составитель Терещенко Т. Н.

Источник

УЧЕНИЕ

Мать Н. хоть неоспоримо довольно занята собой и тщеславием недугует, коим побеждаема, что сама от кого из полезных получит и другим с проповеданием раздает, а сама, бедненькая, с пустыми руками повсегда и остается, и малодушествует. Но хотя она до избытка проповедует Слово Божие, а сама неключима бывает (прп. Лев, 20).

* * *

Вы пишете, что говорите сестрам некоторым о жизни духовной, о бранях и прочее. Я вас в этом не связую, в случае нужды почему не сказать? Но помните и свою нищету, и слово апостола: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого (Рим. 2, 21)? И: Не многие делайтесь учителями (Иак. 3, 1), – и опасайтесь, как бы не попасть вам в наставницы в своем мнении и в ироническом мнении других, а келью свою (т.е. душу) засорить сором чуждым, хотя теперь еще и не много, но могут и умножиться. Я вам и прежде об этом писал: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16) (прп. Макарий, 20).

* * *

Нимало не удивительно, что ты не умеешь думать о себе смиренно; когда уже всякая наука и художество требуют многого обучения, кольми паче это художество художеств требует большего внимания и обучения от случаев, а не одной мыслью (прп. Макарий, 20).

* * *

Благодари Господа, что Он даровал тебе время поучаться в учении святых отцов для созидания души своей. Всякой вещи время: время сеять и время плоды обирать (ср.: Еккл. 3, 2). Однако ж не должно останавливаться на одном разумении писаний, но надо простираться и на делание, при скудости же его из-за нашего бессилия или нерадения пока снидем в глубокое смирение, по учению святого Варсонуфия: «Имей себя под всею тварью» (прп. Макарий, 20).

* * *

Спрашиваю вас: может ли учить иностранному языку тот, кто его не знает? Великое различие между людьми, дознавшими по опыту и знающими по одному слуху. Кто в какой чин призван, тот в нем да пребывает. Опыт – лучший учитель (прп. Макарий, 20).

* * *

Когда учат детей разного возраста, то говорят им, сколько они могут понять и насколько в состоянии принять; и преподающие нисколько не думают о том, чтобы что-нибудь от них утаивать или как-нибудь смягчать то, что преподают (прп. Амвросий, 1).

* * *

Пишете, что замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство, а большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. Притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других, а недостаток чувства и сухость невольно смиряют человека, когда он станет понимать это. Потому много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток, со временем, может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство, а только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему по возможности обо всем здравые понятия, согласно учению Православной Церкви.

Пишете, что до сих пор сами занимались с ним и прошли с ним священную историю Ветхого Завета, и спрашиваете, как и чему его учить и кого избрать для этого? Пройдя с ним Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому

Завету, а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость катехизиса не прибавит ему теплоты. Kатехизис никому не прибавляет теплоты, а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о догматах и других предметах Православной Церкви (прп. Амвросий, 1).

* * *

Приветствую также празднественным поздравлением С. Смиривыйся до рабия зрака145 Сын Божий да поможет ему не только хорошо учиться, но и хорошо смиряться. Если же только хорошо учиться, да при этом нерассудно гордиться, – дело никуда не годится. Одно хорошее учение без смирения – точно на одной ноге хождение. Хотя хромые ходят и на одной ноге с помощью костыля, да такое уж и хождение; мало того, что с большой нуждой ходят, но часто и претыкаются, и восприемлют нередко болезненные язвы. Кто желает быть всегда мирен и спокоен душой, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоения (прп. Амвросий, 1).

* * *

Советовал бы я вам, во-первых, иметь в виду то, чтобы здание для училища избрано было там, где можно устроить вход снаружи, а не через гостиницу. Во-вторых, не избирать для обучения детей сестер молодых, а в случае недостатка наставниц лучше нанимать кого-либо из городских лиц женского пола, чтобы приходили в училище учить и опять уходили... В-третьих, чтобы ни под каким предлогом не брать учителей мужского пола, как это делают в некоторых женских училищах. В вашем училище высокие науки не требуются, а первоначальному обучению могут научить и лица женского пола. Разве только для Закона Божия можно приглашать в некоторые дни пожилого священника (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Не многие делайтесь учителями (Иак. 3, 1)… Учить – это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять – большие камни на колокольню таскать (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

Теория – это придворная дама, а практика – как медведь в лесу (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

Ты иногда охотница старчествовать и поучать келейных, и тут тебе случаются иногда досаждения и укоризны, что ты по-своему без дальних объяснений называешь случающимися скорбями, умалчивая о неблагословенном своем учительстве, за которое мало того что бывают укоризны и досаждения со стороны, но иногда попускается и сильная плотская брань. Поэтому нужно прежде самих себя вразумлять и обучать должному, без сомнения и ослепления, потому что ты бежала от м. П., как бы избегая похвалы, тебе приписываемой, а потом сама стала домогаться сего непрошеным учительством келейных, хотя ты сего доселе не заметила. Страсть славолюбия и любочестия тонка и многообразна, неуловима и неудобопримечаема. Преподобный Марк Подвижник пишет, что некоторые иногда видимо смиряются для того, чтобы уловить похвалу. Ты выход свой из кельи м. П. называешь искусством, а на самом деле оказывается в этом большое неискусство. Ты человек маленький, никому нет надобности понимать твоих целей, а всякий старший и младший понимает и толкует теперь о тебе по-своему (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Научить человека жизни духовной очень трудно. Это все равно... что выучить мужика сказать слово «секретарь». Он все будет говорить: «Слекатарь». Ты говоришь ему: «Вот тебе рубль, скажи только – секретарь», а он выговаривает по-своему: «Слекатарь».

«Ну, повторяй за мной: се». И тот говорит: «се». «Kре» – «кре» – «тарь» – «тарь». «Ну говори теперь один раздельней: се-кре-тарь». Говорит не спеша: «Сле-ка-тарь (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

Что ты девочка и неразумная – это сама ты мне говорила; да и я так на тебя привык смотреть. А теперь ты вдруг расходилась и смутилась, что тебя стали учить, – значит, ты не девочка, а зрелаяпрезрелая учительница, что ты учиться уже не желаешь, что не для тебя русская поговорка: «Век живи – век учись» (прп. Анатолий, 18).

* * *

А ты уж не бери высоко, а живи посмиреннее да пооткровеннее. Ведь ты пришла учиться монашеству: кто ж тебя осудит, если погрешишь? (прп. Анатолий, 20).

* * *

Если бы человек мог научить путям Господним, т.е. научить, как надо жить, чтобы спастись, то ученые богословы были бы первые спасающиеся. Между тем на деле оказывается не так, а именно, что весьма многие ученые люди не идут путем Господним… Но что же нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников. Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткой, доброй жизнью свою душу для восприятия Божественного научения, и Господь Сам научит путям Своим (прп. Никон, 20).

* * *

Василий Великий говорит: «Читаешь для того, чтобы самому вразумляться и других наставлять, когда нужно». Если что знаешь, то можно сказать на пользу, но не в тоне учительства (прп. Никон, 21).

* * *

145

До образа раба смирившийся.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle