя, вменяя достойной наказания, не вини никого, не ропщи ни на кого, а паче на Бога, увидишь сама облегчение твоих скорбей (прп. Лев, 20).

* * *

Душа твоя горит желанием скорбей и болезней и отложением всех попечений, чтобы быть с Богом неразлучной, – весьма далека ты от этого. То же самое как бы войти в чертог брачный в скверной одежде, так и тебе, буйством страстей колеблемой, вдруг в страну бесстрастия. Иди постепенно, терпи скорби, прежде почитая себя того достойной по грехам твоим, далее к надежде приближайся, а тут уже третья степень не разлучит с Богом – любовь! – покажи на деле прежде терпение скорбей со смирением (прп. Лев, 20).

* * *

Если ты признаешь себя грешной, то знаешь, что много наказаний грешному (Пс. 31, 10), а когда праведной, то паки написано: Много скорбей у праведных (Пс. 33, 20). Куда ни повернись, а без скорби нельзя. Кто же их устрояет? Сам Бог, о всех промышляющий и всей тварью управляющий, кто же иначе принимает, тот от истины отступает и бессловесным уподобляется (прп. Лев, 20).

* * *

Пишешь ты о скорби своей во братьях, но это уже не новое для тебя; надо в скорбях и умиротворяться, полагаясь на Промысл Божий, который все действует по человеколюбному Своему правосудию: Он силен оправдать невинность; ежели ж и наказует, то не без причины, и хотя не за эту вину, то, верно, за другую. Это же творит, да спасет души их, а ты, сего не разумевая, всуе мятешься и смущаешься, и с тем погрешаешь. Пекись более о спасении души твоей, для которой ты вселилась в сию обитель: много имеешь плевел на ниве твоей, постарайся их исторгнуть и сделать благоплодной (прп. Лев, 20).

* * *

Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиной своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные. Святые отцы прошли опытом путь сей и нам передали это учение, что отчасти и в наши времена многими испытано… прочти у святого Исаака Сирина в 51-м Слове, о чем и у святого аввы Дорофея: чтобы себя укорять, а не ближнего. В этом ты обретешь покой, ибо Господь на смиренных призирает, а гордым противится (прп. Лев, 20).

* * *

Ты описываешь в письме твоем свои скорби, но одна ли ты из смертных только скорби имеешь? Никто их не избежит, но только не в одно время и не равной мерой, а все посылает Бог по мере нашего устроения. Гордые больше оные ощущают, а смиренные удобнее переносят, потому что в чувстве сердца считают себя того достойными, и никого не обвиняют, а только себя (прп. Лев, 20).

* * *

Усматриваю ваше смущение и малодушие еще не пришедшей скорби. А может быть, Милосердый Господь и избавит вас от нее… этому многие видим примеры в Святом Писании, что Господь, умилосердившись их покаянию, простил и избавил от предлежащих скорбей. – Скорби суть точно как жезл отеческий, поднимаемый от любви отца на бесчинствующих чад своих, дабы тем их исправить и сохранить в добронравии, что послужит им пользой на всю жизнь их. Божий же Промысл простирается к пользе душ наших, дабы спасти в будущей жизни… Советую вам и ему укреплять себя верой и надеждой на милосердие Божие, что все на пользу строит, и так несмущенно да пребывайте, в чем да укрепит вас Премилосердый Господь (прп. Лев, 20).

* * *

Мы не знаем, для какой цели Господь посылает нам скорби, но, конечно, главные из них три, из коих одна, а может быть, и все нередко бывают причиной того, что Он бьет нас отеческим Своим жезлом. Я полагаю: или к наказанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого апостола: здесь наказуемся, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи. Да и кроме того, скорбный путь есть путь в Царствие Небесное (прп. Макарий, 20).

* * *

Невозможно быть сему, чтобы жизнь всю провести без искушений и скорбей, а быть в отраде и без попечения. Тут-то и познавай, что Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали и хочет тебя ими обучить и упремудрить в духовном разуме. Без скорби ни смириться, ни в духовный разум прийти не можем; и будь твердо уверена, что, кроме попущения Божия, никакая скорбь приключиться нам не может, хотя, повидимому, и кажется, что люди причиной нам оных бывают, но они суть только орудия, которыми Бог действует в деле нашего спасения (прп. Макарий, 20).

* * *

Много скорбей у праведных, и много наказаний грешному (Пс. 33, 20; 31, 10), – Святой Дух устами Давида глаголет. Кто же без скорби из нас? От нищего и до носящего диадиму80 не найдешь здесь совершенно мира и спокойствия; и все это Господь посылает каждому в свое время и по мере потребы для него, чтобы здешним скорбным путем привести нас в Царствие Небесное. Скорбями очищаются грехи, предотвращаются от грехов и испытуется вера наша. Кто ж похвалится не иметь греха? А потому мы и есть должники Богу. Люди же, нас оскорбляющие, не сами собой делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие (прп. Макарий, 20).

