составитель Терещенко Т. Н.

Источник

РАЗГОВОРЫ

Когда кто к вам придет и, хотя по действу и наущению всеобщего врага, начнет вам произносить пустые слова и… события, то вы, видя по лицу значительности ее, ежели не можете сократить переговоры в рассуждении лицеприятия, то должно стараться уши себе заложить, или чтобы в одно ухо слово принимать, а в другое выпускать и мысленно просить Господа, дабы сохранил нас от такого яда душетлительного; и когда так начнете поступать и в прочих подобных случаях, и ту, которая наполняла ваши уши душевредными повестями и суесловиями, мы обязаны по заповеди Господней любить и сожалеть. А произносимые ею нелепости презирать и ненавидеть до зела, и благостью Господней даруется вам чувство охраняться от осуждения; и памятовать святого пророка Давида стих: От тайн моих очисть меня, и от чуждых пощади раба Твоего (Пс. 18, 13). И так как выше сказано, когда… от осуждения предохраняться начнем, то благодать Божия неотступно при нас пребудет, и нечувствительно утверждает нас и охраняет, и невидимо отражает бесовские действия и мечтания. А внутрь нас укрепляет силы душевные, и действие молитвы воскрыляет, и память смертную напоминает и будущие мздовоздания и вечные муки! И этими душевными чувствами, деяниями поражаются скверных помыслов прилоги и истребляются (прп. Лев, 20).

* * *

На Псалтири берегись вести разные разговоры, иначе грехи поминаемых и на тебя лягут за небрежное поминовение (прп. Иосиф, 19).

* * *

Старайся ни о ком не говорить неодобрительно другим – это лучше всего (прп. Иосиф, 19).

* * *

Что в церкви у вас разговаривают – не смущайся, а себя зазревай58, ибо если ты, может быть, и не разговариваешь, зато постоянно праздномыслишь, а помыслы – те же слова (прп. Иосиф, 19).

* * *

В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному в жизни выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому (прп. Варсонофий, 20).

* * *

58

Зазревать – осудить, оставить как недо стойное.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle