Array ( [_langs] => b~r [av_csrf] => ShA8M2rz2yDGc1MK [otrid] => S:7FT_eVSavPTD53mEUXuXHr-kY1H0rWLJy9TW-N1ZpJF1ie2IX4RUJ6M4SIqjbxWKVXvcytMRP9yT2Z-Rfy5CPDFaM7Hm69wRMDc02Vt9a3FrMhb4gY6Z0YdUzGiwV5wiG7jMtI9-EFVYb6wFM8QfwqkGO-miAgMvTLEJBtdItx8QDtQMmFMqOE45giis2PVkmaTRDuo38yzMwyZAsIkQ-34mZHrrKABDZPY= [rmcookie] => S:7904lgix1tF5pdgo6mBb2e4wH5Bq6WeVglJlJP8BORWPMpUdX1fE2pU24fod9Eq4ZhlSGjM9Jh5UycO0qeYVnonsgBbAYEx_jO09l7AnTJM7iWtQolWtpSYOIex4NOi0Dy_yJV2D4bmudVc-DykKcxZfC7xRph7s6KXDk_UtYs_1F17W-5PEGa26qyk01E87MfWfPwgHBQQlW0OTDzohwjzAcDUkzLO7bwaBuDKRpyNz4AxgTudDrVz4q0XN4v1DO1i9xz3LyYhXjv0eF2p4CJXiSlZU1MZhRrK0UXM1rLNU3h7SJDtou2fXVyi-JkPYw4uFoD5LqeCnBz_leNEd5t9I4_InzGMlDK1ucydCjFlMMDxpulBNPtOVOnyDltSiytz0kM1lIDwY16LbGIP7y56vmkQ9RVQXseZECVQMn0ONQWG65dj_gqchdkUv8PLv5E2xWFhVXCLLDQISJ4FdDjn74ZTAhRSy98Fjlx3f4H8m2bCsKs2CpgKCl6fP_uEwaPPEAQNrr9dlQQPxsWrtZ62jCMmhr1tHyxStKtwAvxyP1TzAjSwlVmPBOYhwb4MwaZREucboVpFjQpriMqGisTCmYxRTnRBrXtxFJBx1x5a-zCJ5k4VhdiMMlEUbfWg7WWH5 )

Норман Л. Гайслер
Мухаммед: личные качества

Большинство изучающих ислам считают, что Мухаммед был, в общем и целом, нравственным человеком. Многие мусульмане утверждают, что он был без (большого) греха и служил эталонным примером нравственности. Согласно их заявлениям, «Мухаммед остается в истории лучшим образцом человека благочестивого и безупречного. Он — живое доказательство того, каким может быть человек и чего способен достичь в сфере совершенства и добродетели» (Abdalati, 8). Это, как утверждается, есть главное свидетельство того, что Мухаммед — несравненный пророк Божий (Pfan­der, 225-26).

Популярный мусульманский автор Камаль уд-Дин ад-Дамири (Damiri) дает в своем классическом произведении следующее описание пророка Мухаммеда:

«Мухаммед — прекраснейший из людей, самый почитаемый из апостолов, пророк милосердия […] Он лучший из пророков, и его народ — лучший из народов […] Он обладал блистательным умом и имел благородное происхождение. Он отличался абсолютным изяществом в сложении, совершенным великодушием, безупречной храбростью, безграничной скромностью, полезными знаниями […] образцовым страхом Божиим и возвышенным благочестием. Он был самым красноречивым и самым совершенным из людей в каждом аспекте совершенства […]» [Gudel, 72].

Оценка личных качеств Мухаммеда

Многоженство

Существует, однако, ряд моментов, порождающих вопросы относительно нравственного совершенства Мухаммеда. Первый из них — вопрос о его многоженстве. Как гласит Коран, мужчине можно иметь до четырех жен (Коран, сура 4:3/3). В связи с этим возникают два вопроса: нравственно ли многоженство? соблюдал ли Мухаммед установленный им самим закон?

В иудейско-христианской традиции многоженство считается нравственно неприемлемым. Хотя Бог дозволял его, наряду с другими человеческими слабостями и грехами, Он никогда его не одобрял (см. полигамия). В Коране, однако, многоженство недвусмысленно санкционируется, и указано, что мужчина может завести себе до четырех жен, если в состоянии их содержать. Сура 4:3 гласит: «женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех».

Не обращаясь к истине христианского откровения, рассмотрим доводы против многоженства с точки зрения нравственности, общей и для мусульман, и для христиан. Моногамию следует признать прецедентом, так как Бог дал первому мужчине только одну жену (Еву). Моногамия подразумевается пропорцией, так как количество мужчин и женщин, которым Бог дает жизнь, примерно одинаково. И еще она подразумевается равенством. Коль скоро мужчинам позволено заводить несколько жен, выглядит только справедливым, если женам разрешено будет иметь по несколько мужей.

Даже биограф Мухаммеда Мухаммед Хусейн Хайкаль косвенно признает это превосходство моногамии, когда утверждает, что «счастью семьи и общества в целом лучше всего служат те ограничения, которые накладывает моногамия» (Haykal, 294). Взаимоотношения Мухаммеда с его женами уже сами по себе являются сильным доводом против многоженства. Его жены доходили до того, что строили против него заговор. И это вполне понятно, если учесть, что Мухаммед нередко полностью игнорировал некоторых своих жен и во многих случаях избегал других (ibid., 436). Биограф добавляет: «Действительно, предпочтение, оказываемое части его жен, породило такие разногласия и враждебность среди “Матерей верующих”, что Мухаммед однажды подумывал о разводе с некоторыми из них» (ibid., 437). Все это весьма далеко от образцовой нравственной ситуации, как в принципе, так и на практике.

И даже если многоженство, как учит Коран, считать нравственно приемлемым, остается еще ряд серьезных проблем. Мухаммед получил от Бога откровение, что у мужчины должно быть не более четырех жен одновременно, однако у самого пророка их было много больше. Один мусульманский апологет Мухаммеда в книге «Пророк ислама как идеальный муж» (The Prophet of Islam as the Ideal Husband) признает, что у того было пятнадцать жен. Однако другим Мухаммед говорил, что им дозволено только четыре жены. Как может человек быть идеальным образцом нравственности и не следовать одному из основных законов, который сам и установил для других в качестве Божиего откровения?

Ответ мусульман неубедителен. Дескать, Мухаммед получил «откровение», что Бог делает лично для него исключение, не распространяющееся больше ни на кого. Мухаммед ссылается на услышанные им слова Бога: «О пророк, Мы разрешили тебе твоими женами тех, которым ты дал их награду […] и верующую женщину, если она отдала самое себя пророку, если пророк пожелает жениться на ней», однако сразу и уточняет — все это «исключительно для тебя, помимо верующих» (Коран, сура 33:49/50). Более того, мусульмане считают (основываясь на словах Корана, сура 4:3, и других поучениях), что им дозволяется иметь неограниченное число наложниц, особенно из тех, кого они взяли как военную добычу. Это, несомненно, могучий стимул для воинской доблести.

Далее, Мухаммед заявил о божественном освобождении себя от еще одного закона, требующего отдавать каждой жене супружеский долг «по справедливости». Муж должен соблюдать в этом вопросе установленную для его жен очередность. Мухаммед же настаивал, что Бог разрешил ему обладать любой из жен, которую он захочет и когда захочет: «Ты можешь отсрочить той из них, кому ты желаешь, и дать приют той, кому желаешь и кого захочешь из тех, что ты отстранил» (Коран, сура 33:51). Но, по всей видимости, даже Бог вынужден был как-то вводить в рамки любовь Мухаммеда к женщинам. Ибо в конце концов тот получил откровение, гласящее: «После этого тебе не дозволяется больше женщины и [нельзя] заменять их другими женами, хотя бы тебя поражала их красота» (Коран, сура 33:52). Знакомство с фактами любвеобильности и непостоянства Мухаммеда заставляет удивляться, как можно видеть в нем пример нравственного совершенства и идеального мужа.

Стиль обращения с женщинами

Коран и предание Хадис отводят женщине статус низшего существа. Превосходство мужчин выводят непосредственно из предписаний Корана. Как уже отмечалось, мужчина может завести до четырех жен (многоженство), но женщине нельзя иметь несколько мужей. В суре 2 мужчине открыто предоставляется право разводиться со своими женами, однако женщинам в равных правах отказано: «Мужьям над ними — степень [преимущества]» (Коран, сура 2:228).

Мухаммед дозволил избить служанку, чтобы выпытать у нее правду. «Позвали служанку, и Али (Ali) сразу в нее вцепился и бил ее больно и долго, требуя, чтобы она сказала правду Пророку Божиему» (Нау- kal, 336). Согласно Корану, муж вправе избивать своих жен. В суре 4 сказано: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими […] А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их» (Коран, сура 4:38/34). Юсуф Али (АИ) пытается смягчить этот стих, добавляя слово «слегка», которого нет в арабском оригинале.

Мусульманские женщины должны носить чадру, держаться сзади и на молитве преклонять колени позади мужа. В гражданских делах требуется свидетельство не менее двух женщин, хотя свидетельства одного мужчины оказывается вполне достаточно (Abdalati, 189-91).

В хадисах из собрания Sahih Аль-Бухари мы встречаем следующее повествование, характеризующее статус женщин:

Рассказано Ибн Аббасом (Abbas): Пророк сказал: «мне было дано увидеть преисподнюю и то, что большинство обитающих в ней — женщины, оказавшиеся неблагодарными». Его спросили: «они не верили в Аллаха?» (или: они были неблагодарны по отношению к Аллаху?). Он ответил: «они были неблагодарны по отношению к своим мужьям, не имели благодарности за любовь и добро (дела милосердия), проявленные к ним» (Bukhari, 1.29).

С учетом всего изложенного совершенно невероятно звучат такие слова мусульманских апологетов: «очевидно, Мухаммед не только уважал женщину больше, нежели любой другой мужчина, но и поднял ее до положения, по праву ей принадлежащего, — достижение, на которое до сих пор оказался способен один только Мухаммед» (Haykal, 298). Еще один мусульманский автор пишет: «Ислам дал женщине права и привилегии, которых она никогда не знала в других религиях и конституционных системах» (Abdalati, 184).

Нравственные дефекты Мухаммеда

Мухаммед был далеко не безгрешен. Даже в Коране рассказывается, что ему приходилось просить у Бога прощения за свои дела. В суре 40 Бог говорит ему: «Терпи же! По- истине, обещание Аллаха — истина; проси прощения за грех твой» (Коран, сура 40:57/55). В другом случае Бог сказал Мухаммеду: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху и для верующих — мужчин и женщин» (Коран, сура 47:21/19). Очевидно, в прощении нуждаются грехи самого Мухаммеда, а не других людей (ср. также Коран, сура 48:2).

По поводу одного эпизода Хайкаль говорит прямо: «Мухаммед действительно совершил ошибку, когда разгневался в ответ на просьбу [слепого нищего] Ибна Умма Мактума (Maktum) и прогнал его […] вэтом случае он [Мухаммед] оказался столь же несовершенен, как и любой другой человек» (Haykal, 134). Но тогда трудно поверить, что Мухаммеда стоит так превозносить. Насколько бы выше ни были мораль Мухаммеда во многие другие дни его жизни, он далек от идеального образца для всех людей и во все времена, каковым его почитает множество мусульман. В отличие от Иисуса Евангелий он, безусловно, не рискнул бы обратиться к своим недругам с вопросом: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46).

Священная война

Мухаммед верил в «священную войну», джихад (jihad). Он заповедал своим последователям в качестве божественного откровения: «сражайтесь на пути Аллаха!» (Коран, сура 2:245/244). Далее он говорит: «избивайте многобожников, где их найдете» (Коран, сура 9:5). И «когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее» (Коран, сура 47:4). В общем случае мусульманам предписывается: «сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день» (Коран, сура 9:29). Естественно, ведь рай обещан тем, кто сражается на пути Аллаха. В суре 3 сказано: «тем, которые […]были изгнаны из своих жилищ, и были подвергнуты страданиям на Моем пути, и сражались, и были убиты, — Я очищу их дурные деяния и введу их в сады, где внизу текут реки, — в награду от Аллаха, а у Аллаха — хорошая награда!» (Коран, сура 3:194-195/195; ср. Коран, сура 2:245/244; 4:97/95). Эти «священные войны» предпринимались «на пути Аллаха» (ср. Коран, сура 2:245/244) против «неверных».

В суре 5 сказано: «воздаяние тех, которые воюют с Аллахом [т. е. неверных] и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли» (Коран, сура 5:37/33). Признав, что это, в зависимости от «обстоятельств», подобающее наказание, Али вряд ли сильно утешит нас тем, что отмечает: более жестокие формы обращения арабов с врагами, такие как «выкалывание глаз и выставление беспомощной жертвы под лучи палящего солнца», были отменены! (АИ, 252, 738). Такая война и такое истребление врагов по религиозным мотивам — вне зависимости от применяемых средств — расцениваются большинством критиков как религиозная нетерпимость. С учетом этих недвусмысленных предписаний прибегать для распространения ислама к разящему мечу и соответствующего практического осуществления их мусульманами на протяжении многих столетий заявления мусульман о том, будто бы «эта борьба ведется единственно ради свободы призывать людей к Богу и к Его религии», воспринимаются как пустой звук (ср. Haykal, 212).

Этическая беспринципность

Мухаммед санкционировал ограбление своими последователями торговых караванов вблизи Мекки (Haykal, 357f.). Пророк лично возглавил три таких рейда. Безусловно, цель этих налетов заключалась не только в том, чтобы приобрести материальные выгоды, но и в том, чтобы произвести на мекканцев впечатление растущей силой ислама. Критики ислама относятся к этим экспроприациям с большим сомнением. Подобные действия бросают черную тень на предполагаемый высоконравственный образ пророка Мухаммеда.

Еще в одном эпизоде Мухаммед одобрил ложь своего последователя врагу по имени Халид (Khalid), которого мусульмане намеревались убить. Затем в присутствии жен Халида «он напал на него с мечом и убил его. Жены Халида, единственные свидетели происшедшего, зарыдали, оплакивая его» (Haykal, 273).

Б другом случае Мухаммед не погнушался политически мотивированным убийством. Когда знаменитый иудей Кааб Ибн Аль-Ашраф (Ashraf) принялся возбуждать недовольство Мухаммедом и сочинил о нем сатирическую поэму, тот во всеуслышание задал вопрос: «кто избавит меня от Кааба?» Незамедлительно вызвались четыре добровольца, которые вскоре вернулись к Мухаммеду с головой Кааба в руках (Gudel, 74). Хайкаль признает в своей книге «Жизнь Мухаммеда» (The Life of Muham­mad) много фактов подобных политических убийств. Об одном из них он пишет: «Пророк приказал казнить Укбаха Ибна Абу Муайта (Muayt). Когда же Укбах взмолился: “а кто позаботится о моих детях, о, Мухаммед?”, Мухаммед ответил “огонь”» (Haykal, 234; ср. Haykal, 236, 237, 243).

И в самом Коране нам сообщается, что Мухаммед не прочь был нарушать свои клятвы, если видел в этом выгоду для себя. Он даже получил «откровение» о нарушении освященного временем обязательства избегать кровопролития во время священного месяца паломничества: «Спрашивают они тебя о запретном месяце — сражении в нем. Скажи: “сражение в нем велико, а отвращение от пути Аллаха, неверие в него и запретную мечеть и изгнание оттуда ее обитателей — еще больше пред Аллахом”» (Коран, сура 2:214/217). И еще раз: «Аллах установил для вас [, люди,] разрешение ваших клятв [в некоторых случаях]» (Коран, сура 66:2). Нравственная жизнь Мухаммеда характеризовалась иногда не принципиальностью, а крайней беспринципностью.

Мстительность

По меньшей мере в двух случаях Мухаммед инспирировал убийство людей за сочинение высмеивающих его поэм. Такую непомерно жестокую реакцию на осмеяние пытается оправдать Хайкаль: «Для человека, подобного Мухаммеду, успешность усилий которого в огромной степени зависела от достигнутого им уважения среди людей, злобные сатирические стихи могли оказаться более опасными, чем проигранная битва» (Gudel, 74). Но ведь такая этика — прагматическая, в духе «цель оправдывает средства».

И хотя «мусульмане всегда были против умерщвления женщин и детей при любых обстоятельствах», Хайкаль тем не менее рассказывает: «Еврейская женщина была казнена за то, что убила мусульманина, сбросив ему на голову большой камень» (Haykal, 314). В другом случае две рабыни, предположительно распевавшие песенку против Мухаммеда, были казнены вместе со своим хозяином (ibid., 410). Когда возникло подозрение, что одна женщина по имени Абу Афк (’Afk) оскорбила Мухаммеда (стишками), некий приверженец Мухаммеда «напал ночью на нее, окруженную детьми, одного из которых она кормила грудью […] Оторвав ребенка от матери, он убил свою жертву» (Haykal, 243).

Усердие, с которым поборники пророка Мухаммеда готовы были убивать во имя его, беспримерно. Хайкаль приводит слова одного такого ревнителя, который убил бы свою дочь по приказу Мухаммеда. Уммар

Ибн Аль-Хаттаб (Khattab) фанатично воскликнул: «Во имя Аллаха, если бы он [Мухаммед] попросил меня отрубить ей голову, я исполнил бы это без колебаний» (Haykal, 439).

Безжалостность

Мухаммед обратил свой гнев на последний еврейский род в Медине по подозрению, что тот участвует в заговоре против Мухаммеда, объединившись с его врагами из Мекки. В отличие от предыдущих репрессий против двух еврейских родов, просто изгнанных из города, на этот раз все мужчины рода были убиты, а все женщины и дети проданы в рабство. В попытке оправдать это говорят, что «жестокость Мухаммеда по отношению к евреям необходимо рассматривать с учетом того факта, что их презрение и неприязнь стали величайшим разочарованием в его жизни, а в какой-то момент они угрожали полностью уничтожить его авторитет в качестве пророка» (Andrae, 155-56). Как бы то ни было, оправдывает ли это убийство всех мужчин и продажу в рабство всех женщин и детей? И можно ли назвать подобные деяния образцовым для человека, которого приводят в пример безупречной нравственности?

Несмотря на все эти свидетельства против Мухаммеда, один из апологетов ислама заявляет, что «даже будь их обвинения верны, мы все равно отвергли бы их, ответив тем простым доводом, что великое стоит выше закона» (Haykal, 298)!

Заключение

Мусульмане выдвигают немалые претензии относительно личных качеств Мухаммеда, даже приписывают ему нравственное совершенство. Тем не менее сведения о Мухаммеде, даже из Корана и мусульманского предания (Хадис), никак не подтверждают подобные притязания. Хотя в повседневной жизни Мухаммеда в общем и целом можно назвать человеком нравственным, его учение, одобряемые им действия и его собственная деятельность характеризуются моральными изъянами. Не существует свидетельств того, чтобы в нравственном отношении он превосходил самого обычного человека. Фактически, имеющиеся свидетельства указывают на прямо противоположное. В отличие от этого, жизнь Христа была нравственно безупречна.

Библиография

  1. Н. Abdalati, Islam in Focus.
  2. S. Al-Bukhari, The Translation of the Meanings of Sahih Al-Bukhari.
  3. Y. Ali, The Holy Qur’an.
  4. T. Andrae, Mohammad: The Man and His Faith.
  5. A. Dawud, Muhammad in the Bible.
  6. N. L. Geisler and A.Saleeb, Answering Islam.
  7. J. P. Gudel, To Every Muslim an Answer.
  8. М. H. Haykal, The Life of Muhammad.
  9. G. Pfander, The Mlzanu’l Haqq [The Balance of Truth].
  10. M. A. Rauf, Islam: Creed and Worship.
  11. J. Sahas, The Greek Orthodox Theological Review, 27.2, 3.
  12. A. Schimmel and A. Falaturi, eds., We Believe in One God.

Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С. 585-588.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka