О пятикнижии Моисеевом

Источник

Из академических чтений Филарета, митрополита Московского

Содержание

Глава I. О книге Бытия Глава II. О книге Исхода Изъяснение труднейших и соглашение по-видимому противоречащих мест Глава III. О книге Левит Изъяснение некоторых, и особенно труднейших мест Глава IV. О книге Числ Труднейшие места Глава V. О Второзаконии  

 

Глава I. О книге Бытия1

I. Надписание книги Бытия. Наименование книги Бытия произошло не от руки ее писателя. Священные писатели сию и прочие книги Moисеевы приводят под одним названием Закона Моисеева или Moисея. Евреи называют ее: берешит т.е. тем речением, которым начинается ее текст. Греческое имя ее γευεıσς, которое означает бытие, рождение, происхождение, заимствовано из ей самой Быт. 2:4, 5:12 и приличествует ее содержанию.

ІІ. Писатель ее. О писателе книги Бытия не сомневались в течении трех по крайней мере тысяч лет от времен Moисея. Смелое суждение некоторых новейших испытателей, которые или совсем отъемлют оные у Моисея, или мнят видеть ее поврежденной, уже довольно слабое по своей новости, опровергается:

а) Рассматриванием сей самой книги; ибо хотя в ней содержатся происшествия бывшие до Моисея, однако их без прекословия мог описать Моисей при помощи близких к нему преданий и вдохновения Божия.

б) Несомненным о ней свидетельством христианских св. писателей, напр. Деян.15:20–213. Сн. Быт.9:4 и Самого Иисуса Христа, Ин.5:464; сн. Быт.49:10.

III. Время, в которое написана книга Бытия можно рассматривать:

1) Вообще, в отношении к роду человеческому и церкви, и

2) в особенности, в отношении к состоянию еврейского народа и жизни Моисея.

1) Книга Бытия является тогда, когда устное предание становится недостаточным средством к сохранению в чистоте истины веры и истории церкви. Поскольку

а) Пределы жизни человеческой сократились.

б) Понятия о Боге и законе естественном в большей части рода человеческого затмились.

в) Избранное Богом племя возросло в народ, но в котором редкие достойны были непосредственного просвещения от Бога, и который также был в опасности потерять веру и самое бытие свое.

2) Иосиф Флавий, Филон, а с ними и Евсевий утверждают, что она написана в земле мадиамской, когда Моисей более пользовался досугом и уединением и когда евреи еще страдали в Египте. Большая часть христианских писателей охотнее и справедливее полагают сие после призывания Божия, ниспослания на Моисея пророческого духа и законопoлoжeния в пустыне.

IV. Нельзя почитать книгу Бытия ни летописью всемирной, ибо ее сказания до времен Авраама кратки, и касаются некоторых народов преимущественно; ниже полной летописью еврейского, ибо в ней опущены некоторые происшествия, упоминаемые последующими пророками. Предмет сей книги составляют: происхождение мира, человеческого рода, веры еврейского народа, судьба древних племен и история церкви патриархальной. Сокращение книги Бытия и ее дух изображены в послании к Евр.11:1–22.

V. Из соображения содержания сей книги с обстоятельствами ее происхождения открывается ее намерение.

1) Всеобщее – показать Бога творца и промыслителя вопреки заблуждениям языческим и возвысить понятие о законе естественном, униженное обычаями.

2) Особенное и существенное-изложить для сохранения, утверждения, и распространения, учение о Мессии, в обетованиях о Нем. Быт.2:15, в пророчествах 49:105, в прообразованиях исторических Быт. 12 и обрядовых Быт.17:10–14.

3) Частное и случайное – утешить благодатными обетованиями бедствующих евреев и показать от первых дней мира положенные основания законов, данных чрез Моисея, напр. Быт.2:36, 4:4–57.

Расположение частей

VI. Главный порядок, какой примечается в книге Бытия, есть простой порядок времени. Расположение частей, составляющих оную, может быть представлено в следующих чертах:

І. Сотворение:

а) мира Быт.1–2:3.

б) человека Быт.2:4–25.

II. История первого мира. В ней содержится8.

Глава II. О книге Исхода

I. Подлинник сей книги надписания не имеет, Евреи называют ее начальными словами: элэт шэмот, а греки От собственного ее содержания: ἔξοδος.

ІІ. Писатель. поскольку в ней описаны происшествия при жизни Моисея: то и нет причины с некоторыми думать, что писатель ее есть другой кто-нибудь, а не Моисей, тем более, что совершенно противное:

а) доказывается рассматриванием сей книги, где ясно говорится, что заповеди полученные от Бога на горе писал Моисей, Исх.24:49, что он читал сию книгу Завета пред народом, Исх.24:710, и что Бог в особенности повелел ему написать свой суд на Амалика. Исх.17:1411.

б) Подтверждается свидетельством. Иисуса Христа, Который, приводя из Исх.3:612слова, относит их к Moисею, Мк.12:2613.

III. Содержание ее состоит в описании: чудного избавления израильтян от египетского ига, пустынного путешествия до горы Синайской, Божия законодательства, также устроения скинии и обрядов. Сокращение ее можно видеть Деян.7:17–45. Евр.11:23–30.

IV. Цель оной. Как всех писаний В. Завета между прочим цель есть показание вдали верным Израильтянам Иисуса Христа: то она преимущественно высказывается здесь:

а) в различных прообразованиях исторических; так: освобождение иудеев из Египта прообразовало избавление нас от власти темные Кол.1:13. (Лк.1:73); агнец пасхальный, коему не велено кости сокрушать был образом агнца непорочна и пречиста Христа, Ин. 19:3614. Манна и водоточный камень означали Того же Иисуса Христа, поколику Он есть хлеб животный, Ин.6:3315 и вода приснотекущая в жизнь вечную, 1Кор. 10:416.

б) Обрядовых: куда относится очистилище, Евр. 4:16. скиния, 8:217, и особенно жертвоприношения (Рим.3:24) Еф.5:218.

Частное же и вторичное намерение книги Исхода состоит в том, чтобы показать исполнение Божественных обетований (Быт.15:13–14), предать потомству торжественное явление славы Божией, и тем подкрепить веру израильтян.

V. Разделение. Книгу сию можно разделить на три части: A) на историческую, В) учительную, и С) механическую, или, где повествуется о самом строении скинии.

