Array ( [_ga] => GA1.2.1832383303.1663390316 [_ym_uid] => 16633903161048743035 [ptrck] => de862773f0fe0924029bf4eceefa355fd4a5cf3320c39c644a29b53b7fd348f3 [rmcookie] => S:FbCu3H7Pq3Wq1Xzt6uOZ6OqYSqMwlRuxYVawa_nRrbFcejuuUdcQeJRlqw-8hGws1o6a_JF65u8IdFn5eVG5reFHGOjuVoIpZw9kR96_LYvjleNlaf_7vz0a-HjJy1JHnT7Jq3y7bLfMnLwfwrSxiPxg-Eg6uNwx8jgi3Ev-MC21kl0gtLrtc0guLI0ezpZ1wDTF40d3-e11JVsG-rvLtejLRnVKgBbGg16_hKIZ-8yzOMTu5jcMc7Z-Ui_x5QXoPTP7PVU0za4ag1woeOepB_WvOawcx__flY2U_FbojBG5DI4JSjnY5IkIUXrjaJ4A26_4kuJp8toDE_DHOteguKSiP55BhHCjoiqWjFemE3vq43sjiymUNj4q52_0m_JlhxRhLUl0OQAgCuGQc75wWmQcGhbI-MjfECyiwPHeKHzmESTU0HQ8UwZB0TGmbhNtLrNFg_GZ2_kI_054hhaKmVPpYoqSCyeX-mCCRY28kvZutt9keyRK17O1AOvCorLfx11zPc8r5iru8nb0zqtCrPuYuQPwct2n7blFetjARJ-5zbu6e_yE4rMhuhHiTVl9o4RiLTsF2G_JTTxPphX3rc3OjFH-RCxu2kMcp1Q0_Dk7V1wGO5BU8au_E2iF7261qfHICvqt0avCThJXHcPTiBdzmy09ut-IUJwh-jk8-DevLQutGIUohlj83SOF [otrid] => S:_mPU4N2sjmIxEtKCKbDkls0evPxNe3-iqjNjERad31p4JTmYnQlR5UJgg6xCwQkEnNdruurP3J72O1HoL_F4bQUTbwHDQk606hbhRFHc5p6rUqfwokKaFEIRL4Sv0j9atf0Z1HLUBQSCfeox7eholIHu-4wJ5DnagvNhboEK9qd8awjFpOOu5XtEkK7TtJik6aLkzHNGj3IkYAdDlP7S5z2H09ow9j2Ugmg= [_gcl_au] => 1.1.2013103236.1711287534 [_ym_d] => 1711287538 )

Катавасия

Литература по теме

Катава́сия (от греч καταβασία (катавасиа) (от греч. καταβαίνω — спускаться, сходить) — схождение) – название ирмоса, который поется в окончании песни канона на утрени (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.

Цитаты о катавасии

«Катавасия – в сущности есть ни что иное, как тот же ирмос, но не начинающий собою ряд тропарей данной песни, а ее заключающий». Происходит это выражение от καταβαίνω – спускаться, сходиться, так как «катавасии» в монастырском обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвы­шений, выстраиваются на середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос».
архимандрит Киприан Керн. «Литургика. Гимнография и эортология»

«Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу называется катавасией (καταβασία = κατάβασις) – схождение, возвращение (войска с похода). В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката­васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней – 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии».
Михаил Скабалланович. «Толковый Типикон»

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka