составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ЦЕЛОМУДРИЕ

Насчет вольности от человека, мне известного, когда вы при помощи Всемогущего Бога не ощущаете в себе еще тонкой страсти, то я еще советую мало потерпеть, но от вольности сообращения удерживать, яко чуждое духовной любви!

…Да помним, что он хотя и прост, и благомыслящий, но видела ли в сочинении святого Симеона Нового Богослова, в 12 главе, что самые благоговейные сею наиболее страстью страждут…

Я вам советую всевозможно стараться принуждать себя поступать с ним погрубее и разговаривать решительнее и кратче, и по-монашески напомни, что ты вспомнила мое запрещение (прп. Лев, 20).

* * *

Святости жизни требует от нас Бог. Эта святость прежде всего состоит в целомудрии, а потом в исполнении и других заповедей Божиих и при нарушении оных – в искреннем и смиренном покаянии. Целомудрие есть двоякое – девственное и супружеское. Древняя Сусанна и в супружестве названа целомудренной за то, что решилась лучше умереть, нежели исполнить злое пожелание беззаконных судей. А из евангельской притчи о десяти девах видно, что не все девы были мудры, но пять из них было юродивых. Последние юродивыми, или неразумными, названы за то, что, соблюдая телесное девство, не заботились соблюдать чистоту душевную и оскверняли ум и сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, или возмущались помыслами гнева и памятозлобия или зависти и ненависти, или ослеплялись сребролюбием и от скупости не сострадательны были к ближним. Если же некоторые из них, по-видимому, и удерживались от этих страстей, но, побеждаясь самомнением и гордостью, осуждением и уничижением ближних, теряли через это душевную чистоту, по сказанному: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16, 5) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Да и сердце-то твое гнилое: нужно увидать мужчину – оно и раскиснет!

Глупенькая ты, да разве может быть что краше, не только на земле, но и на небе, как твой Жених Небесный, ради Которого ты оставила родителей, родину и обрекла себя на труды и скорби? Ты, значит, о Нем мало думаешь и редко на помощь призываешь. Твори чаще Иисусову молитву – повеселеет на сердце… Только постарайся выковыривать гниль сердечную, т.е. не увлекайся в нецеломудренные помыслы. Послушания нельзя не нести. Да оно тебе особенно полезно, потому что трудами и заботами охраняет от блудных помыслов (прп. Анатолий, 18).

* * *

Влечение к похотям плоти неизбежно немощным подвижникам, иначе и целомудрие было бы дешево (прп. Анатолий, 20).

* * *

Никогда за руку не бери мужчин. А то не уйти тебе от любой бесовской плотской брани. У нас не принято даже между монахами брать друг друга за руку, а вам, как более немощным сосудам, тем более не должно прикасаться друг к дружке (прп. Иосиф, 19).

* * *

В Задонске подвизался известный в свое время подвижник Георгий. Рано постиг он всю суету мирской жизни и ушел в монастырь, но и этим не удовольствовался, а избрал себе совершенное уединение – затвор. Здесь, в посте, молитве, богомыслии проводил он время, но искушения не оставляли его.

Когда он был еще в миру, то любил чистой любовью одну девушку, и образ ее часто вставал перед ним, смущая его душевный покой. Однажды, чувствуя свое бессилие в борьбе, он воскликнул: «Господи! Если это мой крест, то дай силы понести его, а если нет, то изгладь из моей памяти само воспоминание о ней».

Господь услышал его, и вот той же ночью он видит во сне девушку необычайной красоты, облаченную в золотые одежды, в ее взоре светилось столько неземного величия и ангельской чистоты, что Георгий не мог оторвать от нее глаз и с благоговением спросил:

– Кто ты? Как твое имя?

– Мое имя – Целомудрие, – ответила девица, и видение кончилось.

Придя в себя, подвижник возблагодарил Господа за вразумление. Образ, виденный им во сне, так запечатлелся в уме его, что совершенно изгнал все другие образы.

И я прошу вас – изгоните все образы из головы и сердца вашего, чтобы там был только один образ Христа (прп. Варсонофий, 29).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle