РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим. Правое же и истинное вероисповедание одно, как свидетельствует святой апостол Павел: Один Господь, одна вера (Еф. 4, 5). Слова апостола показывают: как один истинный Бог, так и истинное вероисповедание одно, а не многие, в которых много привнесено человеческих мнений, кроме Божественной истины. Вот, например, в Евангелии Сам Господь говорит о Святом Духе, что Он от Отца исходит, а в вашей Римской Церкви, по человеческому умозаключению, прибавлено слово «и от Сына». Еще Господь говорит о Святой Таине приобщения Кровью Его: Пейте из нее все (Мф. 26, 27). В Римской же вашей Церкви только духовенство присвоило себе право приобщаться Кровью Христовой, а мирян приобщает только одним Телом Христовым, говоря в свое оправдание мирянам, что где Тело, там и Кровь.
Вот я вам указал две неправильности Римской Церкви, первостоятель которой допустил по славолюбию и третью неправильность, присвояя себе первенство перед другими патриархами этой Церкви Христовой. А допуская славолюбие, мудрено, и неудобно, и даже невозможно бороться со страстью гордости. По этой причине предлагаю вам рассмотреть учение, правила и обряды Православной Церкви, которая неизменно соблюдает первоначальное христианское учение, получив свое начало от Иерусалима, где распят был Господь и откуда апостолы начали свою проповедь (прп. Амвросий, 1).
* * *
Kрепко держатся своего вероисповедания только католики, с самых юных лет получавшие от своих ксендзов внушения и предубеждения против Православия; и потому думаю, что вы римско-католического исповедания, в котором много нововведений и неправильностей в сравнении с Православной Церковью. Если угодно, я выставлю вам эти неправильности.
2. Сам Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15, 26). А римско-католические учители в Символе веры приложили, что Дух Святой исходит и от Сына. И этим показывают, что их человеческое мнение достовернее слов Самого Сына Божия. Тогда как апостол Павел говорит: Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). И Иоанн Богослов пишет в Откровении: Свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы (Откр. 22, 18).
Православная же Церковь учит, что Дух Святой исходит от Отца, а верным подается через Сына.
3. В Евангелии от Матфея сказано, что Господь, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27–28). На основании этих слов Господа в Православной Церкви все вообще, как духовные, так и миряне, приобщаются Тела и Крови Христовой. А римско-католическое духовенство лишило мирян приобщения Крови вопреки слов Самого Господа.
4. У евангелиста Луки сказано, что Господь, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им (Лк. 22, 19). На основании этих слов Православная Церковь совершает Таинство Евхаристии на квасном хлебе, а не на опресноках, Kоторые употреблялись в ветхозаветной Церкви. Римско-католическое же духовенство приобщает своих прихожан опресночными облатками.
Много и других несообразностей и нововведений в Римско-католической Церкви, которых нет времени описывать. Например, заставляют веровать в непогрешимость папы, тогда как много было пап с большими заблуждениями и даже ересями. В евангельском учении проповедуется любовь, а римско-католические ксендзы внушают с самых юных лет своим прихожанам презорство и ненависть к иноверцам, особенно к православным.
Господь в Евангелии глаголет: Царство Мое не отсюда (Ин. 18, 36). А Римские папы пожелали и земного царства (прп. Амвросий, 1).