Ислам (неоиудаизм) – учение абстрактного монотеизма, сформировавшееся в раннем средневековье. По сравнению с аравийским язычеством, идея монотеизма, заимствованная исламом из иудаизма, явилась определённым религиозным прогрессом. Однако, ислам не смог постичь Боговоплощение, не осознал Иисуса Христа как Сына Божьего. Т.о. ислам существенно ограничивает Богопознание, поскольку отрицает возможность соединения Бога и человека, а, следовательно, и познание человеком Бога. В исламе мы не встретим учения о Божественной благодати, действующей в человеческом сердце, а встретим лишь учение о законе как системе внешних предписаний.
В основу ислама положен не личный опыт Богообщения, а соблюдение внешнего закона – шариата, который тщательно регламентирует жизнь мусульманина, определяя для него пятикратную молитву на арабском языке (вплоть до слов, разрешенного времени, одежды, позы), пост, ритуал паломничества и пр. В то же время, контролируя внешнее человеческое поведение, ислам не дает человеку главное, что способна дать истинная религия – опыт личного Богообщения, познания Бога.
Для того чтобы понять эту религию, необходимо помнить, что ислам – это не аналог Церкви или секты, чья цель – в преображении души человека. Скорее это некий глобальный социально-религиозный проект построения царства Божия на земле. В этом ислам скорее близок к компартии, национал-социализму или нынешней глобализации. Именно поэтому всякая попытка встроить ислам в неисламский порядок может существовать лишь до тех пор, пока последний достаточно силен, чтобы сдерживать исламский рост. (священник Даниил Сысоев)
Статистика: почти 50% всех мусульман проживает в Африке, около 30% – в Пакистане и Бангладеш, более 10% в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии (см. карту). Подавляющее большинство мусульман в России проживает в Татарстане и Башкортостане.
Кратко об исламе
- Основателем ислама является религиозный и политический деятель Мухаммед, который умер в раннем средневековье (632 году).
- Вероубеждение (акида) ислама включает 6 столпов: вера в Аллаха, в ангелов, в Священные Писания, в пророков, в Судный день, в предопределение.
- Предписания исламского закона (шариата) включают 5 столпов: исповедание, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад раб его и посланник, молитву 5 раз в сутки, обязательное пожертвование, пост в месяц, паломничество в Мекку.
- Несмотря на то, что слово «Аллах» переводится с арабского как Бог, учение ислама принципиально отличается от Богооткровенного христианского учения.
- Ислам — не религия Божественного Откровения. В ней есть фрагменты Откровения, заимствованные из ветхозаветной религии и христианства, но перетолкованные без важнейших, ключевых истин.
- Кораном является книга, написанная исключительно на арабском языке. Исходя из этого несложно представить, какое количество мусульман вне арабских стран прочитало Коран.
- Ислам признаёт, что Бог один, но отрицает троичность Бога по Лицам; следовательно, отрицает и воплощение Сына Божьего. Ислам отрицает Божественное достоинство Иисуса Христа, Он для мусульман – всего лишь один из пророков, человек.
- Взгляд мусульман на Библию за несколько веков претерпел существенные изменения. Ранние исламские писатели считали, что искажение сводится к ложному пониманию без изменения текста. Но более поздние авторы выдвинули идею искажения самого текста. Причем обе эти позиции сохранились. Искажёнными объявляются те библейские фрагменты, которые не согласуются с исламом.
- В отличие от христианского Откровения, ислам не говорит о том, что Бог есть Любовь, воплотившийся ради спасения людей.
- В Коране есть доля истины. Например, положение о том, что существует только один Бог, истинно. Но здесь светлые истины смешаны с заблуждениями.
- В исламе уделяется большое внимание соблюдению внешних норм поведения, в ущерб внутреннему духовно-нравственному преображению.
- Для оценки исламского учения с т.з. Божественного Откровения достаточно двух цитат:
— Об Иисусе Христе в Св. Писании сказано: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12);
— Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1Ин.2:22).
Коран
Следуя исламу, необходимо верить в несотворенность Корана. Подчеркнем, что на какие бы уловки не пускался в данном вопросе образованный мусульманин, он все равно останется перед грубым антропоморфным утверждением – Коран вечен. Это объясняется очень просто. В исламе нет учения о Божественном Слове как Боге, Особой Божественной Ипостаси. Ведь если признать Божественное Слово Самим Богом, то любой священный текст может быть только тварным. Даже если его изначальные смыслы божественны, нетварны, то они остаются в Самом Боге, а не превращаются в тварную книгу. Ведь смыслы есть мысли («смыслы» означают «мысли», «мышление») чьего-то ума. Для сравнения, человеческие мысли есть внутренние слова человеческого ума, которые он сам себе произносит. Человек может выразить свое мышление (внутреннее слово) в книге, но его мышление всегда останется при нем, а не станет от этого книгой.
Бог не умирает, Он Вечно Живой, поэтому для разъяснения Библии надо обращаться к Нему Самому. Божественная Мысль – Мысль Вечного Божественного Ума, Его Нетварная Речь, Несозданное Слово. Несозданная Речь Бога и есть Сам Бог, а значит тварный текст остается тварным текстом, а Нетварный Бог остается Нетварным Богом. Поэтому Библия христиан тварна, хотя и дана по вдохновению свыше от Нетварного Божественного Слова. Чтобы понять Священное Писание христиан необходимо Божественное действие Святого Духа, просвещение Свыше от Самого Бога. Без Божественного просвещения одни человеческие усилия в чтении недостаточны. Много атеистов читало Священное Писание, но не они не смогли уразуметь, ибо одного человеческого ума здесь мало. Итак, недостаточно просто читать Библию, но надо просить у Бога даровать вразумляющую Божественную благодать Святого Духа на ее понимание.
Это и есть истинный монотеизм. В противном случае надо верить в мусульманскую «Мать книги», то есть придавать Богу сотоварищей. Такая вера – не монотеистическая. Она широко распространена, например, в индуизме, где Веды существуют вечно. Поэтому тезис многих мусульманских акыд «Коран – несотворенная речь Божья» есть положение языческого миропонимания, а не монотеистического миросозерцания. Последовательный и строгий монотеист всегда способен отделить тварную книгу от Вечного Нетварного Бога.
Ответы на вопросы мусульман
Вопросы мусульман о христианстве основаны по большей части на:
— искажённом изложении христианства в Коране;
— предрассудке об искажённости Библии;
— отрицании последствий грехопадения и необходимости спасения и Спасителя.
Мухаммед – пророк ислама
Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я – Архангел Гавриил, послан к тебе».
Монах на это отвечал: «Смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы».
Диавол тотчас исчез. (святитель Игнатий Брянчанинов, «Отечник»)
Мухаммед не является пророком, т.к.:
– он родился через шесть веков после Боговоплощения (Христос же открыл людям, что все пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф.11:13) и пророков-законодателей больше не будет);
– он учил прямо противоположно Христу;
– ничего нового для спасения человечества он не принёс;
– его нравственный облик не соответствовал пророческому и евангельскому;
– он не привёл никаких доказательств того, что он послан Богом, (он получал откровения не от Бога, а лишь от некоего духа Джабраила).
Мухаммед, основатель ислама, в соответствии с Божественным Откровением, является лжепророком.
Ислам и христианство
Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение… Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», — христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи…Например, ислам отрицает понятие первородного греха… По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах — равно источник и добра, и зла. Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.
Христианство – это не просто признание некоего абстрактного Бога и набор расхожих моральных предписаний. Христиане верят в Иисуса Христа – Бога, Который стал Человеком, Который не просто спускает «сверху» директивы, как жить правильно, а Который стал как один из нас, жил среди людей и Своей жизнью, смертью на кресте и воскресением из мертвых открыл нам путь спасения. В такого Бога человек, ставший мусульманином, не верит. В Коране прямо порицается учение, что Христос есть Бог и Сын Божий (5.17, 9.30). Если христианин принимает ислам, то это значит, что он отрекается от Христа, сказавшего: «Я Сын Божий» (Ин.10:36). И к такому человеку относятся слова Иисуса: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:33). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). Вот почему это духовная трагедия, о которой скорбит Церковь. Что же касается заповедей, то они в разных религиях различны; пересечения, конечно, есть, но их не так уж много. (диакон Георгий Максимов)
Появление перевода Библии на арабский язык спустя целое столетие (самый ранний перевод Нового Завета на арабский язык датируется VIII в.) после существования Корана дало свои результаты. За это время мусульмане успели по-своему понять как Ветхий, так и Новый Завет… (священник Назарий Эйвазов)
Литература по теме
- Об исламе
- Кратко об исламе
- Ислам. Православный взгляд свящ. Даниил Сысоев
- Святые отцы об исламе
- Ислам Ю. Максимов, К. Смоляр
- Почему Бог попустил ислам свящ. Алексей Шляпин
- Аллах в исламе Абд-Эль Маши
- Мы будем утешены Хризостом Селахварзи
- Я осмелилась назвать Его Отцом Билкис Шейх Ричард Шнайдер
- Религиозные основы исламского экстремизма Святослав Кобов
- Шариат для немусульман Билл Уорнер
- Об отношении к мусульманам прот. Димитрий Смирнов
- Исход из ислама в православие
- Видео об исламе
- Брак с мусульманином свящ. Даниил Сысоев
- Статьи и книги об исламе в библиотеке «Отечник»
- Ответы на вопросы мусульман
- 101 мнимое противоречие Библии Джей Смит, Алекс Коудри
- Наиболее распространённые вопросы мусульман о христианстве
- Ошибки мусульман в понимании христианского вероучения Василий Ордынский
- Ответы священника на вопросы иером. Иов (Гумеров)
- Об Ахмеде Дидате и «Мухаммеде в Библии» А.В. Дайяр
- Евангелие от Варнавы Норман Л. Гайслер
- Тайна «Евангелия от Варнавы» архим. Августин (Никитин)
- Иисус Христос как Бог и как Бог воплотившийся (цитаты из Библии)
- Коран
- Происхождение Корана Ибн Варрак
- Коран: предполагаемое божественное происхождение Норман Л. Гайслер
- Коран – Священная Книга мусульман Джон Гилкрист
- Обязательно ли знать арабский язык для понимания Корана?
- О «научных» чудесах Корана прот. Д. Полохов, прот. Вл. Пархоменко
- Ошибки в Коране Уильям Кэмпбелл
- Личность Христа в Евангелии и в Коране Абд-эль-фади
- Представления о человеке в Коране и в Новом Завете А.В. Журавский
- Библия в понимании мусульман Норман Л. Гайслер
- Достоверность Библии Искандер Джадид
- Библия и ислам Бессам М. Медани
- Сказания Корана о новозаветных лицах и событиях А. Михайлов
- Сведения о Коране Гордий Саблуков
- Мухаммед – пророк ислама
- Иисус и Мухаммед Марк А. Гэбриел
- Почему христиане не считают Мухаммеда пророком Ю. Максимов
- Мухаммад или Иисус Христос: выбор нравственного авторитета В.Ю. Питанов
- Пророчествовал ли Христос о пришествии пророка ислама Мухаммада В.Ю. Питанов
- О Мухаммеде свящ. Даниил Сысоев
- Мухаммад – пророк ислама Джон Гилкрист
- Мухаммед – христианин? В.А. Легионов
- Мнимое благочестие Мухаммеда свмч. Александр Миропольский
- Мухаммед: предполагаемые чудеса Норман Л. Гайслер
- Мухаммед: предполагаемые библейские прорицания Норман Л. Гайслер
- Мухаммед: предполагаемое призвание Богом Норман Л. Гайслер
- Мухаммед: личные качества Норман Л. Гайслер
- Paraclete как пророчество о Магомете? Вильям Кэмпбэлл
- Вопрос, который требует ответа Абд-Эль Маши
- Нравственный облик Мухаммада и его пророческие притязания прот. Димитрий Полохов
- Поиск Исторического Мухаммада Дэвид Хол
- Жизнь Мохаммеда Сира Билл Уорнер
- Ислам и христианство
- Религия Креста и религия полумесяца Ю.В. Максимов
- Православие и ислам Ю.В. Максимов
- Правила ведения дискуссии с мусульманами
- Представления о человеке в Коране и в Новом Завете А.В. Журавский
- Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений
- Крест в мире полумесяца Сергей Путилов
- Ислам в сравнении с христианским монотеизмом C.А. Сергеев
- Исламская мистика с т. з. православного духовного опыта C.А. Сергеев
- Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? Ю.В. Максимов
- Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств Ю. Максимов
- Бог или пророк? – отстаивая истины Евангелия Джон Гилкрист
- Проблемы исламского вероучения Норман Л. Гайслер
- Христос Иисус умер, но и Воскрес С.Л. Худиев
- Почему мусульманину трудно стать христианином Абд-Эль Маши
- Ислам через призму Креста д-р. Набил Т. Джаббур
- Иисус Христос в исламе
- Письма о магометанстве А.Н. Муравьев
- Ислам: очерки по христианскому сравнительному богословию Г. Нофал
- Анализ мусульманских высказываний о семейной жизни прот. Д. Полохов
- Сличение исламского учения о именах Божиих с христианским Г.С. Саблуков
- Богословские основания для межрелигиозного диалога в исламской традиции свящ. Иоанн Васильев
- О каком искажении Библии говорил Пророк? Ибрагим Камаль Тауфик
- Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений
Комментировать