составитель Терещенко Т. Н.

Источник

СПАСЕНИЕ

Души спасти – не лапоть сплести (прп. Лев, 22).

* * *

Бог печется и промышляет о нас более, нежели сами мы, Он устраивает наше спасение, однако ж не хочет, чтобы мы искали его в здешней отраде, но в скорбях, в теснотах и в болезнях. С ослабой ли вошли в Царство Небесное отцы и матери наши? Не паче ли тесным и прискорбным путем прибрели его? Они скорбели, но не стужали и не малодушествовали, и это служило им отрадой в лютейших скорбях, душевных и телесных, по претерпении которых и совершенном смирении получили и совершенное успокоение, и даже духовное дарование (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты описываешь свои неисправности и не видишь надежды спасения в делах своих. Плоха нам надежда на дела наши. Хоть бы и были они, то без любви и смирения никакой пользы от них не получим, а смирение и одно сильно спасти нас; об этом надо попещись – стяжать оное, и надежду на заслуги Спасителя нашего и на Его милосердие (прп. Макарий, 20).

* * *

Я не думаю, что вы полагаете свое спасение в исполнении правил, но предостерегаю вас от этого. И не только не надеяться на правила и на дела, но даже и на духовные дарования, – много и этим были обольщаемы, но на милосердие Божие возлагать надо [надежду] о своем спасении. Надо и делать, но с великим смиренномудрием (прп. Макарий, 20).

* * *

Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И при этом надо иметь самоотвержение, т.е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствующим и наставникам, как учат святые отцы (прп. Макарий, 20).

* * *

Спасение наше состоит в вере и в уповании на милосердие Божие, предании в Его святую волю себя и всех нас (прп. Макарий, 20).

* * *

В чем же состоит успеяние нашего спасения? Как вы полагаете? В том ли, чтобы проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и этим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит в смирении. Когда мы, и делая благо, не полагаем во оном надежды спасения, но считаем себя землей и пеплом. Когда же мы, делая, что благо, возомним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили свое мудрование, почитая себя хуже всякой твари. Или вы не знаете, что Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью? Теперь понимаете ли вы, что обеты монашеские и сама одежда есть нам помощь к стяжанию смирения (прп. Макарий, 20)?

* * *

Вы имеете желание приблизить себя к Богу и получить спасение. В этом состоит весь долг каждого христианина; но это совершается через исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до любления врагов (прп. Макарий, 20).

* * *

Без самоукорения, смирения, терпения и любви спастись неможно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражии низлагаются (прп. Макарий, 20).

* * *

Послушание и смирение – без труда спасение (прп. Амвросий, 1).

* * *

Главное средство ко спасению – претерпение многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях Апостольских: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14, 22) (прп. Амвросий, 1).

* * *

В письме своем ты выразила главную свою мысль, главное свое желание, что ничего более не желаешь своему N., как спасения его души. Если так, то не скорби много о его внешнем настоящем положении, по всему прискорбном, неустроенном и затруднительном. Но оно по Промыслу Божию послалось ему для пользы душевной, чтоб осмотрел себя со всех сторон и понял суету настоящей жизни и по примеру других не предавался бы более этой суете, и утешениям, и наслаждениям скоропреходящим. Когда помышляем о спасении ли собственном или о спасении нам близких, то всегда должны твердо помнить, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14, 22), как учит нас Слово Божие; и по слову апостольскому, Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Старайся содержать все это в памяти и почаще молись так: «Господи! Ты един вся веси, вся можеши, и всем хощешь спастися и в разум истины приити. Вразуми сына моего познанием истины Твоея и воли Твоея святыя, и укрепи его ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй!» Если так будешь делать, то будешь получать облегчение в скорби своей и вместе оказывать духовную помощь сыну своему (прп. Амвросий, 1).

* * *

Спрашиваешь, как вам жить, чтобы спасти души свои. Читайте почаще пятую, шестую и седьмую главы евангелиста Матфея и старайтесь соблюдать заповеди Божии и жить свято, удаляясь всякого греха, а в прежних грехах кайтесь пред Богом и исповедайтесь пред духовником (прп. Амвросий, 1).

* * *

Сожалеешь, что сновидение твое не сбывается и ты все живешь. Не ложны апостольские слова: Долготерпение Божие почитайте спасением (2Пет. 3, 15). Слова эти означают: если долготерпит нас Господь и прилагает дней жизни, то делает это для спасения нашего. Вот Господь помог тебе оказать ближнему любовь и сделать доброе дело – убедить старообрядца приобщиться Святых Таин, а Господь за чашу студеной воды без мзды не оставляет. Говоришь, что у тебя водянка; с этой болезнью нельзя рассчитывать долго жить, а лучше всего положиться на волю Божию и чаще вспоминать евангельские слова: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), и претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22) (прп. Амвросий, 1).

* * *

Иди мытаревым путем – и спасешься, говори: «Боже, милостив буди мне, грешной!» (см. Лк. 18, 13)(прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т.е. в благом изволении благоугождать Господу, тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5)...

Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Итак, заботящийся о своем спасении должен внимать только своей пользе душевной, идя путем послушания и отсечения своей воли, и должен быть благодарным и располагаться любовью к тем, кто заботится о нас и помогает нашему спасению своими советами, хотя бы и терпкие иногда употреблял средства. Но никак не должен позволять себе судить собственные дела и поступки духовного своего помощника или делать что-либо без ведома его. В противном случае жизнь наша будет беспорядочнее живущих по своей воле и разуму. Труды и скорби понесем, но мзды себя лишим (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божие хотение (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Господь всех равно призывает, а быть между избранными от самого человека зависит (прп. Амвросий, 15).

* * *

Вопрос:

– Помысел пришел: зачем спасаться? Не спасемся все равно, как ни живи. K тому же теперь нет спасающихся, как написано в видении афонского монаха.

Ответ:

– Это сказано к тому, что теперь совершенных во всем нет, а спасающиеся есть. Не каждый может быть генералом, а иной – генерал, другой полковник, майор, офицер, солдат и простой человек, такой же, как и они (прп. Амвросий, 20).

* * *

Чем поможешь, когда Бог попускает? Не на погибель же Он на нас попускает искушения, беды, скорби и болезни, потому что иначе и надежды спасения негде отыскать. А Господу Спасителю нашему, за спасение наше умершему позорной Крестной смертью, хочется всех спасти. Он зовет, учит, угрожает – а мы что? Мы себе почиваем на одре лени и самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много; ну, и некогда подумать о душе своей и о вечности (прп. Анатолий, 18).

* * *

Пишешь, что любишь 7-ю неделю не меньше Светлой, то это так и должно быть, ибо в ней вспоминаются спасительные страдания Господа ради нашего спасения (прп. Иосиф, 19).

* * *

Много нам надо работать над собой, а всякая работа непременно требует понуждения, терпения и смирения. Да, родная, большого внимания требует от нас наше спасение. Враг нашего спасения бодренно сторожит за нами чемлибо воспрепятствовать вход наш в райские обители. Главные орудия врага – это суть рассеянность. Забвение, нерадение, многозаботливость о настоящем веке. Но кто захочет восхитить Царство Небесное, то для того иго Христово благо, и бремя Его легко (Мф. 11, 30) (прп. Иосиф, 19).

* * *

То, что мы еще живы, означает, что Господь терпит наши грехи и ожидает нашего исправления, а если кто законно потрудится о спасении, то того берет Господь в то время, когда он становится достойным милости Божией. Ленивых же и нерадивых берет смерть после того, как они перестанут подавать какую-либо надежду на свое спасение. Нам дана свобода выбирать вечную радость или горе; потщимся же избрать первое (прп. Иосиф, 19).

* * *

Некоторые говорят, что все люди, какую бы они веру ни исповедывали, спасутся; и еще: Господь не указал нам, какую содержать веру. Это – ложные мечты человеческие. Что не все спасутся, видно из святого Евангелия. Изображая Свой Страшный Суд, Господь прямо разделяет всех людей на два разряда, и одних поставляет одесную Себя и вводит в Царство Небесное, а других ошуюю и отсылает в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (см. Мф. 25, 31–46). И наследующих Царство Небесное будет меньшая часть – даже и из православных только те, которые будут жить по-православному. Это также видно из слов Самого Господа: Много званых, а мало избранных (Мф. 20, 16). О втором же возражении, т.е. что Господь не указал нам, какую содержать веру, должно сказать, что это – клевета на Бога. Ибо не для того ли Сын Божий и на землю сходил, чтобы преподать людям ясное и подробное учение о том, как они должны веровать и располагать жизнь свою по вере? Поэтому и говорил Он: Не нарушить пришел Я закон Моисеев, но исполнить (Мф. 5, 17). И еще говорил о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). И учение его названо глаголами жизни вечной (см. Ин. 6, 68). И потому – всех Он призывал к Себе, говоря: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37). И еще: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и пр. (Мф. 11, 28–29). А по воскресении Своем, посылая учеников Своих на проповедь, Господь повелел им учить все народы, чтобы соблюдали все заповеданное Им (см. Мф. 28, 20). Апостолы же все заповеданное Господом истинное вероучение и нравоучение изложили письменно в святом Евангелии и своих посланиях. Последующие же за ними святые отцы и учителя Церкви Христовой в подробности изъяснили все это истинное вероучение и нравоучение, содержащееся в Священном Писании во всей полноте и чистоте, безо всякой примеси человеческих неправых мнений и разумений. И в начале эта Христова Церковь была одна и единственная во всем мире. И только с IX века Римские папы самовольно стали примешивать к истинному Христову учению свое лживое умствование, через это и отделилась Римская Церковь от Православной Восточной. И чем далее время шло, тем более прибавлялось в Римской Церкви заблуждений; и дошло наконец до того, что некоторые недовольные ею римские католики отпали от нее и образовали свои Церкви, протестантские, еще далее отступавшие от Православия.

О важности же послушания Святой Христовой Церкви Сам Господь в святом Евангелии сказал: Если Церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17) (прп. Иосиф, 19).

* * *

Не советую прекращать торговлю… будущее покажет, а теперь кормитесь, и слава Богу. Да, трудно торговать, и мы сейчас ведем торговлю, но другую. Мы спасаем души, духовно питаем их, и за их святые молитвы цепляемся сами и спасаемся – так и идет все в круговую (прп. Варсонофий, 29).

* * *

Полагайтесь во всем на волю Божию, кто жаждет спасения и вопиет ко Христу: «Спаси меня, Господи, как Ты Сам знаешь!» – того Господь спасет.

Расскажу страничку из моей жизни.

У меня всегда было желание спасения, но окружающие меня люди были глубоко равнодушны к вере, опоры найти было не в ком. А между тем мысль говорила мне, что так жить нельзя. Я не знал, на что решиться. Один знакомый инок утешил меня:

– Предайтесь в волю Божию, когда молитесь утром и вечером, всегда говорите: «Ими же весть судьбами спаси меня, Господи!» – и спасет.

Так и молился и всегда ходил ко всенощной в церковь Иоанна Крестителя при монастыре и молился:

– Святый Пророче, Предтече Господень, спаси меня.

У обедни часто бывал в СпасоПреображенском соборе и там, у раки святого Варсонофия, молился:

– Святый отче Варсонофие, помози мне!

Не знал я, что выбрать, идти в монастырь боялся, там поклоны да посты – редька, квас, а я избалован. Затем – командовать все станут, а я привык к некоторой власти, не выдержать мне – но Господь все устроил, и я теперь, хоть недостойный, но инок. На вид случайно, но, конечно, по Промыслу Божию узнал я об Оптиной пустыни и о старце о. Амвросии, взял отпуск на двадцать восемь дней и приехал к нему для решения вопроса, как мне жить. Батюшка Амвросий сказал:

– Надо в монастырь идти, но не сейчас, а через два года, – и дал мне некоторое послушание.

А через два года я и поступил в скит Оптиной пустыни.

Так и вам поможет Господь на вашем жизненном пути. Молитесь Матери Божией, Она будет ходатайствовать за вас и в этой жизни, а по смерти поможет пройти мытарства и достигнуть Царствия Небесного (прп. Варсонофий, 29).

* * *

Если будешь только ожидать благоприятных условий для спасения, то никогда не начнешь богоугодной жизни (прп. Никон, 21).

* * *

Немощны мы. Ничего не можем сделать своими силами. Какое бы ни было великое дело, все это – внешнее, земное. Все по воле Божией и по неисповедимым судьбам Его обращается в ничто. Все – временно, и дорожить им мы должны, поскольку оно служит нам для спасения нашей души. Одно только это надо неизменно помнить и об одном только этом, спасении своей души, заботиться, а все остальное предать в волю Божию. Смиряться должно (прп. Никон, 21).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle