составитель Терещенко Т. Н.

Источник

РОДИТЕЛИ, РОДНЫЕ

П. И. требует моего совета, как поступить с родителем. Жалко мне его, но нечего делать, должно потерпеть от родителя. Если что несродное для него бывает, в церковных историях на многих местах видим заповеди – чтить родителей, какого бы они поведения ни были. Послушай, что тебе и ему скажу: чтущий отца очистит грехи свои, чтущий отца возвеселится о чадах своих и в день молитвы своей услышан будет, чти отца твоего, да найдет на тебя благословение от него. Чадо, заступи в старости отца твоего (Сир. 3, 12)63, если и обезумится в чем, не зазри ему и не укоряй его всею крепостью твоею, молитва отча незабвенна бывает пред Богом, в хуле не оставляй отца твоего; проклят Господом раздражающий отца и матерь свою. Если же родитель отпустит его с благословением, это дело другое. Бог да благословит его. Если же нет, советую потерпеть (прп. Лев, 20).

* * *

Ты по силе твоей просила у родителя твоего прощения, и хотя не сказал прямо, но все мирно, то и будь мирна, а укорять себя не переставай, зазирая в вине перед ним; и Господь ему даст чувство более сострадательное (прп. Лев, 20).

* * *

Не должны столь много беспокоить дела о участи родных, но более в терпении души возлагаться на Господа, тем паче, что такая привязанность как бедственна для сердца, чужда преданности Вышнего, так и потому, что все случаи не суть слепые, но водимые провидением Мироправителя. Сколько бы мы чувствительны ни были, но никогда столько не можем сострадать ближним, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем и тем страстнее… А для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного, быть как можно умереннее, не допускать сердца до безмерного и безрассудного [огорчения] (прп. Лев, 20).

* * *

Что же касается до слабости [братьев] твоих, этому ты помочь не можешь, советовать можно о воздержании, а в прочем предать их Промыслу Божию. Он силен укрепить Свое создание, [если] будет их на это произволение; старайся примирить себя к родителю, дабы и Божие благословение тебе содействовало его благословением (прп. Лев, 20).

* * *

Жаль очень, что у них [родных] нет религии, а без нее доброта фальшивая. Ты никакой не в силах сделать в этом деле помощи, предоставь это Промыслу Божию, могущему обратить их на истинный путь. Пекись о своем спасении и молись о них Господу просто: «Помилуй их, Господи» (прп. Макарий, 20).

* * *

Предлагаю тебе мой совет: иметь к матери почтение и любовь, кроме того, что она вас любит и имеет о вас материнское попечение, долг естества и закон духовный повелевают любить родителей и дорожить их благословением, ибо оно доставляет детям всякое благо – и временное, и вечное. Ежели бы маменька твоя в чем и неправильно судила, тебе надо с самоукорением потерпеть, а когда не укоришь себя, примешь скорбь со укорением ее, хоть и не словом, но мыслью – то у тебя и сделается в сердце неустройство, то есть враг, древний змий, излиет свой яд, и уже на лице явится маменьке немирствие, и ей возвещается этот твой залог; она же, не имея сведений духовного делания, еще более на тебя оскорбится (прп. Макарий, 20).

* * *

Вас еще опечаливает и то, что родным своим не можете вы ныне помогать деньгами? Но и эту печаль возложите вы на Бога, Который лучше вашего видит их нужды и может более вашего утешить их в нужде, а наше пособие им должно состоять в усердной молитве об них (прп. Антоний, 20).

* * *

Ежели желаешь в жизни твоей быть благополучной, то старайся жить согласно заповедям Божиим, а не по простым обычаям человеческим. Глаголет Господь через пророка Исаию: Если послушаетесь Меня (то есть исполнением заповедей Божиих), то будете вкушать блага земли (Ис. 1, 19). Главная же заповедь в обетовании: Почитай отца и матерь… чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на земле (Втор. 5, 16). Неуместные выходки или вспышки перед родителями ни в каком случае не извинительны. Обносится между людьми мудрое слово: яйца курицу не учат.

Юному возрасту прежде должно себя обучать и вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и богопротивные, потому что люди смотрят только на лицо, Бог же взирает на сердце; и от Него зависит наша участь как в настоящей, так и в будущей жизни.

Никого не суди и не осуждай, да и сама избежишь осуждения от Бога. Наконец, помни и никогда не забывай грозное слово Господа: Аще кто постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Аз постыжусь его, егда прииду во славе Отца своего со Ангелы святыми (Мк. 8, 38)64 (прп. Амвросий, 1).

* * *

От усердия, предлагаемого дочерьми г-на Ж… не отрекайся, но принимай с благодарностью; надежду же свою всю возлагай на Бога, всеблагим Своим Промыслом устрояющего все полезное нам. Этой же мыслью руководствуй себя и в отношении к родственникам. Если Господь возвестит им, то они возвратят тебе должное, хоть и не все, а если не отдадут, то лучше принимать от чужих, чем со своими ссориться. Что же касается до их собственной пользы, это предоставь им самим: пусть каждый поступает по своему усмотрению (прп. Амвросий, 1).

* * *

Спрашиваешь, как тебе быть с родными: получила совет оставить их, а между тем ни от кого не имеешь помощи и не знаешь, писать ли им или не писать.

Я тебе говорил, чтобы оставить излишнюю заботливость о родных и близкую связь с ними, а не то, чтобы вовсе не писать им. По времени можно им писать. В теперешних же твоих обстоятельствах можешь не просить прямо, а спросить их, что, вот, прошло пять месяцев, как ты живешь кое-как, как они сами там живут – воздухом, что ли, питаются, – и платят ли за что-нибудь или без денег все имеют. Если бы от других ты получила потребное, то могла бы и не напоминать им, а теперь почему же не сделать такого вопроса (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

После всего, что тебе было писано мной, ты упорно стоишь на своем – не хочешь писать родным, а между тем по причине твоего молчания они не только огорчаются на тебя, но и тебе денег не высылают, и между собой не могут кончать дела, так что через тебя выходит общая неприятность. Ну не безрассудная ли и не упрямая ли ты? Писала ты мне не раз о какой-то доверенности, но ни разу не объяснила толком, какого рода доверенность от тебя требуется. Как прежде писал я тебе, так и еще повторяю, что дельную и основательную доверенность следует послать, если того требуют семейные ваши обстоятельства. Ты оправдываешь себя тем, что обещала не писать родным. Древние отцы от всего родства отреклись, но зато ни у кого ничего не просили, а питались травами и зельями или от труда рук своих. Если ты не можешь подражать им, никого ни о чем не просить, работать и питаться от труда своих рук или, пожалуй, если можешь питаться воздухом и при этом быть мирной, не роптать и никого не укорять и не обвинять, если можешь все это сделать, тогда и держись за свое обещание. А если не можешь, то сознайся в своей немощи и в нерассудном обещании и смиренно проси у Господа прощения: «Господи, солгала я, окаянная, обещала, чего не могу исполнить! Прости мя, грешную!» Спрашиваешь, кому лучше угодить: Богу или людям. Но ты, упорно держась за свое безрассудное обещание, людям досадишь, а Богу этим не угодишь (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Любить надо, а привязываться страстно не надо. Заповедь повелевает чтить родителей и даже награду назначает за это. Но если ты, говорит Тот же Господь, любишь отца, или матерь, или кого-либо больше Меня, то не достоин быть Моим учеником (см. Мф. 10, 37). Значит, только пристрастие не позволяется, а не любовь (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

В последнем письме твоем пишешь, что брат твой болен и ты желала бы его видеть. Видеть бы приятно, да не всегда полезно, и сопряжено это со многими неудобствами. Уже мы, новые монахи, совсем изменили древний порядок. Пимен Великий и его братья не захотели видеться и с пришедшей к ним матерью. Не ложно слово Господне: кто оставит отца, или мать, и братьев... получит во сто крат в веке сем и в век грядущий наследует жизнь вечную... (см. Мф. 19, 29). Молись Богу, чтобы Господь устроил полезное и для брата по Своей святой воле (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Вообще о почтении к старшим сказано в Писании: Старцу пакости не твори (1Тим. 5, 1)65. Кольми паче дети обязаны всячески почитать своих родителей, стараясь успокоить их всем, что не противно заповедям Божиим (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Когда я сказала батюшке о моих бедных родных, которым помогаю и которые привыкли уже от меня ждать и получать, он сказал:

– А если у тебя нечего дать, то так и скажи им: «Нет у меня».

На мое же замечание, что хотелось бы иметь побольше, чтоб могла раздавать, он воскликнул:

– А гордость-то! – она тут и была. Знаешь, как богатому трудно войти в Царство Небесное (прп. Амвросий, 20).

* * *

– Любить надо, – говорил старец, – а привязываться страстно не надо. Заповедь повелевает чтить родителей. И даже награду назначает за это. Но если ты, – говорит Тот же Господь, – любишь отца, или мать, или кого-либо больше Меня, то не достоин быть моим учеником (ср.: Мф. 10, 37). Значит, только пристрастие не позволяется, а не любовь (прп. Амвросий, 20).

* * *

Не монашеское дело думать и заботиться о мирских, хотя бы и родственниках. Господь прямо сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (т.е. блага мира) приложится вам (Мф. 6, 33) (прп. Анатолий, 18).

* * *

Что нет у тебя матери и никто к тебе не ходит проведать – радуйся. Сама Матерь Божия будет блюсти тебя. Ибо сказано: Отец мой и мать моя оставили меня, а Господь принял меня (Пс. 26, 10) (прп. Анатолий, 18).

* * *

Что касается благословения матери твоей на поступление в монастырь, то на этот счет не беспокойся: и о тебе, и о мне, и о всех подобных детях Господь Сам сказал: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Смириться перед нею и попросить благословения теперь – это не лишне (прп. Анатолий, 18).

* * *

Святой Василий Великий сильно угрожает гневом Божиим тем, кои родных лишают должной части. И другие святые отцы – тоже (прп. Анатолий, 18).

* * *

Утешать родственницу так скромно, как это делаете вы, – не грешно. Если святые отцы считали долгом оказывать радушное странноприимство даже иноверным, то тем паче своему, лишь бы это было не по одному пристрастию (прп. Иосиф, 19).

* * *

Без нужды к родственникам не надо ездить. Поехать можно, только разве кто заболеет сильно или умрет, а ехать для удовольствия не следует и грешно. В монастырь поступила – надо родственников оставлять. И к себе звать не надо. Если сами приедут, то надо принять, а нарочно приглашать, ради приличия, не следует. В монастырь не для гостеприимства приходят (прп. Иосиф, 19).

* * *

О родных не надо много думать, а думай больше о том, зачем в монастырь пришла, о спасении души своей думай, о том, чтобы научиться смиряться, слушаться, терпеть. Вот об этом надо думать, а о родных не надо, а только молись за них Богу (прп. Иосиф, 19).

* * *

63

В синодальном переводе: Сыне, прими отца твоего в старости его.

64

В синодальном переводе: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

65

В синодальном переводе: Старца не укоряй.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle