Монотеизм

Литература по теме

Монотеи́зм

1) религиозная вера, основанная на представлении о существовании только одного, Единого Бога (вера в единого Бога)
2) учение о едином Боге.

В рамках каждой монотеистической религии Бог признаётся единым и единственным, а существование прочих богов отрицается. К числу таких религий принадлежат: христианство, иудаизм, ислам. В зависимости от того, как в рамках той или иной формы монотеизма воспринимаются так называемые ложные боги, эти формы обозначаются или как инклюзивный (включающий) монотеизм, или как эксклюзивный (исключающий). В рамках инклюзивного монотеизма считается, что «боги, почитаемые в других религиях, в действительности лишь иные имена единого Бога. По мнению представителей эксклюзивного монотеизма эти «боги» суть либо падшие ангелы, либо обожествленные люди (к примеру, правители, предсказатели, целители и пр.), либо просто плоды человеческого воображения.

Исконный монотеизм

Христианство исходит из положения, что монотеизм является первоначальной религией человечества. Согласно библейскому повествованию, знание о едином Боге прародители восприняли в раю и передали это знание своим потомкам, однако из-за развращенности людей их разум, воля и чувства помрачились, в результате чего они утратили истинное понятие о Боге и стали служить ложным богам. По свидетельству апостола Павла, язычники, «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1:22-25).

В религиоведении периода XIX – начала XX века была популярна теория об эволюционном развитии религии от примитивных форм к монотеизму, которая в настоящее время признана несостоятельной.

В XX веке обоснованию монотеизма как изначальной формы религии был посвящён фундаментальный труд «Происхождение идеи Бога» немецкого этнолога и лингвиста, католического священника В. Шмидта. Однако теоретические положения его работы не получили всеобщего признания. В настоящее время среди ученых нет консенсуса относительно первичной формы религии. Однако заметим: представление о том, что монотеизм появился позднее прочих форм религиозных верований, не имеет фактических подтверждений. Оно основано, в частности, на допущении, что если представление о Едином Боге более высокое и сложное, нежели примитивные религиозные представления, то, следовательно, оно появилось позже примитивных представлений.

Данные о примитивном монотеизме обнаруживаются в древнейших из сохранившихся источников и традиций. Такие данные, отражены, например, в табличках из Эблы (период между ок. 2500 г. до Р. Х. и ок. 2250 г. до Р. Х.).

Христианский монотеизм

С исповедания веры в Единого Бога начинается христианский Символ веры. Догмат о Едином Боге считался раньше и считается в настоящее время одним из главных, догматов христианского вероучения, как видно уже из того, что он встречается во всех древних символах и частных исповеданиях веры. На этот догмат христиане изначально указывали как на неоспоримую истину.

В Священном Писании содержится много свидетельств о единстве и единственности Бога. Первая из десяти заповедей, преподанных Богом еврейскому народу, гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3). Моисей, наставляя народ, учил: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Можно сказать, что это положение стало символом веры для ветхозаветных людей. Господь говорит: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6), «Я Господь, и нет иного» (Ис.45:6). Утверждение единства и единственности Бога отмечено и в новозаветной проповеди Иисуса Христа и апостолов. Спаситель говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин.17:3). Апостол Павел утверждает, что «нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4). Апостол Иаков пишет: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19).

С древних времен христианские богословы использовали доводы, подтверждающие истинность христианского монотеизма, сформированные на основании исследования истории и души человеческой (антропологические), из рассматривания мира (космологические) и из самого понятия о Боге (онтологические).

  1. Великие языческие мыслители античности признавали факт существования единого Бога.
  2. Понятие о Едином Боге является врожденным, присущим душе. Тертуллиан обращал внимание, что любой язычник хотя бы иногда невольно обращается к Богу, забыв о своих предрассудках.
  3. Мир один и устроен удивительно гармонично, что указывает на одного Творца.
  4. В жизни мира замечается постоянный порядок и гармония, что указывает на одного Правителя. Если бы богов было много, в мире был бы хаос.
  5. Для создания мира и управления им совершенно достаточно одного Бога, другие боги для этого попросту не нужны.
  6. Высочайшее и совершеннейшее из всех существ может быть только одно. Если допустить существование наряду с ним других, равносовершенных ему существ, пришлось бы признать, что оно не является высочайшим и совершеннейшим из всех, то есть не является Богом.
  7. Бог беспределен, но если допустить, что таких Богов может быть много, придётся признать, что они не беспредельны, а значит и не Боги.

Особенностью христианского монотеизма является исповедание наряду с единством Бога Его троичности. Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Это утверждение основано на сверхъестественном Откровении и не может быть вполне постигнуто человеческим разумом. Свт. Григорий Богослов писал: «Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Не успел разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу Единое светило, не умея разделить или измерить соединенного света».

Помимо того, что мы признаём единотроичность Бога, мы признаём, что Он абсолютно прост.

Последовательным монотеизмом может быть названа только та религия, в которой глубоко и всесторонне раскрывающая жизнь единого Божества.

Так, очевидно, недостаточно сказать, что Бог един. К этому положению необходимо добавить, что Он личностен.

Очевидно, недостаточно сказать, что Бог есть Творец мира. Необходимо раскрыть Его отношение к тварному миру, ответить на вопрос: «Как Бог творил мир и ради чего?».

Христианство учит о том, что Бог творит мир из ничего. Он создал его не из Своей сущности, но создал его силой Своей мысли и воли.

Если Бог личностен, то Он может «искать» единения с личностью человека и, как Всемогущий, достигать этого единения, раскрывая человеку Самого Себя. Вне единения Бога и человека познание Бога останется неполным.

Христианство учит о том, что Бог стал человеком. Воплощение Бога являет человеку возможность единения с Богом. Такое единение осуществляется при содействии Божественной благодати.

Если Бог один, то принципиально ли какой религии придерживаться?

То, что Бог один, это факт, однако это не означает, что все монотеистические учения учат о Боге правильно и верно учат о том, как мы должны жить, чтобы жить в соответствии с волей Божьей. Христианское учение о Боге основано на Божественном Откровении и поэтому истинно (имеем в виду учение Православной Церкви) Господь Иисус Христос, в Ком обитала «вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9), утверждает, что никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин.14:6). Поэтому принципиально важно придерживаться того пути спасения, который открыл Сам Господь для всех людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20).

Цитаты о монотеизме

«Хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».
1Кор.8:5-6

«Божество – совершенно и без недостатка как относительно благости, так и мудрости, так и силы, безначально, бесконечно, вечно, неописуемо, и – просто сказать – совершенно во всех отношениях. Поэтому, если скажем, что богов – много, то необходимо, чтобы между многими замечалось различие. Ибо если между ними нет никакого различия, то скорее Бог – один, а не много богов. Если же между ними есть различие, то где – совершенство? Ибо если Бог останется позади совершенства или относительно благости, или силы, или мудрости, или времени, или места, то не может быть Богом. Тождество же во всех отношениях скорее показывает одного, а не многих. А также каким образом сохранится неописуемость, если богов – много? Ибо где был бы один, [там] не было бы другого. А каким образом многими будет управляться мир и не разрушится, и не погибнет, когда между правителями усматривалась бы борьба? Ибо различие вводит противоречие. Если же кто-либо сказал бы, что каждый управляет частью, то – что было виновником этого порядка и что разделило между ними [власть]? Ибо то скорее было бы Богом. Поэтому Бог – один, совершенный, неописуемый, Творец всего, как Сохранитель, так и Управитель, выше совершенства и прежде совершенства».
прп. Иоанн Дамаскин

«Не вызывает никаких сомнений практически универсальное верование в Небесное Божественное Существо, Которое сотворило мир и которое обеспечивает плодородность земли, посылая на нее дождь. Это Существо наделено даром безграничного предвидения и мудрости. Оно установило моральные законы».
М. Элиаде, религиовед

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka