ПРИРОДА
Жизнь среди природы для приобретшего любовь и навык всматриваться в окружающее благодетельна тем, что спасает от мелочной односторонности мышления, сообщает воззрению широту, целостность и глубину (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Многие животные обладают так называемым двойным зрением, видят духов, что из людей видят обыкновенно только святые люди.
У одного богатого помещика случился большой пожар в доме; накануне его, когда помещик отдыхал в своем кабинете, вдруг вбежал в комнату его отец, умерший незадолго перед тем, одетый, как в гробу, и воскликнул:
«Пожар». Собака, спавшая тут же, бросилась на покойника с отчаянным лаем. Проснулся хозяин и ничего не мог понять, отчего лает собака, так как покойного отца своего он не видел, видел его только слуга, рассказавший потом об этом, да собака.
В Священном Писании рассказывается, как ослица видела Ангела, заградившего ей путь, а пророк Валаам его не видел. Такое особенное видение у животных бывает, конечно, для нашего вразумления.
Много назидательного дает нам окружающая нас природа. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую головку он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, откуда и получил свое название. Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле люди говорят – он начал портиться, в нем завелся червь, надо скорее срезать его.
Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, источнику света, если же она перестает искать Его, следовательно, такая душа гибнет. Необходимо в этой жизни ощутить Христа, кто не узрел Его здесь, тот никогда не увидит и там в будущей жизни.
Но как увидеть Христа? – Путь к этому – возможно непрестанная молитва Иисусова, которая способна вселить Христа в души наши (прп. Варсонофий, 29).
* * *
В этой книге43 есть непонятные, таинственные места. Там увидите, как святые начинают познавать смысл видимой природы. Им дела нет до видимого механизма вещей, а смысл их они понимают. Подобно тому, как мы пользуемся часами и нам никакого дела нет до устройства механизма и химического состава их. Или еще, мы едим яблоко, ощущаем приятный вкус и не заботимся о том, какой его химический состав… Слышали, был писатель Баратынский, поэт? Он поклонялся германскому поэту Гете – не знаю, поклонялся ли он Христу? Когда Гете умер, он на его смерть написал стих (батюшка прочел наизусть это стихотворение, оно оказалось знакомым мне, но наизусть я его не знаю). Видите, здесь говорится, что Гете был великий гений, ум, который понимал всю природу: и журчание ручья, и шелест травы – все, все. Но едва ли это было так, скорее, это у Баратынского просто художественная гипербола. Но оставим Гете, возьмем одно это стихотворение. Белинский написал на него критику, где сказал, что «таков идеал человека». Да, он правду сказал: святые действительно начинают познавать смысл видимой природы (прп. Варсонофий, 31).
* * *
То, что я получаю от природы, раньше мне было неизвестно. Этим может наслаждаться только человек, живущий среди природы. У нас в скиту – рай земной, который мне еще дороже потому, что я здесь надеюсь приобрести рай небесный. Утешает нас Господь, живущих среди природы, убежавших от мнимых удобств жизни городской… У нас на вратах, обращенных к скиту, к церкви, написано: Коль возлюленна селения Твоя, Господи Сил! (Пс. 83, 2)44. И это воистину так (прп. Никон, 21).
* * *
Петр Дамаскин.
В переводе П. Юнгерова: Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!