Выдающийся церковный и государственный деятель XIX века. Богослов, ученый, подвижник, духовный писатель и проповедник, основатель многих монастырей и монастырских скитов, академик Императорской АН, почетный доктор философии Дерптского университета, автор знаменитого "Катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви".
Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства.
В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям.
По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре.
Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы.
По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии.
В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина), подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя.
Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее.
Монашеская жизнь
16 ноября 1808 года Василий отрешился от мирской жизни и постригся во ангельский образ, получив новое имя — Филарет, в честь и память святого угодника Божия, Филарета Милостивого.
Через несколько дней митрополит возвёл новопостриженного в сан иеродиакона.
Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург.
В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того он преподавал церковную историю.
Удостоившись звания иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нём говорили даже на дальних окраинах Петербурга, и даже в самых высоких светских кругах.
В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской.
Вскоре Промыслом Божьим отец Филарет был поставлен на должность настоятеля Юрьевой Новгородской обители.
Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества.
В послевоенный период он принял участие в переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно.
Святительское служение
В августе 1817 года архимандрит Филарет был рукоположен во епископа Ревельского. С этого времени он исполнял обязанности викария Петербургской епархии.
В марте 1819 года святитель Филарет был посвящен в архиепископа, получил назначение на самостоятельную кафедру в Тверь. Возглавляя Тверскую епархию, он совершал поездки по вверенной ему территории, лично участвовал в богослужениях, много проповедовал, общался с духовенством и мирянами, вникая в их нужды, чем мог помогал.
В 1820 году его перевели в Ярославль, а на следующий год — на Московскую кафедру.
В 1823 году был издан его Катехизис. Благодаря чёткости содержащихся в нём формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер. Вскоре после выхода его в широкую печать, понадобилась его переиздание. После этого он переиздавался снова и снова. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.
В 1826 году святитель был возведен в достоинство митрополита. Несмотря на столь высокое духовное звание в быту его окружала достаточно скромная обстановка.
Митрополит Филарет мужественно отстаивал интересы Церкви. По роду своей деятельности и прямолинейности характера ему приходилось вступать в споры с разными власть имущими людьми, вызывать раздражение и интриги со стороны тайных и явных противников.
Много внимания он уделял вопросам о преодолении расколов, возвращению в Церковь заблудших людей, в частности униатов и старообрядцев.
Когда в 1830 году Москву потрясла вспышка холеры, митрополит Филарет организовывал молебны и крестные ходы. Его борьба за здоровье паствы сказывалась и в противодействии повальному пьянству.
Согласно свидетельствам современников, Бог, по молитвам святителя, исцелил множество людей: одна девочка излечилась от болезни ног; другая девица, крестьянка, избавилась от немоты; третья, дочь купца, оправилась от ревматизма.
Московские жители питали к владыке чувство высокой любви. Толпы народа регулярно поджидали его в местах возможного появления, ища напутствий и пастырских благословений. Вплоть до глубокой старости святитель старался лично участвовать в храмовом богослужении. Обыкновенно, по завершении служб, он благословлял каждого.
Святителю Филарету Московскому была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. "Ничего достойного нет во мне, владыка, - смиренно отвечал иерей. - Единственно, что на сердце у меня лежит - это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных". "Ну, благодари их", - сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.
Одной из важнейших задач он считал просвещение верующих. По его пастырскому благословению и при его непосредственном участии преподаватели Московской академии начали перевод сочинений отцов Церкви на русский язык. В то же время он остерегался просвещения по Западному образцу, видя в этом большую опасность и предрекая возможные катастрофы.
Незадолго до смерти, в 1867 году, святитель узрел в сонном видении отца. Тогда его любимый родитель сказал ему, чтобы он берёг 19-е число. Как именно следовало понимать эти слова, явившийся не раскрыл. Но святитель отнесся к ним с должной мерой серьёзности и решил в этот день каждого месяца обязательно причащаться Святых Даров.
В последние дни своей жизни он предупреждал желавших его навестить, чтобы приходили до 19-го ноября. В этот день, в 1867 году, митрополит Филарет мирно скончался и отошёл к Богу.
Проводить архиерея собралась почти вся Москва. Тело митрополита схоронили в Троице-Сергиевой обители, в храме Святого Духа.
Литературное наследие
Круг вопросов, рассмотренных митрополитом в его произведениях, достаточно широк. Он писал и научные трактаты, и пособия, предназначенные для простого читателя. Среди прочих творений уместно отметить: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви, Слова и речи, Христианское учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных, Учение о семейной жизни, Толкование на Книгу Бытия, Молитвы, Начатки христианского учения или краткая Священная История, Мысли и изречения, Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью, Значение церковной молитвы о соединении церквей, Государственное учение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями, О стологадании, О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания и др.
Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4
Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, / моли даровати Церкви утверждение, // людем и душам нашим спасение.
Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2
Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, / добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете, / яко пастырь праведный и исповедник непорочный, / по святем преставлении / от безбожных поругание и поношения приял еси, / Бог же знаменьми и чудесы тя прослави // и заступника Церкве нашея яви.