Величие Митрополита Филарета в богословской науке

Источник

Реферат, читанный на открытом заседании Церковно-археологического отдела при Обществе Любителей Духовного Просвещения, посвященном памяти приснопамятного Святителя, по случаю 50-летия со дня его кончины, действительным членом Отдела, свящ. Д. И. Ромашковым, 1-го декабря, 1917 года, в Епархиальном Доме

Счастливы мы, что, не смотря на тяжелую для Церкви и Отечества годину, в которую творится юбилейная память Митрополита Филарета, могли собраться на заседание нашего Церковно-Археологического Отдела, посвященное всецело его имени, хотя ныне в этих стенах Епархиального Дома. Такие дни, каков нынешний, 1-го декабря, день тезоименитства почившего святителя, или же 19-го ноября, день его кончины, поистине, Филаретовские дни.

Вот уже пятьдесят лет прошло с тех пор, как скончался приснопамятный Святитель Филарет, Митрополит Московский; но имя его до сих пор живо среди нас, москвичей, и, как верим, вечно будет живо среди всех русских православных людей, современных и будущих его потомков, которым он оставил после себя великое и драгоценное наследие. Это наследие – бесчисленные и разнообразные его ученые творения. Поистине, как выразился о нем один исследователь, Митрополит Филарет „не умер для Православной Церкви и долго еще будет жить в ней своими творениями и своею пастырскою деятельностью“1.

Творения и пастырская деятельность м. Филарета шли, можно сказать, почти все время рука об руку вместе. Еще тогда, когда он был в звании учителя Троицкой Семинарии в Сергиевском Посаде и бакалавром Духовной Академии в С.-Петербурге, им задумано и написано было множество серьезных научных работ, вышедших из-под его пера в течение каких-либо десяти лет, – работ, которыми слава его, как ученого богослова, обеспечена была на долгое время. К такого рода ученым работам м. Филарета за этот период времени принадлежат следующие:

1) «Изложение разности между Восточною и Западною Церковью в учении веры», написанное по особому поручению еще в 1811 году и напечатанное в 1 книге Чтений в Обществе Истории и Древностей за 1870 год и, затем, в Чтениях в Обществе Люб. Дух. Пр. за 1872 год.

2) «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей (т. е. 1812 г.) войне». СПБ. 1813 г. Рассуждение это написано также по особому поручению.

3) «Отрывки из Ансильона, с присовокуплением примечаний, показывающих дух сего автора», относящиеся ко времени не позднейшему, как 1813 год, но напечатанные в Православном Обозрении за 1868 г.

4) «Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви, с присовокуплением выписки из окружного письма Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам». СПБ. 1895.

5) «Церковно-Библейская история», которая, как видно из письма его к матери, от 18 декабря 1816 года2, появилась в свете «по должности Академической» и возникла из уроков, читанных им по этому предмету в Петербургской Академии в 1810–1812 годах. Начертание Церковно-Библейской Истории в пользу духовного юношества, как плод со стороны автора признательнейшего приношения Комиссии Духовных училищ, давшей и побуждения и средства к сему посильному труду, вышло первым изданием в С.-Петербурге, при Святейшем Синоде, в 1816 году, в то время, когда Филарет был уже ректором СПБ. Д. A., в сане архимандрита. В третьем исправленном издании, напечатанном в СПБ. в 1823 г., в типографии Плавильщикова, находятся такие дополнительные слова в заголовке: «Начертание Церковно-Библейской Истории в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах»3. Некоторые извлечения из этой истории помещались даже на страницах светских хрестоматий в прошлом столетии, в ряде примеров по изящной русской словесности, какова, напр., статья м. Филарета, помещенная в хрестоматии Галахова под заглавием: «Рождество и первые годы земной жизни Господа Иисуса Христа».

Тогда же приблизительно появились следующие сочинения м. Филарета, относящиеся к области истолкования Священного Писания. Это именно: – 1, Опыт изъяснения псалма LXVII. Из уроков, преподанных в С-Петербургской Духовной Академии, СПБ. 1814 г. 4-°. Изъяснение этого же псалма (67) напечатано во второй раз в журнале: «Православное Обозрение» за 1869 г. Т. I., стр. 341–364. По сведениям редакции, оно написано было автором в 1813 г. для некоего А. Оленина; – 2, Записки на книгу Бытия, руководствующие к разумению письмени ее и к испытанию духа ее, при посредстве сличения переводов с подлинником, мнений св. Отец и толкователей, преимущественно же ясных и собою другие объясняющих мест Священного Писания. Из уроков, С-Петербургской Духовной Академии преподанных. СПБ. 1816 г. 8-°. Это сочинение написано было в начале 19 столетия, когда м. Филарет был ректором СПБ. Д. Академии, и посвящено было им Государю Императору Александру I, 1-го декабря 1815 года. Второе издание с сокращенным заглавием и исправленное было сделано по определению Комиссии Духовных Училищ в СПБ. 1819 г. 8-°, Третье издание СПБ. 1835 г. 8-°. Наконец, четвертое издание Московского Общества Люб. Дух. Пр. напечатано без перемен со второго, с следующим заглавием: «Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие». В трех частях. Москва 1867 г. 8-°.

К такого же рода трудам м. Филарета по истолкованию Священного Писания относятся следующие сочинения его: 1) О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и словенского переводов Священного писания. Москва 1858 г. 8°; 2) Замечания на Герменевтику. Чтения в Общ. Л. Д. Пр. 1868 г. V. 150–167; 3) Замечания на книгу Исход. Там же 1871 г.; 4) Руководство к познанию книги Псалмов, особенно систематическому и богословскому. Там же. 1872 г. I. 1–21; 5) Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах. Там же. 1872 г.; 6) Пророческие книги Ветхого Завета. Из академических чтений. Там же. 1873 г.; 7) Толкование второго Псалма. Там же. 1873 г. I. 3–27; 8) Учительные книги Ветхого Завета. Из академических чтений. Там же. 1874 г. Т. I; 9) О книгах так называемых апокрифических. Из академических чтений. Там же. 1876 г. Т. I; 10) О пятокнижии Моисеевом. Из академических чтений. Там же. 1879 г. Т. I.

Из этого ряда сочинений, относящихся к изучению Библии, не все собственно (специально) истолковательные (экзегетические). Только «Записки на книгу Бытия», «Толкование второго Псалма» и «Опыт изъяснения псалма LXVII» представляют последовательное изъяснение самого свящ. текста. Прочие же сочинения содержат или предварительные (исагогические) сведения о Свящ. Книгах и более или менее подробный обзор некоторых частей содержания их, или краткое историческое повествование по ним, или руководственные в толковании Библии советы, правила, замечания. Притом, большая часть этих сочинений издана после смерти м. Филарета, по запискам его слушателей4. Понятное дело, поименованные нами сочинения м. Филарета, как написанные уже более ста лет тому назад, не могут стоять теперь так высоко в научном отношении; но, с другой стороны, именно в отношении чистоты православия, они, нужно заметить, не потеряли своей ценности даже до сих пор.

Мы не говорим уже здесь о подвигах м. Филарета в деле перевода Библии на русский язык. Эти подвиги его, как ученого мужа и первоклассного богослова (разумеется, для своего времени), показывают нам всю глубину его ума, просвещенного светом веры Христовой, и всю кропотливую, истинно подвижническую пастырскую деятельность его в этом отношении. М. Филарету принадлежат: а) забота по изданию славянской Библии и б) редакция сочинения: «О цели Библейских обществ»5.

Особо нужно поставить ученые труды м. Филарета по веро- и нравоучению христианскому. Здесь мы имеем дело с м. Филаретом, как автором, так называемого, катехизического учения, которое выразилось в изданных им по этому поводу катехизисах (пространном и кратком), имевших свою довольно продолжительную историю.

В 1823 году вышел из печати катехизис м. Филарета, который имел такое полное заглавие: Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви. Рассмотренный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом, и изданный по Высочайшему Его Императорского Величества повелению. Санкт-Петербург. В синодальной типографии. Формат издания был в обыкновенную осьмушку. Шрифт был употреблен церковно-славянский, крупный при изложении главных мыслей (составивших собою потом Краткий Катехизис) и мелкий в тех местах, где по намерению автора надлежало быть курсиву или мыслям второстепенным; гражданский шрифт употреблен был лишь при полном изложении в русском переводе Символа веры, молитвы Господней и Десятословия. Все содержание Катехизиса заняло печатных 204 страницы, не считая страницы опечаток. Таково было самое первое издание Катехизиса м. Филарета.

В 1824 году вышел из печати другой Катехизис под названием: Краткий, который составился чрез сокращение Христианского Катехизиса, соответствовавшего, по содержанию своему, впоследствии самим автором так названному: Пространному Катехизису. Это сокращение произведено было чрез выделение из Христианского Катехизиса того, что в нем напечатано было крупным шрифтом. Выделенный таким образом из Христианского, Краткий Катехизис имел такое же точно, как и первый, распределение содержания по частям, такое же отношение к тексту мест Св. Писания и Символа веры и пр. Только в заглавии он имел, конечно, вместо Христианский, – Краткий Катехизис, и, кроме того, не имел прибавления: «и изданный по Высочайшему Его Императорского Величества повелению». Как сокращенный, он уместился лишь на 54 страницах малого формата осьмушки церковной печати. Само собою понятно, что назначение его было служить руководством по Закону Божию для детей малого возраста и для лиц низшего образования, так как Христианский Катехизис был доступен более разумению людей юношеского возраста и лиц не ниже среднего образования.

В 1827 году вышли из печати: Пространный Катехизис с принадлежащим к нему прибавлением для военных училищ, для учеников среднего и высшего возрастов, и Краткий Катехизис, который прежде не по особенному намерению, а случайно составился посредством выписки из Пространного. Второй Катехизис, для лучшего приспособления к понятию начинающих учиться Закону Божию, был вновь переделан, и к нему была присоединена Краткая Священная история и сделано особое прибавление, содержащее краткие христианские наставления для употребления нижних воинских чинов.

В 1828 году Краткий Катехизис, при новом издании своем, получил иное название: Начатки христианского учения. В 1839 году в С.-Петербургской Синодальной Типографии был издан, подобно изданиям 1823 (первому) и 1827–1828 годов, без обозначения счета издания, в 8-ую долю листа церковным на 132 и гражданским шрифтом печати на 167 страницах, Пространный Катехизис Филарета под следующим заглавием: «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом, и изданный для преподавания в училищах, и для употребления всех Православных Христиан, по Высочайшему Его Императорского Величества повелению», и со следующими главными, бросавшимися прямо в глаза, особенностями в изложении содержания его, очевидными из оглавления: а) во введении в Катехизис добавлено вновь учение о Священном Предании, но за то исключено учение о Богопознании естественном; б) во второй части Катехизиса, о надежде, добавлено учение о девяти заповедях блаженств евангельских и в) исключено прибавление для готовящихся к военному званию. В том же 1839 году вышел вновь и Краткий Катехизис со Священной Историей, шрифтом церковной (на 94 стран.) и гражданской (на 84 стран.) печати, в 12 долю листа, под заглавием: «Начатки христианского учения или Краткая Священная История и Краткий Катехизис. Рассмотрено и одобрено Святейшим Правительствующим Синодом и издано по Высочайшему Е. И. В. повелению для преподавания в училищах. СПД. В Синодальной Типографии». В содержании этого последнего только и последовала та перемена, что исключено было прибавление, состоявшее из «наставлений, приспособленных к званию воинов»6.

Мы намеренно так долго остановились на изданиях этого рода сочинений м. Филарета, потому что катехизисы его, не смотря на устарелость их языка и на некоторые недостатки в их содержании, до сих пор служат, как выразился про них однажды прот. A. В. Горский, «учебною книгою Церкви», «правилом веры для всех», «свидетельством исповедания нашего пред иноверными», «возбуждением их к общению и союзу с Церковью истинно-апостольскою7» Катехизисы м. Филарета выдержали многочисленные издания и были переведены на многие иностранные языки: греческий, польский, немецкий, английский, грузинский, арабский, алеутский и др.

К указанного рода сочинениям м. Филарета близко примыкает его сочинение под заглавием: Историко-Догматическое обозрение учения о Таинствах, извлеченное из Академических лекций 1819 года и напечатанное в приложении к журналу: «Радость христианина» за 1900 год, кн. VI.

Из так называемых агиографических сочинений м. Филарета нужно отметить здесь такие труды его no жизнеописанию святых: 1. Житие Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия, Радонежского и всея России Чудотворца, которое почерпнуто было автором из достоверных источников и читано было им в Троицкой Лавре, на всенощном бдении, 5-го июля 1822 года. Это житие выдержало тоже несколько изданий и переведено было на французский язык самим автором его. Мы имеем второе издание его, сделанное в 1896 году, под таким заглавием: „La vie de Saint Serge, fondateur du couvent de Troïtza, (de La Très-Sainte Trinité), par Philarète Métropolitain de Moscou“; 2) Житие Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика Преподобного Сергия, читанное тоже на всенощном бдении в Троицкой Сергиевой Лавре, ноября 17-го, 1843 года.

Перу м. Филарета принадлежит еще, как известно, одно лирическое сочинение. Это именно стихотворение его под заглавием: «Жизнь», начинающееся словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана» и написанное им в 1828 году в ответ поэту A. С. Пушкину на его, исполненное горечью разочарования, стихотворение: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана»?..

Что касается проповеднической деятельности м. Филарета и проповеднических трудов его в этой области, то они, эти труды его, как церковного оратора и проповедника, начались весьма рано в его жизни. Они начались, можно сказать, с того времени, как он принял монашеский чин и из Василия Дроздова стал Филаретом, и продолжались все время, вплоть до его кончины. Эти ученые труды его сначала появлялись в печати, по мере выхода их из-под пера знаменитого проповедника, в разных современных периодических журналах и газетах a потом стали выходить уже отдельными изданиями в тех или иных собраниях, приготовляемых рукою самого автора. Таких собраний существует в настоящее время несколько. Еще при жизни автора они стали появляться в печати.

Первое собрание вышло в свет в 1820 году под заглавием: «Поучительные слова, говоренные в разные времена синодальным членом Филаретом, Архиепископом Ярославским». Второе собрание вышло в 1822 году под заглавием: „Слова к московской пастве, в первый год управления ею говоренные, и Житие Преподобного Сергия, читанное в Лавре его на всенощном бдении июля 5 дня», о котором (житии) сказали мы несколько выше. Третье собрание под заглавием: «Слова и речи, во время управления московской паствой говоренные, и житие преподобного Сергия Радонежского и всея России Чудотворца» – вышло в 1835 году. В 1844 году издано четвертое собрание под заглавием; «Слова и речи синодального члена Филарета, Митрополита Московского, в трех частях». Пятое собрание, названное вторым изданием дополненным, потому что в нем перепечатано все предшествовавшее собрание с прибавлением нескольких новых слов и речей, издано в 1848 году в двух частях. Наконец, в 1861 году вышло шестое собрание, названное собранием вторым и томом третьим по отношению к собранию 1848 года. Это все собрания, сделанные при жизни автора. Последнее, седьмое по счету, собрание проповеднических трудов м. Филарета вышло уже после смерти его, в 1873–1885 гг., в пяти томах, под заглавием: «Сочинения Филарета, Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи». Это, насколько возможно, было полное собрание проповеднических трудов покойного святителя, сделанное наследниками его, родственными ему протоиереями: П. И. Казанским8 и К. И. Богоявленским 9. Тогда как в прежних изданиях число слов и речей проповедника едва восходило до трехсот, в последнем издании число их простирается свыше пятисот.

Конечно, кроме указанных сборников, содержащих в себе ученые творения м. Филарета, в виде проповеднических трудов его, были в то время и другие. Такова, напр., книга под заглавием: «Избранные поучения двенадцати Архипастырей Русской Церкви с их портретами», вышедшие в Москве в 1861 году. В этой книге на первом плане помещены, вместе с прекрасным литографированным портретом м. Филарета, двенадцать слов его на разные праздники и на разные случаи из церковной жизни того времени. А кому неизвестно, что во всех почти тогдашних хрестоматиях по русскому языку, введенных во всех Российских училищах, – и духовных, и светских, – по которым и мы учились некогда, в отделах этих хрестоматий по церковному красноречию помещались избранные, поистине, златословесные поучения мудрого святителя Филарета? Живо помню, как я восхищался прекрасным и неподражаемым словом м. Филарета «О гласе вопиющего в пустыне и на воспоминание происшествий 1812 года», произнесенным им еще в 1814 году и помещенным на страницах хрестоматии Галахова.

Говоря о м. Филарете, как проповеднике, и о разных сборниках его слов и речей, нельзя не упомянуть здесь также об одном лице, глубоко почитавшем м. Филарета при его жизни и после его смерти, которое, из благодарной любви к нему, так или иначе содействовало в популяризации и распространении этих ученых трудов его. Таким лицом был именно крестьянин Владимирской губернии, Михаил Федорович Грачев10, который издал, при помощи некоторых благотворителей, относившихся к нему сочувственно, целый ряд брошюр и листков, содержащих в себе те или иные, согласно потребностям времени, проповеди великого и мудрого Святителя, и своими собственными руками, а также чрез руки других, добрых и знакомых ему людей, распространил их в громадном количестве среди нашего, преимущественно, простого русского народа.

Другого рода произведения Святителя Филарета, именно: мнения и отзывы его по учебным и церковно-государственным вопросам, а также по делам Православной Церкви на Востоке, которые долгое время хранились в разных архивах и которые отчасти извлечены были оттуда и помещены на страницах разных периодических журналов, были изданы особо, в виде шести больших томов, под заглавием: «Собрание мнений и отзывов»... 1885–1888 гг. Относительно этого издания, предпринятого по поручению Св. Синода и вышедшего под редакцией покойного Архиепископа Тверского Саввы, нужно заметить, что оно является в настоящее время трудом капитальным, составляющим богатый и ценный вклад в русскую богословскую литературу. Как бы дополнением к нему – этому изданию творений м. Филарета – служит вышедшая в 1891 г. в Петрограде небольшая книга под заглавием: «Донесения и письма Филарета, м. Московск. и Коломенск., по некоторым церковным и государственным вопросам». Подобным дополнением служит также книга, напечатанная в Москве в Синодальной Типографии и вышедшая гораздо позднее, именно в 1905 году, под заглавием: «Мнения, отзывы и письма Филарета, Митр. Московск. и Колом., по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским». Книга содержит в себе 406 страниц. Нет сомнения, что не все еще ученые творения м. Филарета такого именно рода извлечены из архивов. Многие еще хранятся в них, а многие, может быть, и погибли. Во всяком случае они до сих пор не перестают появляться еще в свет в наших журналах, каковы напр., «Заметки и письма» м. Филарета, помещенные в «Богословском Вестнике» за 1916 г., октябрь-декабрь.

Что касается писем м. Филарета, то они сохранились и дошли до нас в большом количестве. Переписка его с разными лицами была огромная и продолжалась, можно сказать, во всю его жизнь. Из писем покойного святителя Филарета, писанных им к разным лицам и помещавшихся потом в разных периодических журналах, вышли отдельными изданиями, в виде целых книг и мелких брошюр, между прочим, следующие письма его: Письма к Архиепископу Гавриилу. «Чтения в Общ. Ист. и Древн. Российск.» 1868 г.; 2) Переписка Филарета с A. Н. Муравьевым. Киев. 1869 г.; 3) Письма к Епископу Дмитровскому Иннокентию. «Прибавления к творениям св. Отец». 1871, 1872, 1886 г.г.; 4) Письма к наместнику Лавры, Архимандриту Антонию, 4 тома. Москва. 1877–1884 гг.; 5) Письма к родным. 1882 г.; 6) Письма к Архиепископу Тверскому Алексию. М. 1883 г.; 7) Письма к Филарету Черниговскому. «Приб. к твор. св. отец». 1883 г.; 8) Письма к разным лицам, сообщенные Архимандритом Григорием и напечатанные им в журнале Общ. Ист. и Древн. Российск. при Московск. Унив. 1880 г.; 9) Письма к Григорию, Митроп. Новгородск. и С.-Петербургск., вышедшие под общим заглавием: «Материалы для истории Русской Церкви»; 10) Письма к Виталию, Епископу Дмитровскому. «Православное обозрение». 1887 г.; 11) Письма к Евлампию (Пятницкому), бывшему инспектором Моск. Дух. Акад. и ректором Вифанск. Дух. Семин. «Чтения в Общ. Л. Д. Пр.»: 12) Письма к Иннокентию Алеутскому, «Русский Архив»; 13) Письма к духовным лицам. Тверь. 1888 г.; 14) Письма к разным лицам. Тверь. 1888 г.; 15) Письма к Леониду, Еп. Дмитровскому. 1883 г.; 16) Письма к Высочайшим Особам и разным другим лицам. 1888 г.; 17) Письма к игумении Сергии. Тверь. 1890 г.; 18) Письма Ф., изд. Публичной Библиотеки. СПБ. 1891 г.; 19) Письма к С. Д. Нечаеву. СПБ. 1895 г. В последнее, сравнительно близкое к нам, время вышли отдельным изданием письма м. Филарета к игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой).

Точно также и резолюции почившего Святителя, печатавшиеся в прежнее время преимущественно в «Душеполезном Чтении», а также в других духовных журналах, вышли уже несколькими отдельными изданиями. Первое такое издание их было сделано в Орле в 1889 г. и вышло под следующим заглавием: «Резолюции Митрополита Филарета по разным разделам и главам Устава Духовных Консисторий и по управлению духовно-учебными заведениями». Затем, были Московские издания. Прежде всего, издание Общ. Л. Д. Пр., появившееся в 1883 г., по случаю исполнившегося в 1882 г. столетия со дня рождения м. Филарета. Гораздо позднее появились издания журналов: «Душеполезное Чтение» и «Московские Церковные Ведомости», в которых печатались резолюции м. Филарета под редакцией протопресвитера М. Б. Успенского Собора, а потом Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора протоиерея В. С. Маркова. Таких изданий, под заглавием: «Полное собрание резолюций Филарета, Митрополита Московского», существует семь томов. Первые четыре сделаны редакцией «Душеполезного Чтения», начиная с 1903 г. и кончая 1906 г., а последние три – редакцией «Московских Церковных Ведомостей», начиная с 1914 г. и кончая 1916 г. В изданиях «Душеп. Чтения» резолюции м. Филарета идут с 1826 г. до 1833 г. В изданиях же «Московск. Церк. Вед.» те же самые резолюции простираются, за некоторым перерывом, с 1842 г. до 1846 г. С января месяца нынешнего года (1917) полное собрание резолюций Филарета, м. Московск., печатается, под редакцией того же самого духовного лица, в Академическом журнале: «Богословский Вестник». Печатание там таких резолюций почившего Святителя началось почему-то опять с перерывом, начиная, вместо 1846 года, с 1855 года. До сих пор напечатано там резолюций меньше чем за один год. Таким образом, как мы видим, являются не обнародованными и не вошедшими еще в полное собрание резолюций покойного святителя более, чем за десять лет его служения, не считая указанных перерывов в печатании их в разных духовных журналах.

Все то, что мы указали сейчас, представляет собою более или менее полное собрание творений Святителя Филарета, существующих в настоящее время в нашей духовной и светской литературе и, чрез них, получивших известность среди русского образованного общества; но все это, нужно заметить, составляет, за некоторыми, конечно, исключениями, сырой и неразработанный еще, как следует, материал, ждущий до сих пор руки и, может быть, не одной руки, опытного и ученого исследователя. Особенно это нужно сказать про мнения и отзывы и про письма и резолюции м. Филарета.

Литература о Филарете, на основании указанных его творений, постепенно выходивших в свет, стала появляться вскоре уже после кончины его, последовавшей, как известно, 19 ноября 1867 года. Так, уже в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия, начали появляться в русской литературе, кроме некрологов, кроме надгробных и надмогильных, в дни поминовения его, слов и речей, посвященных его личности и характеризующих его жизнь и деятельность в кратких чертах и с разных сторон, целые обширные статьи, в виде биографий и воспоминаний о покойном Святителе. Так, напр., появились «Записки о жизни и времени Святителя Филарета, составленные H. В. Сушковым» и представляющие собою довольно большую книгу в 300 страниц, исключая приложение к ней. Конечно, если рассуждать об этом сочинении с научной точки зрения, то оно в настоящее время не имеет никакого значения, как написанное без всякого критического ценза и далеко не беспристрастно, и правдиво, со стороны автора его, освещающее великую личность Святителя Филарета. Тем более про него нужно сказать, что оно отличается отрывочностью биографических сведений и обладает вообще неполнотою собранного в нем материала.

С тех пор масса появилась других сочинений, написанных с целью дать более или менее полную и обстоятельную биографию покойного Святителя. Из них особенно выделяется по своему научному характеру сочинение проф. Моск. Дух. Акад. Ив. Ник. Корсунского, под заглавием: «Святитель Филарет, Митрополит Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям». Харьков. 1895 г. Это сочинение предварительно помещалось на страницах Харьковского журнала: «Вера и Разум» за несколько предшествующих лет. Не смотря на отзыв об этой книге, данный проф. той же Академии A. А. Спасским и состоящий в том, что «книга эта или, лучше сказать, книжища (1053 стр.) писалась Ив. Н-чем в течение нескольких лет и по обилию собранного в ней материала является единственною в нашей литературе о Филарете»11, нужно сказать, что и это биографическое сочинение о м. Филарете, как вышедшее более уже двадцати лет тому назад, также не может вполне удовлетворить нас в настоящее время, потому что с тех пор, как известно, обнародовано много других произведений покойного Святителя и появилось много других воспоминаний о нем и характеристик его личности. Тем более это сочинение не может претендовать на полноту биографических сведений о нем, что написано было только по проповедям его и имело в виду деятельность его, как Архипастыря Московской Церкви.

Конечно, нужно заметить здесь, мы не задаемся сейчас целью представить всю литературу о Филарете в хронологическом порядке и в более или менее полном виде. Это невозможно сделать потому уже, что она слишком велика и обширна. Да в этом, собственно говоря, и нет надобности никакой. Озаглавив свой реферат: «Величие м. Филарета в богословской науке», мы будем касаться и указывать здесь только на те сочинения, которые имеют то или иное отношение к науке, а не сочинения о Филарете популярного характера.

Толчком для появления в свете разного рода литературы о м. Филарете, и строго научной, и литературно-популярной, послужили, как известно, юбилейные даты, отмеченные за этот пятидесятилетний, протекший со дня кончины его, период времени. Таковыми юбилейными датами нужно считать, прежде всего, столетний юбилей со дня рождения м. Филарета, исполнившийся 26 декабря 1882 года и праздновавшийся у нас в Москве 9-е января 1883 года. Затем, двадцатипятилетие и сорокалетие со дня кончины его, 19-ое ноября 1892 г. и 19 ноября 1907 г. Особенно торжественно и знаменательно отмечена была первая юбилейная дата, т. е., столетие со дня рождения м. Филарета. 9-ое января 1883 года – день празднования упомянутого события, без сомнения, произвел сильное впечатление на наше общество и оставил после себя глубокий след на нем. Кроме того, что он напомнил ему о жизни и деяниях почившего Архипастыря, он породил в нем сильный интерес к этой, поистине, великой личности Святителя, ставший с этих именно пор быстро пробуждаться и расти в сознании нашего общества. Плодом этого интереса, пробужденного под влиянием события 9 января 1883 года, было появление в нашей литературе нескольких научных статей, посвященных памяти м. Филарета. О последнем разом и дружно заговорили все органы печати, как духовные, так и светские.

Как же, спрашивается, смотрит русское общество на м. Филарета? Оно смотрит на него с различных точек зрения. Так, одни видят в м. Филарете глубокого знатока Священного Писания и православной веры. Об этом говорят нам такие сочинения, читанные во время торжественного заседания по поводу столетнего юбилея и затем помещенные во втором сборнике, изданном по этому поводу Моск. Общ. Люб. Дух. Просвещ., а также вышедшие отдельно: 1) «Митрополит Филарет, как автор Начертания Церковно-библейской истории», проф. A. П. Смирнова12; 2) «Митрополит Филарет, как истолкователь Священного Писания», Н. Троицкого13; 3) «Митрополит Филарет, как обличитель вольномыслия», Архимандрита (впоследствии Епископа) Иосифа14; 4) «О подвигах Филарета, Митроп. Московск., в деле перевода библии на русский язык». Историко-критическое исследование. Проф. И. Н. Корсунского15; 4) «Филарет, Митроп. Московск., в своих катехизисах». Его же16.

К указанным сочинениям близко примыкает сочинение студента Московск. Дух. Акад. 70 курса выпуска 1915 года, Гавриила Покровского, писанное им на ученую степень кандидата богословия, под заглавием: «Филарет, Митрополит Московский, как библеист-историк»17. К этому же разряду сочинений о м. Филарете нужно присоединить и такие сочинения, которые изображают его, как учителя православной веры и нравственности христианской и которые писались студентами духовных академий на ученые степени кандидатов и магистров богословия. Таковы, напр., сочинения: a) А. Городкова: «Догматическое богословие пo сочинениям м. Филарета» и б) Г. Вышеславцева: «Нравственное богословие по сочинениям м. Филарета», составленное главным образом на основании слов и речей его.

Другие видят в м. Филарете преимущественно духовного оратора и проповедника и церковного администратора и судью. Этот взгляд отразился, напр., в сочинении проф. Моск. Дух. Акад., H. А. Заозерского под заглавием: «Митрополит Филарет, как администратор и судья в Московской епархии»18 и в сочинении проф. той же Академии И. Н. Корсунского: «Обзор проповеднической деятельности Митрополита Филарета: Петербургский и Московский периоды этой деятельности»19. К первому из указанных сочинений близко примыкает сочинение студента Моск. Дух. Акад. Д. Наумова: «Каноническая деятельность Митроп. Филарета»; а ко второму – сочинение студента той же Академии, 68 курса, выпуска 1913 года, Ивана Глинского, на тему: «Филарет Митрополит Московский, как проповедник»20.

Некоторые же, преимущественно из светских лиц, взгляды которых нашли себе место в светских журналах и газетах, видят в м. Филарете чисто гражданского или, лучше сказать, государственного деятеля, видят в нем многоученого мужа и талантливого писателя, видят в нем больше светского сановника в рясе и, притом, с внешней формально-служебной стороны его деятельности, нежели духовного пастыря, в строгом смысле этого слова, – пастыря, преследующего духовные интересы своей паствы и заботящегося о духовном благе своих пасомых.

Некоторые, правда, останавливали свое внимание и на этой последней стороне деятельности м. Филарета, касаясь вообще его жизни, сначала как пастыря, а потом как архипастыря. Таково, напр., по своему содержанию и заглавию сочинение студента С.-Петербургск. Дух. Акад., X. Е. Острогорского: «Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и иерарх»21. Таково же наше сочинение, писанное в 1891/2 году на степень кандидата богословия в бытность нашу студентом Моск. Дух. Акад., на тему: «Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и учитель о пастырстве». Таковы же, думаем, сочинения студентов той же Академии: Андрея Покровского, студ. 57 курса, выпуска 1902 г., на тему: «Педагогические воззрения Филарета, Митроп. Моск.»22, писанное в виде кандидатской и магистерской диссертации, и Димитрия Августова, студ. 68 курса, выпуска 1913 г., на тему: «Из истории Московской Духовной Академии. Отношение Митрополита Московского Филарета к Московской Духовной Академии»23. Но все эти сочинения, при всем старании их авторов дать характеристику м. Филарета в означенном отношении, не дают нам, конечно, цельного и полного облика м. Филарета, как «пастыря овцам великого», по Примеру Пастыреначальника Христа Спасителя.

Церковно-общественная и политически-государственная деятельность м. Филарета нашла себе место в следующих научных сочинениях разных авторов, касавшихся личности и разрабатывавших учение почившего святителя: 1) «Деятельность Филарета, Митроп. Московск., в холеру 1830–1831 годов», проф. И. Н. Корсунского. М. 1887 г.; 2) «Воссоединение униатов и Филарет, Митрополит Московский», его же24; 3) «Пастырская деятельность Филарета, Митроп. Московск., во время неурожая, постигшего Россию в 1833–34 г.г. и в 1839–40 г.г. прошлого столетия»25; 4) «Деятельность Филарета, Митр. Моск., против раскола», соч. студ. Моск. Дух. Акад. А. Я. Зыкова26; 5) «Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях». И. А. (ныне епископа Тихвинского Алексия, в мире Симанского)27. К этого же рода сочинениям о м. Филарете нужно отнести также и следующие сочинения: а) «Государственное учение Филарета, Митроп. Московского». В. Н. (Владимира Назаревского). М. 1888 г., изд. третье – вновь дополненное; б) «Монархическое учение Филарета, Митроп. Московск.» М. 1907 г.

К сочинениям, имеющим отношение к храмовой богослужебной обстановке в деле служения м. Филарета в Московской епархии, нужно отнести, без сомнения, сочинение, вышедшее в 1904 году в Москве, под заглавием: «Записки П. С. Грозова, бывшего диакона при Филарете, Митр. Московск., о служениях последнего в Москве и в Московской епархии». Правда, это сочинение представляет собой простую и безыскусственную запись, сделанную когда-то на память ее автором, без всякой, по-видимому, предвзятой цели; но они – эти записки – тщательно обработанные нами и снабженные в достаточном количестве примечаниями, тем не менее, «представляют значительный интерес в церковно-богослужебном и в церковно-археологическом отношении», как это и отмечено было нами в предисловии к означенной книге.

Нельзя не указать здесь, кстати, как на значительный пробел и недостаток в ряду ученых сочинений, освещающих величавую личность м. Филарета, на такое сочинение, какое затрагивало бы его отношение к церковной археологии. Мнения, суждения и разные заметки, рассеянные преимущественно в письмах и резолюциях покойного Святителя, много, думаем, дали бы материала, и притом богатого и ценного, любителю и специалисту церковной археологии, если бы он пожелал исследовать эту научную область. Еще более нельзя не пожалеть, что в нашей литературе до сих пор замечается отсутствие такого сочинения, которое бы изображало собою пастырскую деятельность покойного Святителя во всем ее полном и подробном виде.

На основании всего изложенного нами, мы можем вывести такое заключение, что м. Филарет имеет в нашей богословской науке великое и бесспорное значение. Heнапрасно поэтому вокруг его имени образовалась такая обширная и разнообразная литература. Творения и деятельность почившего Архипастыря, по обилию их содержания и по разносторонности их предмета, представляют в настоящее время много еще труда для отечественного историка и исследователя, для богослова и археолога, для церковно-общественного деятеля и, вообще, ученого мужа. Это, можно сказать, своего рода глубокий и неисчерпаемый источник воды живой, из которого черпали и до сих пор не перестают черпать люди, жаждущие духовной мудрости и духовного просвещения.

Свящ. Д. Ромашков

* * *

1

См. Чтения в Обществе Л. Д. Пр. 1868 г., кн. 4. Материалы для биографии м. Ф., стр. 6.

2

См. Письма к родным. М. 1882 г. № 193.

—1—

3

См. Сборник, изданный Обществом Л. Д. Пр. по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Ф. м. Моск. том II. Оригинальные статьи. М. 1883 г. ст. проф. А. П. Смирнова: «М. Филарет, как автор Начертания Церковно-Библейской истории».

4

См. Юбил. Сборн., издан. Общ. Л. Д. Пр., т. II. Оригин. ст. М. 1883 г. ст. Николая Троицкого. «Митрополит Филарет, как истолкователь Священного Писания», стр. 165–166.

5

См. об этом Юбил. Сборн., изд. Общ. Л. Д. Пр. Т. II, ст. Ив, Корсунского: «О подвигах Филарета, м. Московского, в деле перевода Библии на русский язык». Историко-критическое исследование. Стр. 215–666.

6

См. вышеупомянут. Юбил. Сборн. Т. II, ст. Ив. Н. Корсунского: «Филарет, м. Московск., в своих катехизисах», стр. 667–825.—4—

7

Из адреса Московской Духовной Академии в день исполнившегося пятидесятилетия служения м. Филарета в епископском сане.

8

Скончался 19 марта 1908 года, в звании протоиерея-настоятеля кафедрального в Москве во имя Христа Спасителя Собора.

9

Скончался 27 мая 1913 года, в звании протоиерея-настоятеля Покровского или Василия Блаженного в Москве Собора.

—5—

10

Скончался 12 ноября, 1899 года. См. о нем нашу брошюру под заглавием: «Михаил Феодорович Грачев, бывший член Общества хоругвеносцев Московского Большого Успенского Собора и известный народный деятель». (С фототипическим портретом. Издание антикварного книжного отделения при магазине древностей и редкостей М. Я. Параделова, предназначенное ко дню закладки в Москве Всероссийско-обетного храма, во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Москва. 1905 года).

—6—

11

См. «Богосл. Вестник» за 1900 г. Январь. Стран. 120–137: «Памяти профессора Ивана Николаевича Корсунского».

—8—

12

См. вышеупом. Юбил. Сб. т. II, стр. 89–163.

13

Ibidem, стр. 164–202.

14

Ibid., стр. 203–212.

15

Ibid., стр. 215–666.

16

Ibid., стр. 667–825.

17

См. отзывы о нем профессоров той же Академии: Д. И. Введенского и иеромонаха Варфоломея (Ремова) в «Богословск. Вестнике» заˆ1916 г. Июль-Август. Стр. 327–333.

18

См. Юбил. Сборн., т. II, стр. 48–88.

19

См. ж. «Вера и Разум» за 80-ые годы прошлого столетия

20

См. отзывы о нем профессоров той же Академии: В. П. Виноградова и С. И. Соболевского в «Богосл. Вестн.» за 1914 г. Февраль. Стр. 243–246. —9—

21

См. в протоколах СПБ. Дух. Академии в «Христианск. Чтении» за 1888 г. №№ 1–2, стр. 208–209.

22

См. отзыв о нем проф. той же Академии, А. П. Шостьина в «Богосл. Вестнике» за 1903 г. Сентябрь, стр. 271–272.

23

См. отзывы о нем профессоров той же Академии: M. М. Богословского и Н. Д. Протасова в «Богословск. Вестн.» за 1914 г. Январь. Стр. 180–184.

24

См. «Богословск. Вестник» за 80-ые годы прошлого столетия.

25

См. нашу статью в «Московск. Церковн. Вед.» за 1892 г. № 14.

26

См. Братское слово за 1893 г.

27

См. Вера и Церковь за 1905 г.

—10—


Источник: Ромашков Д.И., свящ. Памяти великого святителя. IV. Величие Митрополита Филарета в богословской науке // Богословский вестник. 1918. Т. 1. № 1-2. С. 34-53.

Комментарии для сайта Cackle