* * *

Рассмотри получше, что причиняет тебе скорбь? Твои страсти; а ты не хочешь им противляться, говоришь: чувствую обиду, ищешь моего окормления; сколько ж я тебе писал, и говорил, и отеческими книгами снабжал, которые бы тебя вели к истинному благу спасения. Знаешь, что надо повиноваться и отсекать свою волю, а хочешь, чтобы я повиновался тебе и отсекал бы свою волю. Если не будешь видеть своей немощи и не будешь себя укорять, то какая ж будет польза? Ты скорбишь, да не венчаешься (прп. Макарий, 20).

* * *

Святое Писание укрепляет воинов духовных таким словом: Сын мой! если ты приступишь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд (Сир. 2, 1–2); и это так, как самый первый артикул, должно иметь в памяти и этому следовать. Далее: Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив (Сир. 2, 4). За сим надо иметь твердую веру к Богу, что без Его воли и волос головы нашей не погибнет, и ни одна птица не падет без воли Отца нашего Небесного (ср.: Лк. 21, 18; Мф. 10, 29), кольми паче не может что скорбное нам приключиться без воли Его (прп. Макарий, 20).

* * *

Нам ко спасению нужны не одни вольные скорби, но и невольные, а особенно когда в вольных оскудеваем, то невольные нам помогают и спасение устраивают (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты все немоществуешь телесно, да и душевно не хвалишься, и говоришь, что у вас духовная ярмарка не бывает, а я скажу напротив – бывает, но вы плохо торгуете и мало барыша получаете от невнимания вашего: всякий случай скорбный, от кого-либо досада, уничижение, укорение, презрение и тому подобное есть торг, а стечение многих таковых случаев – ярмарка, торговать и получать на ней выгоду состоит в произволении каждого: переносить с самоукорением и смирением и приобретать от этого душевное исцеление от страстей; многие приобретают, а многие пропускают время и остаются не только без приобретения, но даже и с убытком (прп. Макарий, 20).

* * *

Когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, тернов венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречистых, – увидим, что суть наши скорби, причиняемые обидами и презрениями, а ведь Он оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет. 2, 21), и хотя не вполне, но вмале обретаемся общницы страстям Его, когда доблестно и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби. Вы находитесь в Божеском университете, Он вас обучает, хочет сделать что-нибудь хорошее из вас, не противьтесь Ему (прп. Макарий, 20)!

* * *

Бог Премилосердый и Всепремудрый, любящий тебя, знает твои скорби, ибо они не иначе случаются, как по Его смотрению и по попущению, и жалеет тебя, и укрепляет в них, а иначе могла ли бы ты понести зельность81 и тяжесть скорбей? Он мог бы и освободить тебя от них, но, видно, их требует польза души твоей. Святой Исаак Сирин пишет, что «от сего познается, как от Бога промышляем есть человек, когда (Бог) пошлет ему присно печали» (Слово 35) (прп. Макарий, 20).

* * *

Если Бог и посылает кому скорби, то это для того, чтобы очистить от грехов и приготовить к вечному Царствию Небесному. Здешнее все временно, а тамошнее вечно (прп. Макарий, 20).

* * *

Встретишь и скорби, но они неминуемы на пути спасения, а врачевание против них в смирении (прп. Макарий, 20).

* * *

Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть попущением Божиим к искусу нашему и к обучению терпения (прп. Макарий, 20).

* * *

Скорбей нигде не избежишь, ибо они суть порождения собственных наших страстей, к обличению их, дабы мы с помощью Божией попеклись об исцелении их (прп. Макарий, 20).

* * *

Касательно же скорбей, на пути этом встречающихся, скажу, что они происходят более от наших страстей, страсти наши их нам причиняют, посылаются же Промыслом Божиим для исцеления наших страстей, и не выше силы нашей, а по мере нашего устроения. Без искушений же не познаем себя и не приидем во смирение. Искушения посылаются или для наказания за грехи, или к искусу нашей веры и любви к Богу, или для того, чтобы возбранить от грехов (прп. Макарий, 20).

* * *

Еще вы, вступая в обитель, не думайте, что уже и найдете скоро покой; нет, это невозможно без понесения многих скорбей, лишений, уничижений и прочего, ибо страсти ваши те же, с вами и сюда придут, да еще и больше откроются вам, они-то и причиной наших скорбей, а не люди, как мы часто, думая, ошибаемся (прп. Макарий, 20).

* * *

Как можем мы здесь искать радости, имея страсти неуврачеванные, да и путь наш такой, что нельзя обойтись без скорбей… Не всем, однако, бывают они в одно время и одного рода, но по мере утроения и силы каждого (прп. Макарий, 20).

* * *

Благодать Божия знает, сколько надо сосуду словесному в пещи искушаться огнем скорбей, да благопотребен будет к употреблению. Да будет воля Его на нас (прп. Макарий, 20)!

* * *

Не ужасайтесь скорбей – этого спасительного пути, их Бог посылает и укрепляет в них; мы вольных трудов не несем, то Бог невольными к Себе привлекает (прп. Макарий, 20).

* * *

Бог… попускает быть скорбям, которые наполняют место нашей скудости в добрых делах, а это значит – невольными скорбями спасает нас (прп. Макарий, 20).

* * *

Если бы не было скорбей и болезней, то страсти всякого рода сильнее бы нас мучили и отводили бы в греховный плен (прп. Макарий, 20).

* * *

Хотя и с болезнью примете скорбь, укоризну и поношение, но вспомните, что это Бог послал, и укорите себя за малодушие, вмените себя достойной быть сей скорби за самый тот залог находившегося в вас самолюбия, благодарите Бога, пославшего вам сей случай к узнанию себя, познайте свою немощь, смиритесь и просите помощи от Бога. Устроив себя так и явив покорность воле Божией, при всех укоризнах и поношениях, смущающих вас, вы почувствуете облегчение в духе и получите утешение. Еще святые отцы научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, без которого оно не может быть и твердо, а Святое Писание говорит, что крин (прекрасный цвет) родится в тернии; так, как роза на колких веточках цветет, подобно и добродетель христианская скорбями искушается и прочна бывает (прп. Макарий, 20).

* * *

Поболел о твоем страдательном положении. Но что делать? Kо Господу, когда скорбим, обратим взор свой, с Ним понесем крест свой, покоряясь Его святой воле, без которой не приидет к нам никакое злоключение. Ежели приятны Богу человеки в пещи смирения, то, вводимым нам в оную, надобно с великодушием благословлять Его и тем облегчать всю жесткость искушения, которого ни отвратить, ни избегнуть не можем (прп. Моисей, 20).

* * *

Нельзя же прожить так, чтобы никто нас не опечалил или не оскорбил, а апостол говорит: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), и носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Будем поэтому просить, чтобы нам с самоукорением и смирением нести скорби, не быть побежденными от зла, но благим побеждать злое и с пророком сказать: С ненавидящими мир я был в мире (Пс. 119, 6) (прп. Иларион, 24).

* * *

Какие у нас скорби, у нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота, а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом (прп. Исаакий, 28).

* * *

Великая вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что через эту скорбь вы включены в число сынов Божиих по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое сие достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и с благодарением (прп. Амвросий, 1).

* * *

Пишете мне: «Я погибла, потому что лошадей украли на хуторе». Опомнитесь – что вы говорите? Что у вас украли лошадей, это не есть какой-либо грех смертный, за который надо погибать; сверх того, вы не могли бы взять лошадей с собой на тот свет. Туда пойдут с нами одни лишь наши дела: или добрые, или злые. Если не имеем добродетелей, то постараемся, по крайней мере, избавиться от грехов покаянием и терпением находящих скорбей, которые посылаются Промыслом Божиим к очищению души нашей от грехов, и пороков, и всякой неключимой примеси.

Знаю, что у вас много скорбей и домашних неприятностей, но говорите себе и вразумляйте себя тем, что в аду хуже, и томительнее, и безотраднее, и оттуда уже нет надежды избавиться. А если человек терпит скорби с покорностью воле Божией, исповедаясь в грехах своих, то через это избавляется от тяготы вечных мучений. Поэтому лучше потерпим здесь неприятности, как бы они тяжки ни были, возверзая печаль свою на Господа и молясь Ему со смирением, да избавит нас от малодушия и отчаяния, которые хуже всяких грехов (прп. Амвросий, 1).

* * *

Укрепляйте себя верой и надеждой на милосердие Божие. Сотворивший такой мир силен поправить и ваши дела. Кто похвалится не жалеть об ошибках прошедшего времени? Но за эти ошибки мы же терпим скорби временные, чтобы избавиться от скорбей вечных, как устрояет о нас промышляющий Господь, наводя различные на нас искушения к очищению нашему и к обучению духовному, чтобы возбудить в нас веру опытную и живую и упование непостыдное, как свидетельствует апостол Павел, говоря: От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3–5). Поэтому презирайте злые внушения врага, который, по слову апостола Петра, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8) или грехом, или безмерной скорбью и отчаянием. Но силен Господь за молитвы общего нашего отца (Макария) защитить вас от нападений вражьих, равно и от тех неприятностей, которые смущают нас и отягчают душу вашу.

Утешает нас апостол, говоря: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение (1Кор. 10, 13). Укрепляйте себя сей надеждой и не удивляйтесь, что вы как будто стали равнодушны ко всему и даже к своему семейству. Непомерная скорбь притупляет отрадные чувства и в этом отношении. Но будем молиться Господу, да сотворит с нами милость Свою. В подобных случаях полезна молитва по примеру мытаря, который против укоризн, и порицаний, и унижений фарисея не оправдывался ни словом, ни мыслию. О! Дабы и мне усвоилась молитва сия (прп. Амвросий, 1).

* * *

Сказано в апостольских Деяниях: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14, 22). Не определено, какими скорбями, а вообще сказано – многими, ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению и внутреннему устроению и душевным немощам. Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому – другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), и претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22) (прп. Амвросий, 1).

* * *

Что делать? Должно быть, от скорбей никуда не уйдешь, не уедешь. Покойный наш старец о. игумен Антоний говаривал: «Тогда будет нам покой, когда пропоют над нами: со святыми упокой». Такая уж временная жизнь человека, беспокойная и многоскорбная. Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самых скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно бесскорбной светлоблаженной жизни на Небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их (прп. Амвросий, 1).

* * *

Внутренняя скорбь значит, например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

Всеблагой Господь праведным посылает различные скорби, вопервых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал (Иез. 33, 13). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную (Прем. 3, 6) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

У вас теперь хорошо, и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не вотще глаголет Господь в Святом Евангелии, ободряя нас: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Поэтому утвердим себя верой и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: «Боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». И святой апостол пишет: Нынешние временные страдания… производят в безмерном преизбытке вечную славу (Рим. 8, 18; 2Кор. 4, 17). По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует нам радоваться в находящих скорбях и печалях, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: Радуйтесь, праведные, о Господе (Пс. 32, 1). А подобные мне грешные да переносим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Писала ты, что в своем монастыре терпишь скорби и желала бы перейти в другой монастырь. Но от себя и от бесов куда можно уйти? Скорбишь, что тебя от должностей отставили. Но в этом случае должно видеть Промысл Божий о тебе, который через это доставляет тебе свободу и возможность упражняться более и более в молитве. Поэтому не скорбеть должно об отставлении тебя от должностей, а благодарить за это Благодетеля Бога. А что от встретившихся тесных обстоятельств ощущаешь скорбь, это самое должно показывать тебе, что еще не очищен в тебе внутренний человек. А это самое должно наклонять тебя к смирению, которое при молитве крайне необходимо. Скорби же везде должны встречать человека; и тем более враги наши душевные наносят их людям, чем более замечают их стремящихся к богоугождению, и в особенности желающих упражняться в молитве, которая для них несносна.

Милосердый Господь да вразумит тебя и да укрепит в постигших тебя скорбях, а аще будет Его святая воля, да облегчит оные, насколько для тебя это полезно и потребно (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Когда найдет хандра, не забудь укорять себя, вспомни, сколько ты виновата перед Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: Много скорбей у праведных (Пс. 33, 20), и много наказаний грешному (Пс. 31, 10). Такова жизнь наша здесь – все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: Ищи мира и стремись к нему (Пс. 33, 15) (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

* * *

Вопрос:

– Что значит в Евангелии труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28)?

Ответ:

– Труждающиеся – кто добровольно трудится, а обремененные – кто за грехи терпит скорби с трудом, а все-таки несет (прп. Амвросий, 4).

* * *

Господь столько любит нас, сколько не может любить ни одна мать своих чад. Но мы часто делаемся недостойны таковой любви Божией, за что и посылаются праведно на нас многоразличные скорби и болезни (прп. Амвросий, 15).

* * *

Ведь вы христианин, ищущий спасения вечного и желающий наследовать Царствие Небесное... А в Слове Божием сказано, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Поэтому нисколько не должно удивляться, не говорю уже унывать и малодушествовать, когда посещают нас различные скорби и в предположенных намерениях различные препятствия и неудачи (прп. Амвросий, 13).

* * *

На всех ли равно действуют встречающиеся в монастыре случаи скорбей? Не равно, а весьма различно и многоразлично. Кто из поступивших в монастырь прямо пойдет путем смирения, в страхе Божием и сохраняя по совести очи, и слух, и язык, а в ошибках прибегая к самоукорению, тот мало увидит неприятных случаев, а слова «сплетни» для него и существовать не будет. Ежели Господь ради нашего спасения перенес заплевания, и заушения, и всякий вид уничижения, то кто из хотящих спастись не должен знать, если только он имеет правильное стремление к спасению, что и ему должно понести подобное, хотя в меньшей мере, за грехи свои и ради своего спасения? Главная мысль при пострижении выражена так: «Имаши досадитися, и уничижитися, и изгнатися, и вся скорбная понести»82. Кто это знает и помнит, для того слово «сплетни» не может иметь силы.

Если кто спросит: для кого же они существуют и имеют силу? Разумеется, еще для немощных, хотя и благонамеренных, у которых самолюбие еще в силе, хотя бы и прикрывалось благовидно какими-либо мнимо благословными предлогами, для тех, которые смотрят на вещи, хотя в некоторых случаях, человеческим оком, не быв еще свободны от того, чтобы получать внимание, и ласку, и приветствие, и некоторое почтение, а иногда и предпочтение, особенно когда представляется на это как бы некий предлог через бывшие от них благотворения. Святой апостол Павел оба сказанных состояния ясно выразил упреком: Начав духом, теперь оканчиваете плотью (Гал. 3, 3).

Как же быть в таком случае немощным? Очень просто: сознавать свою немощь, прибегать к самоукорению и смирению и в неприятных случаях более обвинять себя, а не других и прежде всего смотреть на вещи просто, что все мы люди, все человеки, всякий по-своему видит, по-своему разумевает, по-своему судит и толкует. В этом судить нас будет один Сын Божий, Которому Единому дана сия власть от Бога Отца. Когда же оставим простоту и будем думать и толковать, что и как, и зачем, и для чего, и кто они, и как они, тогда и не будет просто, а выйдет мудрено, паче же бестолково. Пойдут недоумения и недоразумения, не обойдется и без жалобы. А скорби-то! Будут скорби невыносимые! Не помню, где-то написано, что тщеславие, если дотронуться до него пальцем, кричит: «Kожу дерут». Хотя и не всегда так, а бывает не по малой части, только в различных видоизменениях. Самолюбие наше – корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок. Впрочем, и не одно самолюбие бывает причиной скорби, а часто и благая решимость жить благочестиво, как сказано у апостола: Все, желающие жить благочестиво… будут гонимы (2Тим. 3, 12). И в другом месте сказано: Много скорбей у праведных, только с прибавлением ободрения: но от всех их Господь избавит их (Пс. 33, 20). Блажен, кто принадлежит к числу таких и терпит скорби за правду и за жизнь благочестивую (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Всегда люди жаловались на различные скорби, и напасти, и болезни; а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей. Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей – или блаженную, или злополучную. Все христиане, особенно правильно верующие, желают наследовать блаженную участь в жизни будущей. А для получения этого неизбежно понести различные скорби и болезни, по сказанному в Слове Божием: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Люди разделяются на праведных и грешных, но ни те, ни другие не свободны от различных скорбей или болезней, как сказано в псалмах: Много скорбей у праведных (Пс. 33, 20), и много наказаний грешному (Пс. 31, 10). Святой Давид первых увещевает не малодушествовать, уверяя, что от всех скорбей Господь избавит их (Пс. 33, 20), а вторых, т.е. грешных, увещевает не отчаиваться, глаголя, хотя и много наказаний грешному, но уповающего на Господа окружает милость (Пс. 31, 10), т.е. если грешный с верой и упованием в покаянии будет прибегать к Господу, то получит помилование и прощение согрешений (прп. Амвросий, 17).

* * *

На грешных же наводит Господь различные напасти и болезни, чтобы привлечь их к покаянию (прп. Амвросий, 31).

* * *

Что не умеешь терпеть скорбей и болезни, укори себя, но не отчаивайся (прп. Анатолий, 18).

* * *

Правым подобает похвала! Эта похвала тебе подобает с обоих боков: первое – ты говоришь: обижала больных и себя считала правой; второе – сознаешь, что за это сама терпишь скорби достойно и праведно. Стало быть, со всех сторон права и тебе подобает похвала! Только, мать, терпи… И Господь близ! Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Стало быть, ты любимица Господа и сидишь у ног Его (прп. Анатолий, 18).

* * *

Не унывай! Подожди мало. И говорил, и говорю, что ты сама себе строишь скорби. Помни, что все святые сим путем, т.е. путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего, скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее (прп. Анатолий, 18).

* * *

Не унывай. Близ Господь! Вижу над тобой тучу скорбей, но жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное – все минует, а правда Божия пребывает во веки. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Чем больше скорбей, тем больше утешений: При умножении страданий моих… утешения Твои веселили душу мою (Пс. 93, 19) (прп. Анатолий, 18).

* * *

То-то меня, матушка, и утешает, что у тебя скорбей, как у богатого купца денег да товару, т.е. видимо-невидимо. А ты, глупенькая, и не понимаешь, что ты не скорби, а богатство страшное обеими руками загребаешь… как взойдет однажды наше солнце Христос, так и будет вечно сиять светом неизреченным, радостью недомысленной и светом сладчайшим. Веселие будет по мере скорбей – сколько кто понес их в этой жизни (прп. Анатолий, 18).

* * *

А что ты монашески живешь, это видно из того, что у тебя есть скорби, и ты их по силе своей несешь. Не унывай. Господь спасет тебя (прп. Анатолий, 18).

* * *

Скорби – это приданое драгоценному нашему Жениху. Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого. И чем больше любит Его, Пречистого, Прелюбезного, Сладчайшего Иисуса, тем больше радуется, если возами везут хорошей невесте приданое, т.е. скорби и болезни. И Господь Иисус таких любит. И как любит-то (прп. Анатолий, 18)!

* * *

Просишь помочь отцу твоему в скорби – письмом утешить его: да ведь он не меньше меня образован! Что я знаю, то знает и он. А что наше знание?

По теории он читал, и писал, и с кафедры в церкви поучал, что надо терпеть, верить Богу. А как практика куснула – и растерялся. Так и я с утешениями. Практика, т.е. Слово Божие, говорит: «Даждь кровь и приими Духа», а наше ученость хитрит – нельзя ли уловить «Духа» так, чтобы не портить крови. И не уловит. А вечная-то мудрость ищет, толкает, зовет не к мечтательной жизни, а к истине. Вот и посылает удар! Даждь премудрому вину и премудрейший будет (Притч. 9, 9)83. А «муж неискушен – неуискусен» (см. Иак. 1, 2–4, 12). Потому-то и учит апостол: Искушение соделовает терпение, терпение же искусство (Рим. 5, 3–4)84. Нам же хочется как-нибудь объехать искушение и терпение и попасть в искусные. А этого нельзя! «Даждь кровь», – говорит практика (прп. Анатолий, 18).

* * *

Молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей… Еще повторяю тебе Слово Божие не в первый… раз: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). «В скорбях сокровенна есть милость Божия»85. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11–12).

Но М. ни награды, ни неба, ни Бога – ничего не нужно, только убежать бы в Т. от скорбей. Ну, и от Бога убежишь. А еще монахиня; пошла Бога ради в монастырь, терпеть все Господа ради; ради Жениха Иисуса, положившего за нас живот Свой, умершего бесчестной смертью на Кресте. Вот Он и тебе готовит Свою славу скорбями и поношениями. И будешь с Ним во веки: и уверял, и уверяю тебя истинным словом. Не моим грешным словом, а словом Его, Господа Иисуса: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Если с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17) (прп. Анатолий, 18).

* * *

Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи (прп. Анатолий, 18).

* * *

Поздравляю тебя с началом вкушения монашеской славы, т.е. скорбей. Это венец наш. Это наша похвала. Это корень вечных наслаждений и горнего величия! Вижу, что это тебе не крепко-то нравится, но тем лучше! Иначе и скорби потеряли бы свою цену и славу (прп. Анатолий, 18).

* * *

Хоть и поскорбишь, но зато поумнеешь. А скорби-то всякие пройдут, а разум нет. Значит, унывать не будем, если ты будешь от несения скорбей дороже. А что дороже скорбями битый, всякий мужик знает, ибо за битого двух небитых дают (прп. Анатолий, 18).

* * *

Что касается до великих скорбей твоих, то, кажется, ты, как и я, не охотница до них. Как и я, грешный, вижу, и ты пришла в монастырь искать славы небесной и райского вечного наслаждения, а средства к сему отпихиваешь. Хочешь достать золотую руду, а копать землю не желаешь. Нет, матушка, так в мире и нигде не бывает и быть не может. Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22) (прп. Анатолий, 18).

* * *

Если скорби твои смиряют, дают духу спокойствие и влекут к молитве, знай: чувство твое не обманчиво. Потому святой Марк Подвижник говорит: «В скорбях сокровенна есть милость Божия» (прп. Анатолий, 18).

* * *

Ты опять малодушествуешь. Опять упадаешь духом от всякого дуновения неизбежных в мире скорбей. Да куда ж ты от них уйдешь? В Киев иль за Киев? Их везде обилие. А честь и слава вечная не тому, кто от них быстро убегает, а кто встречает бестрепетно (прп. Анатолий, 18).

* * *

Очень сожалею, что ты нерассудно скорбишь и сама себя мучишь. Ведь нельзя же прожить и без скорбей-то, да и спастись без них нельзя, по Слову Божию: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). А ты разве не желаешь войти в Царствие Божие? Терпи же, если неизбежно нам терпеть, молись, трудись – и наследуешь Царство Небесное со всеми святыми (прп. Анатолий, 20).

* * *

В миру тебе все были скорби, и теперь скорби. И Святом Писании сказано: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). А тебе разве не хочется туда войти? Терпи, матушка, благодари Господа, что Он сподобил тебя Своей чаши скорбей вкусить. И спасет тебя (прп. Анатолий, 20).

* * *

Тебе тяжело не оттого, что скорби твои невыносимы, а что ты сама-то недопеченная. Ведь вот потерпела – перешла буря искушения – и те же скорби, и та же жизнь, а терпится – ничего себе!

Знай же, если будешь слушать вперед, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей – этого ничем не заменимого сокровища, – да поздно будет (прп. Анатолий, 20)!

* * *

Господь хочет нам не только даровать вечную жизнь, но и еще сделать искусными, а без скорбей сего сделать нельзя. Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ. Значит, и мы, если хотим умертвить свою смерть, должны умереть произволением. Это и апостол говорит: если зерно, пав, не умрет, не оживет (ср.: 1Кор. 15, 36). Значит, Господь тебя любит, ибо Господь, кого любит, того наказывает… Если же остаетесь без наказания… вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 6, 8) (прп. Анатолий, 20).

* * *

Скорби терпеть должны мы. А не совладаем с собой, то должны зазирать себя и каяться… Скорби от всех старайся нести (прп. Анатолий, 20).

* * *

В скорби проси помощи Божией, потому что не вотще сказано во Святом Писании: Призови Меня день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49, 15) (прп. Анатолий, 20).

* * *

Чем кто больше скорбей здесь несет, тем легче тому войти в то вечное Царствование (прп. Анатолий, 20).

* * *

Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастись невозможно. В скорбях сокровенна есть милость Божия! Так учат святые отцы. Терпи, и ты спасешься (прп. Анатолий, 20).

* * *

Не забывай заповеданного тебе. Особенно – молитвы Иисусовой и толкования, что в скорбях сокровенна есть милость Божия. И чем, значит, больнее, чем глубже хватает за сердце, тем больше пользы для души, тем больше милости Божией. Верно знай и веруй, что неизбежно всем имеющим наследовать жизнь райскую вкусить от горького древа искушений, но за все это воздастся сторицей. При умножении страданий моих в сердце моем утешения Твои (Господи) веселили душу мою (Пс. 93, прп. Анатолий, 20).

* * *

Если обымут тебя скорби – радуйся, ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царство Вечное (прп. Анатолий, 20).

* * *

Очень сочувствую тебе в скорбях твоих. Но это не есть наша погибель. Господь возлюбленным Своим ученикам обетовал: «В мире скорбь иметь будете, и мир возрадуется, вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится, и радости вашей никто не возьмет от вас» (ср. Ин. 16, 33, 20, 22). Теперь сама смотри: если хочешь возрадоваться радостью неизглаголанной, то потерпи те скорби, которые от Бога посылаются тебе, и не раскаешься (прп. Анатолий, 20).

* * *

Будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! K тому ж ты и сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид (прп. Анатолий, 20).

* * *

Все-то тебе хочется попасть в рай, да прямо без скорбей. Нет, матушка, без скорбей монах – головешка. А мы желаем тебе веселья вечного. Не унывай, все пройдет. Все святые сим путем, т.е. скорбным, шли (прп. Анатолий, 20).

* * *

Не изыскивай сама себе скорбей, которых ты искать не обязана, а ищи, и зело ищи Того, Кого мы с тобой обязаны, и неотложно обязаны, искать: ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очень наших! И не постыдимся (прп. Анатолий, 20).

* * *

Скорби – добрый знак, показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и себя укоряй (прп. Иосиф, 19).

* * *

Ты описываешь свои скорби. Это Божие определение, Он сказал: В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Если терпеть не будешь скорбей и если и будешь терпеть, да с ропотом, с гневом, с досадой, с раздражение, что это за терпение? Это только укоренение в себе злобы, гнева, и от этого – гордость. Ничего нет удивительного, что монах терпит скорби, которых мир не знает.

Путь в Царство Небесное – узкий и тернистый, по которому прошел первый Сам Спаситель мира, и все хотящие быть в Небесном Царствии, тем в него иного пути нет, как только узкого и прискорбного (на малое время). Так вот, радость моя, монах не на скорби и труды должен смотреть, а что ожидает за скорбями – там неизглаголанная вечная радость, там свет Трисолнечного Божества никогда-никогда не перестает веселить злотерпящих на юдоли земной (прп. Иосиф, 19).

* * *

Пишешь, что скорби и скорби, и о том только и думаешь, что скорби. А скорби ведут на небо: так устроено Богом для очищения грехов, и недопущения до больших проступков, и для получения вечнорадостной блаженной жизни на небе. А ты обижаешься на Бога, что Он в рай тебя как бы насильно тащит. А ты эти маловременные скорбишки часто-часто сравнивай с адскими огненными мучениями бесконечными, которые ты заслужила грехами.

Одумайся и скажи: «Господи, благодарю Тебя за скорби. Мало мне, грешной, этих скорбей, пошли их больше мне, только избавь от адских вечных мучений и томлений бесконечных» (прп. Иосиф, 19).

* * *

Должно помнить, что без скорбей все-таки обойтись нельзя. Но при единодушии с близким человеком скорби облегчаются. Ибо, по пословице, рука руку моет, т.е. один другого поддерживает (прп. Иосиф, 19).

* * *

Пишешь, что находишься в скорби: погорело все в корпусе, что делать? – Что погорело, того не воротишь, а чтобы получить душевный покой, то надо считать, что за грехи Господь попустил (прп. Иосиф, 19).

* * *

Скорби необходимы для нас. Для спасения нашего и посылает их Господь соразмерно силам нашим, и никакая скорбь не может приключиться нам без воли и попущения Божия. Этому веруй несомненно, ибо это учение святых отцов о скорбях. Также надо радоваться, когда видишь умножающиеся скорби, ибо они признаком считаются Божия промышления о человеке. Переноси со смирением, считая себя стоящей всего, людей не обвиняй и считай виновной только одну себя во всем и свои грехи. Да молись Богу, прося у Него терпения себе и не унывай, ибо временные скорби ходатайствуют вечную радость. За оскорбляющих тебя молись Богу и не желай им зла – так Господь повелел (см. Мф. 5, 44) (прп. Иосиф, 19).

* * *

Пишешь, что тебе приключилась великая скорбь – тебя лишили места в церкви, и ты даже в церковь перестала ходить. – Эх ты, Пелагия, Пелагия! Знаешь ли ты, что значит твое имя? Пелагия – слово греческое, по-русски означает «море». Ты ведь знаешь, что в море бросят, все в нем потонет. Этот урок старайся к себе приложить. Какая бы скорбь ни приключилась тебе, говори себе: «Ведь я – море, во мне, при помощи Божией, потонет всякое горе». И молись Господу, чтобы всегда так было, т.е. чтобы всякая скорбь утопала в тебе бесследно, как будто ее и не бывало. Неважное дело, что тебя составили с места. В храме Божием мест много. За своим старым местом не гонись, а только усердней Богу молись да не гордись. А будешь гордиться, дело твое никуда не годится (прп. Иосиф, 19).

* * *

Что не было чувствительных скорбей, то Бога благодари, покрывающего тебя, но беспечности не предавайся. Пишут святые отцы, что иным посылает Господь скорби в начале, иным – в середине пути, а иным – уж на конце поприща по Своему премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее воле Божией предай (прп. Иосиф, 19).

* * *

Описав свои скорбные обстоятельства, вы спрашиваете меня, грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы желаете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от этого быть не может, а напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: «Побежишь от волка, нападешь на медведя». И Господь наш Иисус Христос в святом Евангелии нигде не заповедал своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), и претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22). И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби. И все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем. – А потому и вы, честнейшая матушка, если желаете уневеститься Христу в чертоге Небесном, не отрицайтесь86 нести иго начальствования, возложенное на Вас Самим Господом, а лучше предайтесь в Его святую волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает (прп. Иосиф, 19).

* * *

Смотри глубже духовными очами веры на Начальника веры Иисуса Христа, что претерпел Он, будучи безгрешен. А мы-то что? Правда, люта зима скорбей, но что бывает после зимы? Прекрасная теплая весна, майское лучезарное солнце, птички, бабочки, цветы – все это радует сердце человека и как бы согласно говорит: «Забудь зиму и ее невзгоды». Старайся, родная, предаваться воле Промысла Божия, который каждого ведет своим спасительным путем. Надо же испытать и скорбное, старайся удерживать себя от ропота. А когда поропщешь, приноси Сердцевидцу покаяние и укоряй себя (прп. Иосиф, 19).

* * *

Не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости соединены друг с другом, так что радость несет скорбь, и скорбь – радость. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). День сменяет ночь, ночь – день, ненастная погода – вёдро, так и скорбь и радость сменяют друг друга. Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: Если остаетесь без наказания… вы незаконные дети (Евр. 12, 8). Не надо унывать. Пусть унывают те, которые не веруют в Бога, для них, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют, но людям верующим не должно унывать, так как скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царствие Небесное. «Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убоящася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси»87. Скорби и есть «огненное прещение», или испытание, но не надо бояться их, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения (прп. Варсонофий, 20).

* * *

Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия Промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются или для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этой болезнью он избавляется от большего зла, которое он намеревался сделать (прп. Варсонофий, 20).

* * *

Сильные скорби – всегда признак особенной благодати Божией, только надо перетерпеть (прп. Варсонофий, 32).

* * *

Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, Святителю Николаю, святому, имя которого носите, – и скорбь облегчится (прп. Нектарий, 25).

* * *

Если все случающееся принимать близко к сердцу, то нас и на месяц не хватит (прп. Никон, 21).

* * *

Как скорби переносить? Положиться на волю Божию. А о тех, кто кого считает виновниками, думать, как у преподобного Марка Подвижника написано, что они только орудия нашего спасения (прп. Никон, 21).

* * *

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их (прп. Никон, 21).

* * *

Избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали. В трудах люди не участвуют, посему овладела ими гордость совершенно (Пс. 72, 5–6). Мы должны жить в трудах и скорбях, должны получать раны (прп. Никон, 21).

* * *

Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией – и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу (прп. Никон, 21).

* * *

Когда скорби обуревают души наши и колеблется сердце наше, смущаются мысли наши, единое прибежище – Господь (прп. Никон, 21).

* * *

Унывать не следует. И в скорбных переживаниях сокрыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Господь жизнь нашу. И потеря отца промыслительна. Верь сему (прп. Никон, 21).

* * *

Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания достойным себя скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Пример двух разбойников. От предания себя воле Божией в сердце человека является духовная сила веры и духовное утешение. Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы каким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения. Предание себя Богу: Его воле о нас, Церкви с ее учениями и Таинствами, евангельскому учению. Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей – в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить (прп. Никон, 20).

* * *

В наших скорбях человеки лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все (прп. Никон, 20)!

* * *

Преподобный Марк Подвижник говорит: «С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны, приличное наведение для каждого ведает Един Бог». «Наведением» называется то, что Господь попускает (наводит) человеку терпеть, иначе говоря, скорби. Если скорби зависят от нашего душевного устроения, то не на кого роптать. Смиримся и потерпим. Преподобный Марк советует признавать смиренно себя достойными всякой скорби как должного возмездия за грехи, а потому и терпеть их (т.е. скорби) мужественно, привести себя в покаянное настроение (прп. Никон, 20).

* * *

Скорби обнаруживают злые мысли наши, открыв себе эти мысли – смиримся (прп. Никон, 20).

* * *

Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответствуют.

Отсрочка и несходство наказания с проступками нашими приводят некоторых к неверию правде Божией. Помыслы – причина всякого скорбного случая (прп. Никон, 20).

* * *

Скорби попускаются, чтобы обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами (прп. Никон, 20).

* * *

80

Носящий диадиму – носящий венец, т.е. царь.

81

Зельность – великость, болезненность.

82

Будешь оскорбляем, унижен, изгнан и испытаешь все скорби.

83

В синодальном переводе: Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее.

84

В синодальном переводе: От скорби происходит терпение, от терпения опытность.

85

Слова святого Марка Подвижника.

86

Отрицаться – отказываться, отрекаться.

87

Kанон утрени.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle