составитель Терещенко Т. Н.

Источник

САМООПРАВДАНИЕ

При всех или при многих тебя обвиняющих ты одна сама себя оправдала. Однако ж не покойна, а когда бы осудила себя и обвинила за скорбь свою и тщеславие, то верно бы успокоилась. Разве ты не видишь, что попущено тебе от Бога, чтобы впредь была умнее и осторожнее; вот ты везде суешься и всех отобьешь, а теперь этим еще хвалишься, что одна служила, ну так и жни плоды трудов твоих тщеславных – поношение и уничижение. – Понимаем, что неприятны тебе наши строки, но и нам больно видеть такое твое устроение, от которого да избавит тебя Господь и сподобит хоть через скорби смириться, не верить себе, что ты все делаешь хорошо, а, напротив, – верить другим, обличающим тебя, а этим тебе благодетельствующим (прп. Лев, 20).

* * *

Подивимся коварству врага, возмутившего вас ничтожными оправданиями. Видите, какую он имеет силу и власть там, где родится оправдание в сердце, да будет же это вам уроком вперед, и да простит вас Господь, и да поможет вам вперед сокрушать его козни силой смирения, на которое Господь призирает. Сколько стрел мысленных и словесных вылетело из сердец ваших, а все не на поражение врага, а себя… В этом случае я ни ту, ни другую не оправдываю: обе равно виновны, а ежели бы которая из вас приняла с самоукорением, то, конечно, другая была бы виновнее (прп. Макарий, 20).

* * *

Когда бы ты приняла помыслы самооправдания, то еще больше открылась бы твоя гордость. Ибо отвергший правильное или неправильное обличение своего спасения отвергся. Лучше считать себя виновной, хотя бы и права была, нежели оправдываться (прп. Макарий, 20).

* * *

Много, много плелось тогда во взволнованном бурей страстей твоем сердце, и что ж из того? Ты только умножала свои скорби и страдания, по временам вырывались самообвинения – но больше действовало самооправдание (прп. Макарий, 20).

* * *

Самооправдание в евангельском законе не означено, прямее сказать – не допускается: и если кто ударит тебя в десную твою ланиту, обрати ему и другую (см. Мф. 5, 39). Слова о десной ланите показывают, что не следует оправдываться и тогда, когда казалось бы человеку, что он прав. Но такое разумение всякий должен относить к себе самому, а не к другим. Иначе внидет в другую сеть вражию и запутается. А для нас потребнее всего и полезнее свобода духовная, т.е. ни под каким предлогом не запутываться в сетях вражиих (прп. Амвросий, 1).

* * *

Самооправдание – большой грех. Сказано в Писании: Когда изберу время, Я рассужу по правоте (Пс. 74, 3) (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

* * *

Святой апостол Павел выставляет причину, почему некоторые из древнего избранного народа Божия не приняли Сына Божия, пришедшего во плоти. Усиливаясь поставить собственную праведность, – говорит апостол, – они не покорились праведности Божией (Рим. 10, 3). Та же причина и в новой благодати препятствует повиноваться правде Божией и божественным заповедям Христа Спасителя, т.е. если христианин допустит себе самооправдание, которое в евангельском законе не дозволено, тогда как бы невольно принужден бывает противиться и отвергать если не все, то многое, что проповедуется в евангельском учении (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Пишешь об А. и выразилась так, чтобы я тебе верил, а не другим. Во всем твоем объяснении относительно А. проглядывает самооправдание. А эти твои слова, чтобы я другим не верил, а тебе только верил, не смиренномудры, а, напротив, показывают высокомудрие. Смиреннее, и проще, и ближе к правде было бы сказать так: «Если другим верите, то верьте и мне; и простите, и отпустите мне случающиеся неисправности» (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Что делать? У всех у нас немощь одна – желание быть всегда правыми; и желание этой правости и другим досаждает, и людей делает виноватыми пред судом Божиим; потому что, как говорит святой Исаак Сирин, самооправдание в законе евангельском… не означено, вернее, не допущено; а сказано прямо и ясно: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Самооправдание и обвинение других, правильное ли или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш (прп. Амвросий, 15).

* * *

Не спеши оправдываться, ибо читала ты у аввы: с праведным, т.е. с оправдывающим себя, диавол сочетавается. А лучше старайся укорять себя. Это во всяком случае спасительно… Спасайся, то есть терпи (прп. Анатолий, 20).

* * *

Самооправдание только смущение на смущение прилагает, и пользы от него никогда не бывает (прп. Иосиф, 19).

* * *

Бог, вземляй грехи всего мира, веруй, что и твои погрешности потонут в бездне божественного человеколюбия. Только при этом старайся хранить ум и сердце от пищи ветхого человека. Но если и придется когда вкусить от запрещенного плода, как то: гнев, ярость, осуждение, – после не оправдывай себя, как Ева говорила Богу: «Змий меня соблазнил, значит, он и виноват, а мне-де какое дело» (см. Быт. 3, 13). В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог (прп. Иосиф, 19).

* * *

Оправдываться или лукавить не должно, а надо во всем обвинять себя и просить прощения – к этому приучайся (прп. Иосиф, 19).

* * *

Самооправдание – не монашеское дело. Мне так в свое время и великий старец батюшка Анатолий говорил:

– Никогда не оправдывайся… Все равно, прав или не прав, промолчи, когда обличают, а потом скажи: «Прости, виноват».

– А если скажут, что я убил человек, то и тогда не оправдываться?

– Да, промолчи и скажи: «Прости». Если не убивал никого на самом деле, то, быть может, убил кого своим словом. Поэтому не оправдывайся, сознавая себя грешным, во всем виноватым. И за то, что ты так скажешь, Господь тебе впоследствии откроет, что ты действительно был виноват (прп. Варсонофий, 20).

* * *

Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле (прп. Никон, 21).

* * *

Замечательно, что каждый раз, когда я больше всего заботился, чтобы лучше сделать, то и попадал под выговор. Слова выговора со смирением принимал и говорил только: «Простите», – не объясняя, почему это сделал. Если бы что-нибудь за это было: из монастыря удалили бы или еще что побольше, ну тогда объяснить нужно, а батюшка Варсонофий делал выговор только для назидания. Объяснять и не надо было, потому что объяснять – значит желать, чтобы твой верх был (прп. Никон, 20).

* * *

Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека (прп. Никон, 20).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle