ПОДВИГ
О каких ты поминаешь подвигах? И смущает тебя, что вы не так живете, как должно в обители. Подвигов хочет от нас Господь посильных, служащих к обучению нас в добродетелях, но со смирением. А о жизни вашей, ежели бы вы видели, что живете как должно, исправляя все повеленное, все бы это не составило еще совершенства, а самолюбие твое могло бы увлечь тебя к обольщению. Лучше, видя свою нищету, всегда зазирать себя и повергать перед Богом со смирением, нежели видеть свои исправления. Держите путь средний, смиренный, а не восходите безвременно на высокий, не вашей меры путь. Зря свою нищету, никого не зазирайте, не осуждайте, считайте себя последнейшими всех, и когда случится от кого принять укоризну или презрение, считайте себя того достойными (прп. Макарий, 20).
* * *
Болезни твои вместо подвигов тебе вменятся, а может быть, без них могла бы впадать и в страсти – еще лютейшие болезни (прп. Макарий, 20).
* * *
Телесные подвиги и труды требуются только от крепких телом: немощным же более полезно смирение со благодарением. Смирение может заменять труды телесные, которые без смирения не приносят никакой пользы (прп. Амвросий, 1).
* * *
Жить в простой хижине и не смиряться – к хорошему не приведет. Немощному душой и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью. Суровую жизнь могут проходить редкие и только крепкие телом, которые без вреда могут переносить и холод, и голод, и сырость, и долулежание12. А по слову преподобного Иоанна Дамаскина, немощным телом полезнее смирение и благодарение, нежели телесные труды и подвиги, к которым они неспособны (прп. Амвросий, 1).
* * *
Главный подвиг в смирении заключается, телесных же подвигов при слабости твоей не будут налагать на тебя (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Евстолии пишу, чтобы больше грехи свои и неисправления замечала, а не подвиги. Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию, как и Господь указал в притче о мытаре и фарисее. Скажи ей это, и пусть она не унывает, что у нее не стало ни молитвы, ни подвигов. Те подвиги, о которых она много думала, не подвиги были, а искушения от врага на ее пагубу. Пусть она считает себя ничего не стоящей, самой последней и грешной, пусть всегда кается о своих недостатках и неисправлениях и смиряется перед всеми, и это будет Господу приятнее всех ее самочинных подвигов. Не трудам, а смирению дает Господь награду (прп. Иосиф, 19).
* * *
Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы весь ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением13, и веруйте: Близ Господь всем, призывающим Его во истине (Пс. 144, 18)14(прп. Варсонофий, 29).
* * *
Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, если будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее (прп. Никон, 20).
* * *
Долулежание – здесь: сон на голой земле.
Прещение – то, что претит, отвращает.
В переводе П. Юнгерова: Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его истинно.