составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ЯЗЫК

Скажу вам словами святого Давида: «Чадо, если хочешь видеть дни свои благими, то удерживай язычек свой» (ср.: Пс. 33, 13–14), – т.е. ничего не говори дерзновенно м. игуменье и не делай никаких предосудительных замечаний противно Н.Н. – и благо будет вам. Мне покойный старец мой батюшка о. архимандрит Моисей в подобных случаях говаривал: «А ты, брате, знай Бога да себя, так и будет с тебя» (прп. Антоний, 20).

* * *

У иных людей язык бывает тростью Святого Духа, т.е. назидательным и утешительным, а у других – язык произносит слова диавольские, раздражительные, до болезни расстраивающие слушающих. Что самое (не в укоризну сказать) замечал я нередко и в словах Т. В., о чем и жалел всегда, а поправить его не находил никакой возможности, ибо всякое стороннее слово принимал он для себя в дурную сторону. А потому нет нам иного средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу (прп. Антоний, 20).

* * *

Если взять в размышление один свой язык, то сколько им произнесено было зла – хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и прочее, и прочее! И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправлении и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется (прп. Антоний, 20).

* * *

Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению, начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: Твоими устами буду судить тебя (Лк. 19, 22), то есть что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно (прп. Амвросий, 1).

* * *

Не говори ни о ком невыгодно и заочно – и не получишь ни от кого досады и вреда (прп. Амвросий, 15).

* * *

Помни мое слово: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Всегда будь осторожна в разговоре. А то подует ветер с противной стороны, и ты потужишь, да не воротишь (прп. Анатолий, 18).

* * *

Не люблю тех, кто в церкви говорит. Ну, от помыслов не уйдешь, а за язык-то кто тебя тянет? И других соблазняешь (прп. Анатолий, 18).

* * *

Больше смиряйся и не будь дерзка на язык, особенно старшим не груби, а то это нехорошо. Перед всеми смиряйся и приучайся молчать и слушаться. Укорение и досаду терпи, потому что за грехи Бог посылает это для очищения грехов (прп. Иосиф, 19).

* * *

Если и смущаешься, то удержи язык и побеждай молчанием (прп. Иосиф, 19).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle