составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ПРЕЛЕСТЬ

Сестре Е. за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатью помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, которую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергла сама себя в ров пропасти; равно и кто начнет нудить себя, и повинуясь, по преданию святых отец, и отсекая свои хотения, даруется ему смирение, изгоняет гордыню и с нею прелесть (прп. Лев, 20).

* * *

Изволите ли знать, что есть прелесть; прелести суть разнообразные имут действие, по мере возношения ума и сердца помрачается ум и пленяется в мнение и от занятия собой, и само мышление верует мнениям и мечтам, представляемым ему от всеобщего врага – диавола, и этим исступает и произносит те нелепости, как ему представляется от мнения и мечт, и это значит прелесть (прп. Лев, 20).

* * *

Когда творишь молитву… имела бы крайнее смирение и память о своих грехах, моля о помиловании, и как можно бы остерегалась увлекаться в мнение о себе и искать чего высокого. Прелесть весьма близка (прп. Макарий, 20).

* * *

Главная причина прелести во всяком случае есть гордость и самочиние (прп. Макарий, 20).

* * *

Жаль бедную девушку, что она впала в такое омрачение, считает ненужным молиться, потому что молится только устами, а сердце холодно, и никак ее не убедишь, а все находится в своем мнении; кажется, это прелесть. Она, верно, имела теплоту в молитве и увлекалась ею, что заметно из слов матери, ибо она говорила ей, что ничего бы так не желала, дабы только быть свободной и молиться Богу. Должно быть, наказательное попущение, но силен Господь и помиловать ее, и дать ей чувство смирения (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты ищешь жару в молитве – по безумию. Ежели и подумаешь, что получила, то будь уверена, что это прелесть. Ты исправь жизнь свою, будь смиренна, молись смиренно, Бог приемлет молитвы смиренных. А когда ты сама будешь давать цену своей молитве, то это уже прелесть. При такой неисправности молись о том, да даст тебе Господь исправить жизнь свою и видеть свои грехи, не осуждать никого (прп. Макарий, 20).

* * *

Видишь, в какую высоту ты доспела, – когда стоишь на молитве или станешь мысленно молиться, то ничего не помнишь земного. Ты думаешь, это истинная молитва? Но, напротив, истинная прелесть, приводящая тебя в высокоумие, и паки на мнимые небеса тебя вознесут, а я советую смиренно молиться, видеть свои грехи и отнюдь не думать, что достигла такой непарительной молитвы. Явно враг уступает и не борет тебя, чтобы обольстить высокоумием, и слезы твои неправильные. «Кто не помышляет себя грешным, того молитва не благоприятна пред Богом», – пишет святой Исаак (Слово 55) (прп. Макарий, 20).

* * *

Тебе же хочется видеть, что ты хорошо живешь и спасаешься, а не понимаешь, что от этого рождается прелесть, а немощи-то нас смиряют (прп. Макарий, 20).

* * *

Спрашиваешь меня о молитве Иисусовой, но как я сам не искусный в этом делании, то и не могу дать тебе решения. Святые отцы учат, но и предостерегают от прелести, а мы принимаемся и ищем высоких; весьма много впали в прелесть от самочиния и самомнения. Призывать Иисуса со смирением и на страсти хорошо, но при этом воспаляться гневом несовместно, как бы не попасть в прелесть (прп. Макарий, 20).

* * *

Что толку из того, что ты сидишь одна, и дверь на крючке заперта? Ты молишься и думаешь, что тем уже спасешься; желаешь мантии, и будто только одного этого недостает. А что с тобой стало случаться? Уже предведение, сонные видения и явные явления, которые ты все принимала за благо, и обольстилась своей святыней до того, что и явно стал враг являться. Какие это плоды? Плоды гордости, а ты все принимала за благо, да и теперь думаешь, что за подвиги твои враг на тебя восстает, а того не понимаешь, что за гордость наказуешься от Бога (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты пишешь о неотступно находящейся при N. молитве и о прочем; надо узнать, нет ли у нее тайного мнения об этом, и оттого увеличиваются ее немощи; надо молиться Господу, да не попустит впасть в прелесть (прп. Макарий, 20).

* * *

На высокое не простирайтесь, а более смиренными водитесь, ибо прелесть опаснее самых слабостей, и неудобь исцеляема (прп. Макарий, 20).

* * *

Бедная, идет своим путем, летит прямо на небо с молитвой от сердца; хотя и мечтает, что много окормляется, но я опасаюсь за нее – как бы не впала в прелесть (прп. Макарий, 20).

* * *

Вас более смущает то, что вы не можете в церкви при всех мирно молиться, выходя из нее, чувствуете, что совсем не были, а дома молитесь лучше и возносите умиленные молитвы. Вы не понимаете, что это есть сильная прелесть, лишающая вас спокойствия; когда вы, молясь уединенно, думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что оная молитва Богу неприятна, хотя бы были и слезы, и чувство умиления; когда все это не имеет глубокого смирения, то есть прелесть. В церковной же молитве вы, ища такого ж чувства и не находя его, считаете себя не молившейся и смущаетесь, а это есть последствие или плоды домашних ваших молитв; враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, что и доказывает основание молитвы вашей на высокоумии. Вы молитесь просто, не ища в себе высоких дарований, считая себя недостойной оных, то будете и спокойны, и хотя видите хладность молитвы своей, тем паче имейте в чувстве смирение, что «я недостойна», но без смущения, то, верно, оная принята будет у Господа лучше той, о которой вы мните, что молитесь хорошо… Совет мой вам: не оставлять церковной молитвы, но смиренно во оной молиться и не смущаться о том, что будто бы «не молилась и не была», и эту мысль от себя отвергать, а о домашней не возноситься, то и будете мирны. Знайте, что плод гордости и возношения есть смущение и неустроение, а плод смирения есть мир и спокойствие; от гордости произошло все зло, а от смирения все благо (прп. Макарий, 20).

* * *

Из разговоров ее с тобой заметны в ней признаки прелести. – Слова ее: «Зачем избирать в руководителя человека, разве Дух Святой не может без посредства людей научать всему нас», – показывают мудрование лютеранское. И что руководствует ее во всем Царица Небесная – это признаки прелести, показывает в ней самонадеянность. Бывать тебе у нее не мешает и, чем можно, при помощи Божией помочь ей. Дай прочесть ей в 1-й части «Добротолюбия» «О трех образах молитвы» и 5-е поучение аввы Дорофея и посмотри, как она понимает, а лучше бы всего ее сюда к нам направить (прп. Иларион, 20).

* * *

На вопрос твой, может ли враг принять вид Владычицы и являться прельщенным? – Может (прп. Иларион, 20).

* * *

Частое повторение в твоих строках «прельщенная» ни к чему хорошему не ведет, а пожалуй, через это еще кичение может быть, приятное врагу. Не повторение нужно, а сознание в чувстве, окаивание себя и исправление. Не велика честь быть прельщенной, столько лет живя под руководством старца (прп. Иларион, 20).

* * *

Хотя мы и должны друг за друга молиться, но не должны своим молитвам приписывать чудодейственную силу, думая, что просимое нами будет Господом непременно исполнено. Такое мнение исходит от гордости и ведет к прелести (прп. Иларион, 20).

* * *

Бесовское наругание, попущенное ради твоего высокоумия, а цель его всегдашняя – смутить и отвлечь человека от смиренного молитвенного состояния. И благоухание иногда, и иногда смрад – все это прелесть вражия, по слову святого Симеона Нового Богослова. Враг возводит тебя до небес и низводит в бездну – и то, и другое ради твоего высокоумия (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Потребно нам иметь более всего смирение искреннее перед Богом и перед всеми людьми и более бояться и остерегаться самомнения, и тщеславия, и самого тонкого, что мы стяжали нечто духовное. Особенно бойся верить внешнему и внутреннему свету и искусительным блистаниям. Малейшее в нас сомнение показывает уже, что это с противной стороны. А другие признаки, погрубее, явно уже доказывают, что это не вино духовное, а уксус вражий, который вскоре после показывает свое действие в различных страстях (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Господь да сохранит нас от всякого зла, и особенно от прелести вражией, которой явный признак – беспорядочное смущение и внушение самомнения и вслед за тем студные помыслы, или пожелания мирские, или чувство гнева и раздражительности (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Ты... так увлеклась своеразумием и своечинием, что, презирая совет и действуя по-своему, дошла будто бы до самодвижной молитвы сердца во время сна. Это бывает у редких и из святых людей, которые достигли крайнего очищения от страстей. Люди же еще страстные, как поведал нам некто, сам это испытавший, прислушиваясь в полусонии к подобному внутреннему движению, как твое, услышали – что же? Услышали «мяу» кошачье, хитро произносимое наподобие слов молитвы. Сестра! Надобно смириться. Мера наша еще очень маленькая. Как бы не попасть в сети врага, и особенно в тонкую прелесть, потому что подверженные прелести вражией бывают неудобоврачуемы. Скорее всякого грешника можно обратить к покаянию, нежели прелестного вразумить. А ты уже и пишешь, что не понимаешь, в чем состоит покаяние (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Прелести вражией более всего бойся при слезах и радости, по совету Лествичника, отвергая приходящую радость как недостойная, чтобы не принять волка вместо пастыря. Не вотще сказано: Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом (Пс. 2, 11). И о мироносицах пишется, что они бежали от гроба со страхом и радостью. Все это показывает, чтобы мы были осторожны касательно мнения о себе, когда покажется нам, что будто бы что-нибудь стяжали духовное и благодатное. Такое мнение везде выставляют началом и виной прелести богомудрые и богодухновенные отцы, особенно преподобный Марк Подвижник и Исаак Сирин пишут, что нет добродетели выше покаяния и что покаяние до смерти потребно не только грешным, но и праведным, потому что и праведник седмижды в день падает и что самое совершенство совершенных несовершенно. По этой причине и все святые всегда смирялись и имели себя под всею тварью, потому и пребывали непадательны (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Видения, бывшие тебе и представлявшиеся, не истинны, както: видение воскресшего Господа, видение Божией Матери и другое прочее подобное. Вперед не верь ни снам, ни видениям. Все это опасно и обольстительно и не увенчивается добрым концом. Самые плоды настоящей твоей жизни могут служить тебе ясным доказательством, что ты был обманут и увлечен самомнением от бывших представлений и мнимой чистоты, и светлости ума, и случавшимися слезами, и умилением. Все это питало в тебе тайное и тонкое кичение и обольщение вражие, от которых произошли потом горькие плоды. Впрочем, отчаиваться не должно. Не является грех побеждающим человеколюбие Божие. Силен Господь поправить твои душевные обстоятельства, если понудишься положить новое начало с истинным покаянием и искренним смирением. Прежний образ молитвы оставь и не дерзай восходить умом на небо и представлять непостижимое Божество во образе. Благоговейно поклоняйся на иконе образу Святой Троицы, но не представляй умом Божество в таком виде – это опасно, по учению святых отцов, Григория Синаита и других. По краткости теперь нет возможности распространяться о сем. Если хочешь поправить испорченное дело, то подражай в молитве мытарю, о котором Сам Господь говорит, что он не смел и очей телесных возвести к небу, а об уме и говорить нечего, т.е. никак не дерзал умом восходить на небо, а стоял пред Богом со страхом и смирением, как зримый свыше от Господа, и прося помилования: «Боже, милостив буди мне, грешнику», и, не дерзая спорить с фарисеем, который явно уничижал его. Вот образ покаяния и возвращения на правый путь для всех согрешивших. И ты ни с кем не спорь и никого не учи, а только внимай своему покаянию и исправлению собственной жизни во страхе Божием, со смирением и самоукорением, не оправдываясь и не отвергая укоризны со стороны, кольми паче никого не судя и не осуждая (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу об избавлении: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! Господи, не попусти врагам до конца поругаться над созданием Твоим, которое Ты искупил Честною Твоею Кровью». Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно, и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась, да и самолюбию твоему будет неприятно считать себя прельщенной. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудобно изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объяснение, скрывала, сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да избавит нас Господь (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Тебя враг смущает разными недоумениями. Отцы святые советуют не страшиться, призывая имя Божие, тем более что не самочинно, а по благословению начала ты дело сие. А чего не понимаешь, оставляй без особенного значения, не отвергая и не принимая, как советует преподобный Марк Подвижник духовным младенцам, как, например, то, что ты видела Христа распятого внутри сердца, и Спасителя, сидящего в темнице в красной одежде, и какой-то непонятный свет. Это и подобное тому предоставляй все воле Божией, говоря себе: Бог Един весть полезное и спасительное.

Прочитай в «Добротолюбии» все места о прелести и остерегайся обозначенных признаков прелести. Остальное предоставь все воле Божией (прп. Амвросий, 18).

* * *

Мавра ваша, как видно из вашего описания, находится в прелести. – Что делать? Это и у нас иногда случалось и случается. Таких прельщенных покойные наши старцы определяли в черные труды. Так как прелесть есть следствие гордости и самомнения, то черной работой хотя несколько сбивается проклятая гордость. Не мешало бы и вам свою Мавру заставить в кухне хоть что-нибудь помогать по ее силе, например, картофель чистить или посуду мыть и прочее. А уединенную жизнь разрешить ей ни под каким видом не следует. Ибо, как вы заметили, от этого она должна совсем с ума сойти. – Часто сообщаться Святых Таин ей также не следовало бы. Пусть бы духовник ее сначала склонял ее к смирению и самоуничижению (прп. Иосиф, 19).

* * *

Послушница Евстолия, молитвенница, боится впасть в прелесть. Пусть она держится боголюбезного смирения, считая себя в чувстве сердца грешнейшей всех людей, и тогда в прелесть не впадет. Ибо, по замечанию святых отцов, «смирение непадательно». Правило ночное с поклонами пусть определит себе сама по своим силам и держится его. Если пятьсот поклонов класть необременительно, пусть кладет, а то можно и уменьшить. Только чтобы держала умную молитву с сердечным смиренным расположением евангельского мытаря: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18, 13)! Послушания своего – чтобы успокаивать странных и сестер, – пусть не оставляет. Они – молитвенницы ее. Разве если бы почувствовала перерыв молитвы. Тогда можно бы несколько уединиться, дабы возгреть молитву. За делами ей приходится опускать службы и келейное правило и нарушать пост. Пусть за это укоряет себя пред Господом и кается, но отнюдь да не смущается. Послушание паче поста и молитвы. Во время ночной молитвы враг наводит на нее разные страхования. Это – обычная демонская уловка. Но, по замечанию преподобного Иоанна Лествичника, при молитве и крестном знамении не следует этого бояться, а должно все это презирать (прп. Иосиф, 19).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle