Правила ведения дискуссии с мусульманами

1. Любая публичная дискуссия основана на соревновании в знаниях и умении ими пользоваться, т.е. на разуме человека. Православная аскетика разделяет понятия «ум» и «рассудок». После грехопадения ум человека повредился – потерял связь с Богом, вместо прямого ведения стал подвержен влиянию чувств, потерял цельность мышления. Утратив возможность прямого знания – ведения – человечество стало пользоваться «костылём» – логическим мышлением.

Ислам был основан человеком и развит людьми, своим основанием он ставит рассудок падшего человека. Недаром авторитет для мусульман – не святой, просвещённый Богом подвижник, – а исламский учёный. Дискутируя с мусульманином, христианин вынужден опускаться на его уровень – уровень произвольных, частных выводов и аргументов. Исключённому из благодатного опыта Церкви мусульманину крайне сложно понять божественные истины, недоступные падшему разуму и требующие истинной веры и благодатного освящения.

2. Ислам – религия синкретическая (смесь аравийского язычества, христианских ересей и иудаизма), поэтому, в дискуссии с христианами, её апологеты непрестанно апеллируют к христианству, желая доказать преемственность своего учения от более древнего. Кроме того, ссылаясь на Священное Писание, мусульмане дают ему собственное еретическое толкование, что затрудняет диалог, ведь перед ответом на основной вопрос, христианской стороне приходится давать верное толкование приведённому оппонентом отрывку.

Например, мусульманина просят объяснить исламский тезис о том, что Аллах – творец зла. Ответ обычно сводится к тому, что приводятся цитаты из Ветхого Завета, им даётся собственное толкование, и делается вывод, что и в христианстве аналогичная точка зрения. Таким образом, вместо ответа о вероучении ислама приводится еретическая трактовка христианского вероучения.

3. Необходимо учитывать, что аяты, которые могут приводить мусульмане, могут быть отменёнными. В исламе существует целая доктрина отмены (Насх) ранних миролюбивых аятов Корана поздними агрессивными (см. аят 2:106).

Например, слова «Нет принуждения в религии» (см. 2:256) заменяются на Аят меча (9:5): «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их…». Аятом Меча заменено около 113 аятов.

4. Для мусульманина обращение к Корану является главным вероучительным аргументом, ведь они не имеют опыта святости, благодатной жизни в Боге. Христиане же не ограничены книгой, божественные истины воплощены в жизни многих святых. Поэтому имеет смысл приводить примеры из опыта христианских подвижников ближайшего века, а не только святых библейских времён.

5. Следует учитывать, что если для христиан Мухаммад – лжепророк и Коран является лишь художественным произведением раннего средневековья, то мусульмане вынуждены считаться со Священным Писанием и почитать Христа хотя бы в минимальной степени – как пророка.

Поэтому сразу же следует указать, что ссылки наших уважаемых оппонентов на авторитет Корана для нас не имеют значения, так как нет серьёзных аргументов его божественного происхождения. С тем же успехом в полемике с нами возможно апеллировать к писаниям мормонов или ведам – все это не имеет никакого веса для христиан – последователей религии Живого Бога.

6. Мусульмане считают Библию искажённой, но у них нет учения о том, что конкретно искажено. В исламе нет своих толкований Библии. И когда мусульманин толкует Библию он опирается исключительно на собственное мнение, от ветра головы своя. Отдельные мусульмане не считают Библию искажённой.

7. Мусульмане главным образом сравнивают Коран с Ветхим Заветом, что само по себе некорректно, ведь Коран написан через 6 веков уже после Нового Завета.

8. Нужно учитывать, что мусульманам позволительна ложь (такийя). Теоретически она ограничена тремя случаями, но что касается отношений с немусульманами (особенно находящимися в большинстве), то практически они могут толковаться достаточно широко, например, именоваться «хитростью», «притворством» или возможностью скрывать правду.

9. Не следует поддаваться на подмену понятий, когда мусульмане свидетельствуют о грехах русских или европейцев (распутстве женщин, пьянстве мужчин), автоматически относя их к христианам.

На это можно возразить неприглядными статистическими данными по исламским странам, можно указать, что христиане находятся практически везде в меньшинстве, но правильнее сравнивать сами религии, а не то, насколько верны Богу наши современники.

Христианство строже ислама, все позитивные строгости ислама – закрытые тела и волосы у женщин, посты и т. д. мусульмане переняли у Византии, у христиан. А все остальное – фанатизм, формализм, законничество, многоженство и т. д. – это как раз то, что взято не из христианства, а является их собственными «брендами».

Самое важное, что ислам, даже в самом строгом своем выражении, не предусматривает чистоты помыслов, не имеет сакраментальной исповеди и заповеди о любви, как средоточия вероучения.

***

См. также: Правила, которых желательно придерживаться во время полемики с мусульманами

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka