ЧУДЕСА
Вы видите в N. своем противоречие самому себе. Это сущая правда. В самом деле, в евангельские чудеса Христовы не верит, а причащается Святых Христовых Таин. Между тем как Святая Евхаристия есть первейшее, важнейшее и величайшее чудо Христово, а прочие евангельские чудеса уже второстепенные. Ибо как не назвать величайшим чудом то, что простой хлеб и простое вино, раз непосредственно пресуществленное Господом в истинное Тело и в истинную Кровь Его, вот уже почти две тысячи лет по молитвам иереев, следовательно, уже людей обыкновенных, не престают пресуществляться точно таким же образом, производя чудное изменение в людях, причащающихся сих Божественных Таин с верою и смирением.
N. ваш евангельские чудеса Христовы приписывает гипнотическим и телепатическим явлениям и называет их фокусами. Но между чудесами евангельскими и фокусами неизмеримое различие. И во-первых, они различаются между собой по своему значению. Чудеса Христовы, будучи делами необыкновенными, в то же время были величайшими благодеяниями страждущему человечеству. В самом деле, исцелить слепорожденного, сухорукого, воскресить мертвого – не суть ли все это величайшие благодеяния? Недаром и апостол выразился о Господе Иисусе Христе так: Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (Деян. 10, 38). И эти чудесные благодеяния Христовы производили благотворнейшее влияние на благодетельствуемых Господом людей. Например, по исцелении слепорожденного Господь, найдя его, сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божия?»
«А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него», – возразил тот. Господь же сказал ему: «И ты видел Его, и Он говорит с тобою». Исцеленный же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему (см. Ин. 9, 35–38).
А при представлении фокусов что мы видим? Фокусник занят корыстной целью, заботится только о своей наживе, как побольше собрать денег с зрителей, а зрители посмотрят, позевают, скажут: «Да, это удивительно», – и затем пойдут прочь с пустыми карманами. А сколько при сем бывает соблазнительных речей и взглядов! А уже о мыслях скверных и толковать нечего.
Во-вторых, чудеса Христовы были истинными чудесами. Например, воскресить четверодневного мертвеца (Лазаря), у которого тело уже стало разлагаться, разве это фокус? И какой гипнотист или телепатист может сделать что-либо подобное сему? А фокусы – обман, это уже давно всем известно (прп. Амвросий, 1).
* * *
Не знаю, какова ты теперь стала на деле, а на словах – просто пророк Илия: затворяет, и по крайней мере, растворяет молитвой небо и сводит (не дождь, а) снег!.. Чудо чудное! Я, грешный, 30 лет живущий в Пустыни, никак не могу собраться с силами начать молиться о грехах, а Н. небо отверзает. Увы моему окаянству! Помолись, чтобы Господь отверз мне двери покаяния. Впрочем, и тебе сего желаю (прп. Анатолий, 18).
* * *
Уж другие как хотят, а ты придерживайся веры и не поддавайся нынешнему влечению. Случаи в твоей жизни, про которые пишешь, и исцеления по молитвам отца Амвросия – все это сверхъестественно и по действию благодати Божией бывающее, и сомневаться в этом никак не следует (прп. Иосиф, 19).
* * *
Исцеление вашей болящей сестры через сонное видение отцом Иоанном есть истинное чудо по молитвам отца Иоанна. Сомневаться тут нечего (прп. Иосиф, 19).
* * *
Письмо ваше… с фотографией с образа Спасителя получил. Описанное вами чудо исцеления от этого образа бесноватой Анны поистине можно считать чудом милости Божией к ней. Вы усомнились, действительно ли Анна была бесноватой, не обманывала ли. Но в действительности ее беснования удостоверяет то, что когда она молилась перед этим образом, с ней сделался, как вы описываете, страшный припадок – ее било и ломало так, что четыре сестры не могли сдержать ее. Из рассказов же Анны о своей прежней греховной жизни и из ее строптивого характера можно видеть и причину, почему лукавый враг приразился к ней и возымел такую силу. Хорошо вы сделали, что поручили Анну под надзор строгой монахини, которая не дозволяет ей бесчинствовать. И пусть эта монахиня внушает Анне, что рассказывать грехи прежней жизни должно только одному духовнику на исповеди, а отнюдь не всенародно.
Что Анна после исцеления рассказывала, что Царица Небесная с нею говорит и Младенец Христос протягивает к ней ручки и т.п., – все это могло ей представляться, так как вообще больные как телесными, так и душевными недугами не вдруг получают полное здравие. Лукавый враг все это мог ей представить, дабы опять втянуть ее в свою ловушку или вовлечь в прелесть, в которую люди впадают от высокоумия или от гордости. А потому, думается, полезно ей быть на черных послушаниях (конечно, по силам ее), которые и поневоле смиряют горделивость. Только во всяком случае был бы над ней надзор строгой монахини, которая не дозволяла бы ей лишнее рассказывать (прп. Иосиф, 19).
* * *
Однажды, когда мне было 6 лет, был такой случай. Мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду – парке – и был охраняем сторожами и собаками, так что проникнуть в парк незаметным постороннему лицу было невозможно. Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг, откуда ни возьмись, перед нами повился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал: «Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада». Сказав это, он повернулся и исчез. Напрасно потом везде его разыскивали, никто из сторожей не видел его (прп. Варсонофий, 29).
* * *
Господь неисповедимыми путями вел меня к монашеству. По милости Божией я узнал Оптину и батюшку о. Амвросия, благословившего меня поступить в монастырь. За год до моего поступления в скит, на второй день Рождества Христова, я возвращался от ранней обедни. Было еще очень темно, и город только что начал просыпаться. Я шел по совершенно безлюдным улицам. Вдруг ко мне подошел какой-то старичок, прося милостыню. Схватился я, портмоне не взял с собой, а в кармане всего 20 копеек. Дал я старичку со словами: «Уж прости, больше нет с собой». Тот поблагодарил и подал мне просфору. Я взял ее, опустил в карман и только хотел что-то сказать нищему, как его уже не было. Напрасно я смотрел повсюду. Он исчез бесследно. На другой год, в этот день, я был уже в скиту.
Если посмотреть на жизнь внимательно, то вся она исполнена чудес, только мы часто их не замечаем и проходим равнодушно мимо них (прп. Варсонофий, 29).
* * *
– Для пожара был выбран ветреный день. Ветер быстро разнес пламя по большей части города.
Это прямо адское пламя уже надвигалось на наш дом. Тогда мы положили на повозку свои пожитки и выехали за город, а незастрахованный дом мы оставили на волю Божию. Была ночь. Мы укрылись за уцелевшую часть вала, построенного во время Пугачева и даже ранее. Что делать? Старушка мать стала на молитву: «Господи, спаси нас!» И я встал и говорю: «Матерь Божия! Спаси нас!» – И вдруг ветер переменил направление, пламя полетело в другую сторону, обратило в прах и пепел еврейскую синагогу и все их дома. А наша часть города уцелела.
Проходит два-три месяца, разговор о пожаре не умолкает в городе. Сижу однажды я среди моих знакомых в гостях. Разговор коснулся пожара. И вдруг некто Силин говорит: «Вы спрашиваете, почему уцелела эта часть города? Да вот почему: живет монахом, да еще, быть может, и в монастырь поступит, вот ради него и спас Господь эту часть города!» – Я тогда еще не думал о монастыре и поэтому только улыбнулся на слова этого человека, но потом не раз вспоминал их. Он сказал истину про меня. Видите, как дорого Господу монашество (прп. Варсонофий, 32)!