А. Первая часть содержит историю изведения народа израильского из Египта.

1. Прежде сего повествуется:

а) Происшествия по смерти Иосифа пред рождением Моисея Исх.1

b) Рождение и дела Moиceя прежде небесного звания, Исх.2

с) Божие звание к изведению народа, где α) происшествия при купине, Исх.3, β) подтвержденные чудесами и принятые Моисеем, Исх.4. γ) Первый неудачный разговор с Фараоном, Исх.5. δ) Требование Moисея снова повторенное, или разговор его второй, Исх.6.

d) Десять казней, именно:

а. Превращение воды в кровь, Исх.7.

б. Наполнение Египта жабами, Исх.8:1–10.

в. Рождение скнии из праха Исх.8:17–19.

г. Наведение разнородных насекомых Исх.8:20–32.

д. Уморение скота от заразы, Исх.9:1–7.

е. Наведение на скот и людей гнойных струпов Исх.8–13.

ж. Град.

з. Пруги или саранча поедающая всякую траву Исх.10:1–20.

и. Тридневная тьма окружностей египетских Исх.10:21–29.

й. Избиение египетских младенцев возвещенное после установления агнца Исх.11:1–20.

На самом деле исполненное Исх.11:29–36.

2. Описывается самый исход, где исшествие:

а. Из Рамзеса в Сокхов Исх.12:37 до конца.

б. Повеление посвящать первородных Исх.13:1–16.

в. Из Сокхова в Eфам Исх.13:17–22.

г. Переход чрез Черное море Исх.14.

После оного:

а. Прославление Бога песнию Моисея Исх.15.

б, Послание манны и крастелей в пустыне Син Исх.16.

в. Божественное подкрепление народа 1) манной Исх.17 2) водой изведенной из камня Исх.18.

В. Часть учительная говорит о законоположении, где:

a. Приготовление к принятию нравств. закона Исх.19.

б. Изложениe eгo Исх.20.

в. Некоторые гражданские законы Исх.21–23.

г. Постановление закона торжественным заветом Исх.14.

д. Законы обрядовые.

α. О построении скинии Исх.26–27.

β. учреждении и посвящении священства Исх.28–29.

γ. алтаре кадильном Исх.30.

δ. О художниках скинии и субботах Исх.31.

е. Нарушение закона, где

α. Μοσχολάτρια народа израильскогo Исх.32.

β. Mоисеево ходатайство о народе Исх.33.

γ. Новые скрижали Завета Исх.34.

С. Механическая т. е. о действительном строении скинии, в ней

a. Приготовление к сему чрез исчисление народа Исх.35.

б. Делание и украшение священных одежд Исх.36.

в. Самое создание скиний, кивота и других принадлжностей, Исх.37.

г. Алтаря кадильного ХХХVІІІ.

д. Исчисление злата употребленного на скинию XXXIX.

e. Постановление скинии, прославление Бога и явление его в сердце скинии XL.

Изъяснение труднейших и соглашение по-видимому противоречащих мест

Исх.1:19. Напрасно некоторые думают, что еврейские жены названы хайот, потому, что они подобны были звериным самкам, кои рождают без повитух. Конечно в таком случае сказано было б хаюот или, что они сами искусны были в повивании своих младенцев. Они так названы потому, что были крепчайшего сложения, нежели египтянки. Такой смысл с первого рaзa дaет корень сего слова хайят и самая связь речи. Евреянки т.е. более имеют жизненности и здоровья нежели египтянки так, что они удобно без пособия повивальных бабок рождают и силятся разрешиться до прихода оных. Заметить же нужно, что повивальные бабки в сем случае не лгали, ни даже намеревались лгать. Они просто рассказывали царю свои наблюдения. Впрочем им не было повелено более того, чтобы они в самую минуту рождения убивали мужской пол, 16 ст. а приходя к родильницам после, они уже по мудрости и состраданию своему не хотели выступить за предел повеления царева, тщательнее т. е. раз познавать рожденных пол или матерей представлять к Фараону. Из сего же видно, что благотворяше Бог бабам, Исх.20, не за ложь, но за мудрое к угнетаемым сострадание. Из сего стиха видно, что Mоисей избежал из Египта Исх.11:15, по страху смерти от Фараона; напротив Ап. Евр: Верою остави Египет, не убоявся ярости царевы, невидимого бо яко видя терпяше, Исх.11:27, говорит, что он не убояся ярости царевы. Должно различать время. Моисей убоялся царя, когда бежал по причине сделанного им убийства, но не убояся его тогда, когда по повелению Божию вынудив у него свободу своего исхода, и сам оставил Египет и израильтян оттуда вывел.

Исх.3:12. И послужите, 4-м и принесете жертвы Богу в горе сей, но у Амос. 5:25 и Деян. 7:42 говорится: еда заколения и жертвы принесосте ми лет четыредесять в пустыне доме Израилев? Нельзя отвергать, что израильтяне принесли жертвы Богу в пустыне на горе Синайской, если снесть сие место с Исх.24:4, 5. Что же? Слова пророка и Стефана, который повторяет их, не должно разуметь в рассуждении исполненного жертвоприношения, но в рассуждении образа его, т. е. что не принесли даров Богу должным образом с верою и покаянием, сими необходимыми принадлежностями жертвоприношения; почему Бог считает их за ничто, сн. Исх.1:13–14. 67:3.

Исх.4:16. Ты же будеши ему в тех, яже к Богу. В подлин. ты будешь ему лээлoгим, в Бога, вместо Бога. Слова элогим значит здесь должность, которую должен был отправлять Моисей, предписывая и повелевая брату своему то, что Бог ему скажет. В таком смысле сказано: Пc.62:6. Аз рех Бози есте.

Исх.4:25. Но взявши Сепфора нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и повергла оную к ногам его (Моисея) и сказала: жених кровей ты (еси) для меня.

Вообще согласны, что Ceпфора сказала слова сии Moисею, но в каком расположении?

Иные думают, что она сие сделала с негодованием, Как жених кровей означало то, что жених кровожадный и указывают на Пc. 5:7, где наглый и жадный человек называется мужем кровей. Но из того, что муж кровей есть муж жаждущий крови, не следует, чтобы жених кровей бых жених кровожадный, Притом невероятно, чтобы Сепфора сердилась на Moисея, прежде объятого ужасом, и в сем случае более сожаления достойного, и называла бы крово жаждущим того, чью безвинность она сама знала. И так слова сии лучше можно отнести к Сепфоре признательной и благодарной, а не негодующей, и смысл будет следующий: вот, то обозрение, коим, как некоторым драгоценным залогом я тебя опять стяжеваю себе в мужа и жениха, и по сему теперь наконец истинно обручена я тебе еще кровию сына моего пролитою по силе Божественного завета; ибо посредством оной я спасаю жизнь твою для тебя, а тебя для меня самой.

Исх.6:3. Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову (под) именем Бога всемогущего шаддай, но о имени Моем иеговаг Я не познался или не познан был ими. Имя Иегова патриархам не было известно не просто, не буквою, но в рассуждении исполнения обетований и особенно освобождения от Египетского ига. Такое изъяснение оправдывается а) подобным местом Ис. 52, где говорится, что плененная дщи Cионя тогда познает имя Иеговы, когда по Его смотрению совлечет узы с выи своя 2, b) несообразностию буквального смысла: ибо имя Иеговы открыто было патриархам. Быт.15:7, 28:13, c) правильным течением речи, которое сопровождает упомянутое изъяснение. Имя шаддай т. е. свойство, выражаемое сим именем, всемогущество, провидение а посему и обетования они знали, по имени иеговаг я не явил им т. е. не осуществил их надежды и данных мною обетований. Вот почему, ст. 2, столь величественно говорит о себе Бог! Я Иегова т. е. Я покажу, теперь вы увидите на самом деле, но Я Иeгoвa.

Исх.10:14. Moисей говорит о насекомых, наведенных на Египет: прежде сих не Быша сицевии прузи, а по сих не будет тако; а пророк Иоиль говорит, что в его времена случилось тоже: слышите сия вси живущии на земли; аще Быша сицевая во днех ваших, или во дни отец ваших останок гусениц поядоша прузи, и астанок пругов поядоша мшицы. Иоиль. 1–4.

Удобно распутывают сей узел те, кои слова пророка разумеют аллегорически о войсках халдейских, кои несколько раз опустошали Иерусалим, но не нужно уклоняться в таковому толкованию; ибо из следующей пророческой речи довольно видно, что земля израильская собственно была опустошена насекомыми, от чего и произошел глад. Не трудно однакож отвечать на сиe видимое противоречиe. Ибо Моисей говорить здесь о неслыханном происшествий по отношению к Египту; а Иоиль по отношению к Палестине, в коей он жил. Поскольку Моисей говорит вообще, ничего не упоминая о Египте, то иным более нравится, положить различиe неслыханности происшествий в том, что Моисеевы прузи пришли в один раз и все вместе, между тем как упоминаемые у Иоиля четыре рода насекомых находили на страну преемственно, так, что последующие съедали оставленное первыми.

Исх.10:19. И в других местах. Почему море хям суть поростяное или тростниковое называется ἐρυνρἀ ναλασσα и по всеобщему употреблению, Черное море? То, что говорят о червленной воде сего моря, о некоем красном источнике, впадающем в оное, о красном песке и особенной порости сего моря, от которой будто бы оно названо Чермным, опровергается вернейшими испытателями. Вероятно, что поростяное море названо Чермным от Исава, который иначе называется Эдом, ἐρυνρος или чермный, потому, что его потомки обладали берегами Черного моря, ся. 3Цар.9:26 и сотвори Соломонӣ корабль в Галионе при устьи моря последнего (Евр. тростникового) в земли Эдомстей. И не удивительно, что Эдом в то время муж, знаменитый, оставил всему морю свое имя. Ибо и одна небольшая гора Атлас дала название обширному Атлантическому морю и Средиземное море, коего некоторою частию владели некогда филистимляне, называется Филистимским.

Исх.12. Таинственный смысл пасхи. Рассматривая α) случай, по коему установлена пасха; β) свойства пасхального агнца; γ) некоторые действия 1) относительно пасхального агнца, 2) совершавших пасху и δ) последствие оной; можно видеть в ней совершенный прообразовательный чертеж искупления людей от грехов страданием Божественного Агнца Иисуса Христа.

α. Случай пасхи. В то время когда евреи во стране чуждой, стеная под тяжким игом иноплеменников, нигде не зрели для себя избавления от онаҳо, десница Вышнего сама указывает им средство к их освобождению. Ангел, истребивший первенцев египетских, делается освободителем народа Божия, а знамением и как бы порукою его невредимости кровь агнца, коею запечатлены были их жилища. Так, когда единым человеком грех вшедший в мир, заразил естество человеческое до того, что все согрешили и лишились славы Божия, когда всех людей окружала тьма и сень смертная до того, что ниоткуда не мог проникнуть для них луч света: любовь Божия указала им, собственное спасение их в Божественном Агнце

І. Христе, который есть ходатай жизни вечны и защитник их от руки вечного правосудия.

β. Свойство агнца. Агнец, который служил залогом избавления евреев от тяжкого рабства иноплеменных, был следующих свойств: он должен был быть совершен, 12:5. Итак он был образ Агнца непорочна и пречиста Христа. Петр. 1:20, в Коем, как в совершенном Боге и в совершенном человеке живет всяко исполнение Божества телесне Кол. 2:9, Который не только все совершенства сосредоточил в Самом Себе; но единым приношением совершил есть во веки всех освящаемых. Евр.10:14.

Агнец ветхого Завета был мужеск пол; агнец нового Завета был так же муж от Давида, по предречению пророческому (Иер.32:17.) первый был непорочен, и последний был преподобен, незлобив, безсквернен Евр.7:26, неведевший греха, 2Кор.5:21.

Первый был единолетен: бытие последнего не измеряется ни временем, ни вечностию, представляет единое бесконечное лето. Пред ним един день, яко тысяща лет 10 тысяча лет, яко день един, 2Петр.3.

γ. Некоторые действия относительно 1) самого агнца. Агнца ветхого Завета должно было заклать к концу уже дня, к вечеру 12:7. Агнец нового Завета послан был с небесе для заклания Себя за грехи мира, егда прииде кончина лета Гал.4:4. Первый непременно должен был пройти чрез огонь Исх.12:9, последний, быв искушен по всяческим, прошел смертоносный огнь страданий, и разжен будучи огнем любви к человеку, принес собою всеродную жертву. Как первому так и последнему кость не была сокрушена. Кости не сокрушите от него. Исх.12:10.

2. Относительно совершивших пасху.

Ядущие агнца должны были 1) иметь на себе знаки готовности к пути: чресла ваша да будут препоясана, а сапози ваши на ногах ваших, и жезлы в руках ваших 12:11. Дабы принесение жертвы Иисус Христовой вменилось нам во спасение, мы должны препоясать чресла наша истиною, оболасиеся в броня правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира (для праведного хождения в путях Его) над всеми же восприять щит веры, в нем же возможем вся стрелы лукавого разженные угасите. Еф.6:14:2) должны были обрезаться. Всяк необрезанный да не ясть от нея. Исх.12:49. Так и применение новой пасхи, должно быть обрезану обрезанием нерукотворенным, Кол.2:11, в совлечении тела греховного плоти. Ибо таким образом исторгнется корень греховных вожделений, несовместных с чистотою, потребною для принятия Божественного Агнца в души наши. 3) должны были провождать всеночное время в благоговейном бдении: так и мы должны неусыпно бдеть над великим делом нашего спасения по апостольскому слову: трезвитеся, бодрствуйте и пр. 1Петр. 5:8. 4) Должны были опресноки съесть с горкими травами: опресноки с горким зелием да снедят. Это означает ту чашу горести, от которой всяк должен приобщиться на пути крестном, те узкие врата и тесный путь, коими Спаситель заповедал всем входить в царствие Божие. Мф.7:14. 5) Должны были воздерживаться от всего квасногo: всякого квасного да не ясте, и всяк иже аще снесть квасно погубится душа та. Исх.12:20. Сие значит, что и мы должны праздновать свящ. пасху свою не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства: но в безквасии чистоты и истины. 1Кор.5:8.

6) Не только должны были совершить пасху свою один раз: но всегда должно было возобновлять в памяти священный день свободы. Да будет вам день сей в память: законно вечно празднуйте его. Так Совершитель спасения нашего, указывая на тайну новой пасхи, завещает всегда воспоминать оную: cие творите в мое воспоминание, и верующие души, внимая Его гласу не престанут возвещать смерть Господню дондeже приидет. 1Кор. 11:24, 26.

б) Последствия пасхи, Древний Израиль, учинивши все по повелению Божию, освободился наконец от работы египетской. Враги, желавшие еще держать его под игом рабства, посрамлены. Сам Бог посредством облачного столпа показывал ему путь и руководствовал его, Сам осыпал его беспрерывными благодеяниями Своими дотоле, доколе он не достиг земли ему обетованной. Так и новый Израиль, совершая c своей стороны те духовные действия, кои предлежать ему на пути к блаженству вечному, ходатайством Агнца, Его же предложи Бог очищение верою в крови Его, Рим.3:25, рано или поздно достигнет обетованного града, ему же художник и содетель Бог. Евр.11:10.

Исх.13:16. Да будет, т. е., закон вместо знамя на руке твоей и вместо тотафот повязки (на лбу) пред очами твоими. Фарисеи, дабы удовлетворить сему повелению, привязывали небольшой лист бумаги, (или что-нибудь), на коем написано было десятословие, к плечам, челу или подолу у платья. Новейшие иудеи думали, что здесь повелевает. Бог сделать особенные молитвенные знаки, кои иначе называются у них тефиллу, а в новом Завете φυσαχτυρία Мф.23:5, и выделывая их из ремня привязывают во время молитвы к челу, или левой руке. Но такое изъяснение сего места, вероятно, явилось после пленения вавилонского, когда к закону Божию примешивали свое суеверие.

Тотафот происходит от обветшалого корня тааф окружать, и означает собственно пиару или запястье. Вероятно, это были у древних евреев украшения головы, на которые, взирая, они должны были по повелению Божию воспоминать закон его. Ибо а) Moисей не говорит: сделай себе тотафот, но заповедь тебе изреченная да будет на подобие тотафот или вместо тотафот. (β Сим образом, хорошо изьяснятся текст, т. е., да будет тебе закон Божий (в особ. о пасхе) как печать на руке твоей (сн. Агг.2:24. Пс.8:6) и да носишь его как тиару пред глазами своими, и как бы на челе своем.

Исх.17:16. И сказал (Моисей): поскольку рука над престо мом Иеговы: война Иеговы на Амалика от рода в род! Двояким правдоподобным образом можно изъяснить сей стих. Чрез руку над престолом Иeгoвы можно разуметь или 1) клятву, или 2) угрожение его беспрерывною войною Амалику. В первом случае будет смысл: вот рука т. е. подъятая и протяженная, как обыкновенно бывает в клятвах, (что самое приписывается и Самому Богу. Пc.105:26. Иез.20:3. Евр. или Tpeмeл.), свидетельствующая о войне на Амалика. Во втором: вот рука грозящая, коею Господь как бы ударяя в престол Свой, угрожает войною Амалику. Такое угрожение ясно находится ст. 14. Нечему Моисей, кажется, указывая и надеясь на Него, назвал и алтарь свой: Господь прибежище мое. ст. 15.

Исх.25:30. И возлагати будеши на трапезе сей хлеб лица предо Мною присно. Без всякого основания догадываются иудей, что хлебы (по 70) предложения, иначе хлебы приношения, 3Цар.7:48, называется хлебами лица, по тому, что они имели много сторон и лиц. Те, кои полагают причину сего наименования в том, что они означали святой хлеб Евхаристии, превращающийся в тело Мессии, Ангела лица, Ис. 63:9. Божия объясняют только значение оного прообразовательное. Пoелику они находились пред ковчегом завета, где являлся особенным образом Бог; и посему лежали пред лицем величествия Божия, то отселе названы хлебами лица т. е. Божия. Сие доказывается еще как корнем фонаг, так и употреблением слова ле фона й предо мною Исх.20:3, 28:30. И да возложиши и наперсник (слова судное) урим и тумим. Слова урим и тюмим происходит от ур и тамам и собственно означают светы и совершенства, не только по сиянию драгоценных камней, но и потому что знаменовали вышнее освящение первосвященника вопрошавшего Господа. Тудей, основываясь на ложном мнений о действии слова Иегова, какое оно всегда имеет в произведении чудес, думают, что посредством сего слова, написанного на наперснике, первосвященник узнавал волю Божию, и это называют уримом и тумимом. Мнение, что это были самые слова, урим и тумим, вырезанные на наперснике, явно противоречат словосочинению текста: и возложили на наперсник урим и тумим, из коего видно, что здесь дело идет не о надписании букв, но о приставлении к нагруднику некоторого вещества.

В описании строения скинни и частей ее, Исх.27, упоминается о 12 камнях без урим и түмим. Но невероятно, чтобы Moисей, описывая столь подробно самые мелкие части скинии, не упомянул о такой важной вещи. Напр. Лев.8:8 говорит о наперснике с урим и тумим, но уже ни слова о камнях. Из ceгo более нежели с вероятностию можно заключить, что урим и тумим были те же 12 камней, и названы так от употребления, какое они имели по определению Божию. Они были некои символы того света и совершенства, коими должен был облещись первосвященник, дабы, вопросив Бога, он по внутреннему откровению мог узнать от Него о сокровенных и неизвестных ему предметах. Притом название урим и тумим весьма прилично драгоценным камням по причине удивительной их чистоты и блеску.

Исх.38:8. Сей сотвори умывальницу медяну и стояло ее медяно из зерцал постниц цавсот.

Догадываются, что 70 вместо цавсот читали цамат. Некоторые из новейших хотят перевесть цова, собствен но служением и думают, что женщины сии были служительницы. Но нигде в Писании не видно, чтобы женщины служили при скинии. Место же, 4Цар. 23:7, не сильно к подтверждению их мнения; ибо говорить не о законном, но о беззаконном служении женщин. Да и самые певницы (Неем.7:61) не были необходимые священные лица, и так достоверно то, что женщины, упоминаемые здесь, названы цавсот, потому что кучею, на подобиe многочисленного войска, собирались около скинии. Подлинно цова означает толпу, множество и глагол цава в кучу собираться и как бы облегать 14:12. И сие будет поражение им же исcчет Господь всех людей, которые вместе собрались совет против Иерусалима. Таким образом и правильным делается течение речи. Женщины, т. е. не уступая благочестивой ревности своим мужьям, поспешно, толкая одна другую и как бы облегая скинию, приходили, и даже зеркала свои приносили на украшение оной. 70, говоря о постницах иже постишася, не дают нам никакого правильного понятия.

Глава III. О книге Левит

I. Название. Третья книга Моисеева обыкновенно называется Левитекою, хотя о левитах не столько в сей книге как Числ. 3:6, seq. 1Пар. 25, а здесь более описывается служение священническое (почему и раввины называют оную тора коганим); однако поскольку те и другое называются общим именем своего колена, Втор. 31:9, то и наше наименование сей книги не неприличествует ее содержанию.

ІІ. Писатель ее. Что действительно написал оную Моисей, в том вся иудейская и христианская древность столько была уверена, что обидно было бы опровергать ее мнение. Ап. Павел, приводя из Левитской книги слова Римл. 10:5: Моисей бо пишет правду, Юже от закона: яко сотворивый та человек, жив будет в них, приписывает их Моисею.

III. Время писания. Время происхождения сей книги в точности исследовать можно, если начало и конец оной снесть с Исход.11:17, 33, сл. и Числ.1:1, откуда известно будет, что она написана в XII стане евреев, в недавно сооруженной скинии, во второе мето иcшествия из Египта, первого месяца.

IV. Eе содержание. Левитская книга предлагает о различных видах жертвоприношений, омовения по осквернении, о всеобщем очищении грехов, позволенных и беззаконных супружествах и пр. Находятся в ней некоторые и гражданское законы, но они смешены с обрядовыми, так, что ее можно назвать первосвященническим правом. Из нее видно сколь благоразумны, святы и непорочны должны быть священники. Наконец она содержит все тайцы Евангелия, сокрытые однако под сению образов; первосвященство Иисуса Христа, который жертвою Своею явися, Евр.9:26, в скинию нерукотворенную пред лице Божие, и там ходатайствует о нас; самые жертвы верных пред Богом: ибо необходимая принадлежность жертвы, состоявшая в умерщвлении животных ничто иное, как то, что душа на пути соединения своего с Богом непременно должна умертвить ветхого своего человека, тлеющего в похотех прелестных. Еф.5:23. Огнь, пожиравший все скотское и возносивній тонкие части онахо к небу, изображан ту горячую любовь к Богу, которая, пожравши все чувственное в человеке, должна совокуляться с молитво к опятокнижни опсевдом, и возноситься к престолу Божию. Смешение четырех благовонных ароматов, Лев.16:12, (и да наполнить, т. е. Аарон, руце фимиама сложения чиета, сн. Исx.30:34), кои составляли дым фимиамный и дополняли жертвоприношение, были эмблемы внутреннего и внешнего нашего существа, кои соединясь в духе и истине могут составлять чистое духовное смешение и довершить жертву живу и святу пред Господом. Почему Иероним отзывается о сей книге таким образом: «In lеvitieo singula sacrificia, imo singula poene syllaba et vestes Aaron et totus ordo Leviticus coe lestia sacramenta spirant. Ep. CIII ad. Pavlin».

V. Польза от чтения. Не должно думать, что книга сия, равно как и законы ее обветшали, или что она принадле жить только к иудеям и их древностям. Нет! великая польза истекает из чтения ее и в сердца христианские.

Ибо 1) Как вся надежда спасения нашего основывается на жертвоприношении И. Христа; то описание левитских жертвоприношений объясняет свойство, образ и плоды жертвы И. Христа. Почему и ап. Павел, объясняя священство его в посл. к Евр., везде обращает взор свой на левитское служение.

2) Из сей наипаче книги должно объяснять превосходство нов. Зав. пред ветхим, представляющим собою строгого пестуна, коего наказания мы избежали, и темную ночь, по прогнании коей мы наслаждаемся блаженным светом Римл. 13:12.

3) Она разливает некоторый свет на Писание нового Завета, ибо по соображению с нею можно понимать, что Спаситель иногда говорил: о субботе, прокажении, супружестве; евангелисты: о обрезании, о долге родильницы, о приношении, об агнце вземяюцем грехи мира; апостолы: о священстве Христовом и духовных жертвоприношениях, избранных Божиих.

Наконец, 4) в ней находим мы христианское учение, находим оправдание наше кровию Иисуса Христа, прообразованное в заклании животных, освящение наше, изображенное в очищениях прокаженных и различного рода нечистых людей, истинное Богопочтение, изъясненное в нравственных законах, (свети будете яко Аз Свят Господь Бог ваш Лев.

19:1) Общественное устройство, преданное в гражданском чиноположении, и другие правила благочестивой жизни, коим может научить нас самая историческая часть оной.

VI. Расположение частей. Она состоит из трех главных частей.

I. Законы о жертвоприношениях.

Где А. Виды жертв:

а) Произвольные:

α. Закон всесожжения олаг

β. Закон приношения минхаг

γ. Закон спасения шаломим

b) Необходимые две:

α. За грех по неведению, слабости, неосторожности и пр., Лев.4.

β. За преступления, кои хотя не были достойны смерти, однако требовали довлеющего наказания, Лев.5.

Б. Обряды жертв:

а) всесожжения и дара бескровного, Лев.6.

b) жертвы о преступлении, Лев.7.

II. О священниках, Лев.8–22.

Здесь А. а) освящение Аарона и сынов его и первое их жертвоприношение, Лев.7–9.

b) Наказание Надава и Авиуда, за что? Лев.10.

Б. Очищения совершаемого над нечистыми, чему, Лев.11–42, предшествует различие чистых и нечистых животных, даве очищения.

а) нечистых от прикосновения, Лев.21:42 до конца.

b) родильницы, Лев.12.

c) прокаженных, Лев.13–14.

d) семeнoтoчивых, Лев.15.

В. Торжественное очищение грехов чрез архиерея, Лев.16–17.

г. Некоторые законы нравственные и судебные, Лев.17–20, именно:

а) о запрещенных супружества, Лев.18.

b) о подражании совершенствам Божиим, покорности к родителям Б, презрении идолов, жатве, воровстве, божбѣ, насмешкам над увечными, мщении, смешении различных видов и пр., Лев.19.

с) о казни преступлений прежде запрещенных, Лев.20.

д. Непорочные качества священников и принадлежности их, Лев.21.

III. О священных временах, Лев.23–28.

а) о субботе и праздниках, Лев.22.

b) о елее для светильника и хлебах предложения, Лев.24.

с) о субботном годе и юбилее, Лев.25, с прибавлением законных обетований и наказаний, Лев.26.

d) об обетах и десятинах, Лев.26 до конца.

Изъяснение некоторых, и особенно труднейших мест

Лев.2:1. Дар жертву Господу, евр. приношение дара Иегове минxиг значит жертвогриношение неодушевленных вещей. Сие жертвоприношение установлено: 1) чтобы и бедные могли что-нибудь принесть, а 2) священники имели пропитаниe, 3) чтобы Господь был почитаем не только посредством животных, но и плодов земных; 4) поскольку жертвоприношение было как бы некоторый пир, учрежденный для Бога; то к мясам должно было присовокупить хлеб, (или материю его) вино и соль в ознаменование совершенства дара. Мука пшеничная да будет приношение его. Солэт означает не только пшеничную, но самую мелкую, белейшую, ниетейшую муку.

И да возлиет на это елей, как бы некоторую приправу; ибо хлеб упитанный елеем вкуснее, Вкуснейшую и приятнейшую пищу да приносить Богу!

И возложит ладан, дабы нетолько был хороший вкус, но и приятный запах.

2) И да возложит жрец память ее, евр. да вожжет; дабы она была памятником, напоминающим Богу о принесшем и его прошении.

11) Всяку жертву не сотворите квасну: ибо опресноки гораздо чище квасного хлеба.

Притом чрез них напоминаемо было евреям освобождение из Египта.

12) И всяк мед да не принесете от него. Поскольку мед употребляли в своих жертвоприношениях язычники, то Богу не угодно было, чтобы иудей подражали их обычаям.

Глава IV. О книге Числ

I. Название книги Числ. Книгу Числ иные из евреев называют начальным ее словом вапдабери, а другие вамидбяр, потому что в ней описываются происшествия пустыни. Семдесять а с ними греческие и латинские отцы и раввины называют оную: числами, потому что она повествует не только о количестве евреев исшедших из Египта, первенцев их и левитов, но исчисляет даже станы их, бывшие в пустыне, описывает день освящения скинии и образ приношений.

II. Писатель. Все сие описал по повелению Божию Moисей: и написа Moисей воздвижения их и станы их по словеси Господню. Подтверждает наше уверение апостол Павел, Евр.3:2–5, сн. Числ.12:7.

III. Место происхождения. Местом происхождения ее. были поля моавитские: сия заповеди и оправдания и суды, яже заповеда Господь рукою Моисеевого на запад в Моавли, при Иордане, прямо Иерихону. Числ.26:13.

ІV. Содержание. Она повествует о путешествии израильтян от Хоривскогo cтана, до ополчения бывшегo в полях моавирских. Продолжая происшествия второго года, второго месяца исшествия евреев из Египта описывает, что в сие время случилось с ними в пустыню, сколь не дремленное промысл имел о них попечение, какая дерзость оказана была Богу неблагодарным и возмутительным народом, какими наказаниями она укрощена была, какиe употреблены были опыты к занятию земли обетованной, и все, что было достойно замечания в течении почти 39 лет.

IV. Намерение. Двоякая цель сей Богодухновенной книги: 1) нравственная. Дабы из истории ее можно было увидеть правду Божию постоянную и согласную с собою в благо деяниях своих и судах, Числ. 13, знать, что если у Бога находились под числом плотскиe, израильтяне, кольми паче Он имеет в виду избранных духовных израильтян: ибо твердое основание Божие стоит, им үццес печать сию: позна Господь сущия своя, да отступит убо от неправды всяк именуяй имя Господне!

2) Евангельская. Ибо в ней представляется: в образе усеченного жезла. Ааронова происхождение И. Христа от племени чуждогo уже величия (Числ.17), сн. Ис.11:1; под медным змием, вознесенным на знамя, вознесение его на крест. (Числ.21) сн. Ин.3:14; под пеплом юнчим, святейшая очистительная Его кровь (Числ.19), сн. Евр.9:13–14; в яснейшем пророчестве Валаама, Его слава во всех языцех. Воссияет звезда от Иакова и пр. Числ.24:17.

VI. Разделение. По трем главным предметам содержащимся в сей книге, можно разделить оную на три части:

I. Содержит приуготовление к продолжению пути из пустыни Синайской.

II. Путешествие от горы Синайской до пустыни моавитской, и сопредельностей ханаанских.

III. Расположение израильтян ко вступлению их в обетованную землю и завладению некоторою частию ее. (Частнейшее разделение по главам, см. Рук. пр. Амв. стр. 34).

Труднейшие места

Числ. 6:3. О назареях

Да воздержатся от вина. Назореи должны были воздерживаться от вина, поскольку оно возбуждает к употреблению всего излишнего, и делает человека неспособным к всегдашнему служению Богу. Но І. Христос, будучи назорей, Матф. 2:23, утотреблял оное. Прииде сына чело веческий ядый и пияй, поскольку в нем не было опасности ко греху, так, как в прочих назореях, которые были простые человеки.

5) Бритва да не взыдет на главу его и пр. Иные говорят, что Богу угодно было беззаконный обычай посвящать власы свои нечистым духам, см. Лев.19:17, включить в число своих жертвоприношений. Но не лучше ли веить, что нечистые духи причислили сей обычай к своим нечестивым жертвам, особенно если неизвестно об определенной древности сего обычая? Другое утверждая, что и в то уже время бритие и стрижение влас относилось к заботливости о теле, Быт.12:14. ращение оных у назореев приписывают небрежению о удовольствиях мира и лепоте телесной. Но стрижение власов составляло лепоту только у египтян. Вероятно, что это было делано для напоминания обета и его тягости.

Числ.12:1. О жене Moисея ефиопляныне

Баснословием отзывается повествование Флавия, который говорит, что Моисей, находясь еще при египетскоме дворе и воюя против eфиoплян, победил их предательством Фaрвы дочери царской, которую после поял себе в жену. Равно без подтверждения св. Писания думают иные, что Сепфора называется ефиoлянынею будто по своей черноте, по причине, когда презрем ее Mоисей, что и составляло предмет настоящей распри; а другие, что она названа так χάτ αντίφρασιν, поскольку она была чрезвычайно красива.

Куш в священном Писании означает не Eфиoпию, но западную Аравию, которая иначе называется Мадиамом, Исх.2:16, но главному городу, находившемуся на берегу Чермного моря. Фл.2:5. Мнение се подтверж дается Авв.1:7, где Хус и Мадиам употребляет как разноименные.

Числ.15:38. И да сотворят себе рясны цицит на воскрилиях. Опуская басни иудеев, кои на основании сего повеления вымыслили для себя особенное странное одеяние, должно заметить, что повеление Божие состояло в том, чтобы иудеи приставили нити лазаревого цвета на краях обыкновенного платья, см. Втор.22:12; ибо не повелевается здесь сделать особенное платье, но сделать цицит по краям одежды, некоторые дают сему повелению нравственную причину, чтобы, нитками стягивая одеяние свое раздвоенное с обоих сторон, иудеи могли закрывать те части тела, кои учит закрывать самая природа; другое различительную, чтобы т. е. иудеи имели чем отличаться от язычников. вероятнее, что употребление сих нитей было символическое, дабы иудеи имели внешний памятники Божественного закона, который они сохранять должны были ст. 39.

Числ.16:33. О сошествии во ад Корея и его сообщников

Нет сомнения, что Корей и его сообщники присоединены к числу осужденных грешников, но и несправедливо то, чтобы изол должно разуметь собственно аде или место вечного осуждения, как некоторые думают; иначе туда должны бы сойти и имения возмутителей, ст. 32; притом невероятно, чтобы младенцы, 27, не имевшие участия в преступлений возрастных, подверглись духовному, вечному (осуждению) наказанию. Итак, чрез шэол должно разуметь здесь разверстие земли, которое имело сходство с гробом; ибо поглотило и погребло преступников.

Для соглашения настоящего и 26:11 места не нужно вымышлять с некоторыми особенного чуда; ибо сыны Коре овы по совету Божию, отступив oт мятежников, 24, могли и без чуда остаться живыми; ибо ясно говорится, что они не умерли, но не видно причины, почему они не подпали тому же наказанию, если бы тому же греху были причастны, или надолго в оном пребыли. Замечательно также, что в ст. 27 нет ясного указания на детей Кореовых.

Числ.19:1

Как из намеков Пс.1:9 так особенно из приложения апостольского, Евр.9:13–14, видно, что юница, упоминаемая здесь, была в некоторых оттенках образом Иисуса Христа. Даже в тех чертях ее, в коих иные не находят сходства с Иисусом. Христом, мы можем видеть оное. Ибо 1) то, что она была юница, кажется имеет некоторое отношение к праматeри нашей, которая грехом своим как бы отверзает дверь великому очищению нашему; 2) цвет ее означает кровавое страдание Иисуса Христа, или Его Самого Ис.1, 12:1; 3) то, что она не долженствовала быть под ярмом, означает, что Иисус Христос не был под игом греха, 2Кор.5:21; 4) она должна была вся сожжена быть, так как Ииcуc Христос был весь сожжен на жертвеннике крестном внутренно – огнем любви к человечеству, а внешно – огнем ярости Божией 21:7 seg.

Почему змеи называются гасэрафим? Называются так частию: а) цвета, частию 6) от действия; поскольку угрызением своим наносили человеку несносный жар, и ядом своим возбуждали в нем неугасимую жажду. Первое доказывается тем, что медный змей также называется сараф. Последнее несколько видно из ст. 7, сн. 6, чему не противоречит и производство слова; ибо сораф означает жечь.

Числ.21:8. Сотвори себе змию медяну и поставь оную на шесте. Удивительно, что Бог, хотевший отнать у израильтян даже малейший повод к идолопоклонству, повелевает им устремлять очи свои на змия для получения здравия. И хотя иудей доселе не понимают, или лучше не хотят понимать причины сему; ибо ослепишася помышления их, и даже до сего дне покрывало во чтении ветхого Завета, пребывает для них не откровенно, 2Кор.3, но Иисус Христос показал нам истинный смысл и исполнение сего происшествия на самом Себе, Ин.3:14. Некоторым из новейших христиан жестким кажется сравнение Иисуса Христа со змием, который вы других местах. Св. Писания служит эмблемою древнего нашего врага. Но а) таковые сравнения в Св. Писании нередки; так, например, у ап. Петра и 1Пет.5:8: лев рыкаяй есть диавол, а в Откр.5:5: лев от Иуды есть Иисус Христос. Притом же б) очень не трудно различить сих двух змиев по противоположным их действиям. Первый отравил человека ядом, последний подал ему врачевство; первый ввел в мир грех и наказание, последний освободил от оного; тот останется побежденным, а сей пребудет победителем во веки.

Числ.21:14. После многих неосновательных толков о книге: «Брань Господня», справедливым должно признать то, что она действительно потеряна. Сим признанием мы ни мало не нарушаем целости Св. Писания; ибо как оная книга ничего не содержала в себе драматического, кроме некоторых браней, древле происходивших между верными, и кроме некоторых политических обстоятельств, иудеев вместе и язычников, то ни мало неудивительно, что Промысл попустил ей затеряться.

Глава V. О Второзаконии

I. Надписание. Пятая Моисеева книга, кроме названия заимствованного из ее начала эгег гадиборим, у евреев называется еще мишнэ гатора, т. е. повторение закона, Семдесят именуют оную Δευτερονо́μιον, не столько потому, чтобы она содержала другой новый закон, как думает Афанасий (Sinopsis S. Scripture), сколько потому, что в ней объясняется прежде данный закон, и особенно десятословие.

ІІ. Случай. Ибо когда прежние израильтяне, вышедшие из Египта разными родами смерти, которыми поражал их Господь за их ропот и неблагодарность, в пустыне измерли, то нужно было Moисею вновь возрастающий народ посредством нoвогo Завета соединить с Богом (Втор.29:1) и показать ему истинный смысл и употребление закона. Притом Moисей хотел посредством сего памятника глубже вкоренить в сердца Закон Божий, почему и будущим дарям он заповедует иметь пред своими глазами Втор. 17:18, и народу пред наступлением каждого субботнего года читать книгу Второзакония. По седьми летех во время лета оставления читайте закон сей Втор.31:10.

ІІІ. Писатель. Сомнение некоторых о писателе сей книги отвергается:

а) Ясными словами ее самой, Втор.31:9–24.

б) Свидетельством саддукеев, Мк.12:18

и в) Самого І. Христа, Мф.19:8.

ІV. Содержание. В кратких словах, Втор. 15, излагается сущность всей книги. Нача Моисей изъясняти закон Господень. Ибо, приближаясь к смерти, раб верный во всем дому Божием наиболее старался о том, чтобы сколько можно истинное Богопочтение и верное разумение Закона преподать грядущему роду. Для сего то во первых, он, увещевая народ, исчисляет ему благодеяния Божии, Втор. 1–4, далее обратясь к самому Закону повторяет оный, внушает сущность его и объясняет, оный во всей целости; во первых нравственный, Втор. 6–1, потом обрядовый, Втор. 14–17, и гражданский до Втор. 27. Далее возобновляет Божественный завет с народом посредством торжественного обряда, Втор. 17 seq. и давши отчет в своей должности, Втор.31–32, благословив все колена, Втор. 33, оканчивает временную жизнь.

V. Цель. Из сего самого и явствует цель книги, которая состоит в том, чтобы израильтяне научились бояться Господа Бога своего и послушали творите вся словеса закона, наипаче же сынове, их, иже неведят, да услышат и научатся боятися Господа во вся дни. Втор. 31:12–13.

VІ. Пророчество о И. Христе. Цель сия не исключает однако другого намерения, относящегося к предсказанию И. Христа: ибо в книге сей находится довольно ясное и славное о Нем пророчество. Пророка от братии твоей, яко же мене, возставити тебе Господь Бог твой, Того послушайте. Втор. 18:15. Хотя иудей разумеют сие место о Иисусе Навине: но а) никакой пророк Вет. Завета не был подобен Моисею Втор. 34:10; б) не говорится здесь, что обещаемый пророк будет учить Моисееву закону, но будет учить тому, что Бог вложит Ему в уста. И вдам слово Мое во уста Eгo, Втор.18:18.

Итак Моисей говорит здесь о великом пророке нового Завета И. Христе. Ибо в) так изъясняют сие место по научению Св. Духа апост. Петр, Деян.3:22, и первомученик Стефан Деян.7:37. б) Словами его говорит о И. Христе Отец небесный, Мф.17:5, в) И. Христос, кроме Божества во всем был подобен Моисею, особенно же в Своем ходатайстве пред Богом о людях, в верности, Евр.3:2, чудесах, законодательстве, Ин.1:18, и дружеском обращении с Богом.

VII. Трудные места. Втор.4:19. Напрасно иудеи силятся сим местом доказать, что народы подлежат влиянию звезд. Некоторые из новейших изъясняют оное о допущении Божием, как-будто он не препятствует всем народам почитать некоторые светила. Но какая связь с предыдущим: не почитайте светил, ибо Бог допустил почитать оные язычникам.

Бог отвращает здесь от поклонения солнцу и звездaм, потому что они суть твари, по назначению Божию служащие для всех народов. Таким образом достаточно изъясняется причина, почему он запрещает своему народу служить им, т. е. 1) что не люди для них, но они для людей созданы; 2) что не одному только народу, но всем даны, не для почитания, но для надлежащего употребления ими.

Втор.10:6. и сынове Израилевы воздвигошася от Вирофа в Мисадай, тамо умре Аарон, и погребен бысть ту; а в книге Числ.32:38, говорится: и взыде Аарон на гору Ор, повелением Господним, и умре тамо.

Место сие должно признать неразрешимым, если не принять всеобщего мнения, что гора Ор была области называемой Мисадай, так как одна и та же гора Синай называлась по западному хребту своему Хорив.

Втор.16:2. Без подтверждения Св. Писания говорят, что в больших семействах вместо агнца можно было на пасху предлагать тельца.

Тельцы здесь назначаются не для совершения над ними таинства, но для простых жертвоприношений, которые могли быть соединяемы с пасхою. Ибо а) в первом установлении пасхи, Исх.12. о тельце ни слова; б) настоящий текст внушает тоже самое. Пожреши пасху (т. е. пасхального агнца), а сверх того овец и тельцев во всесожжение, для показания большего торжества пасхи.

Втор.25:2–3. Иудеи впоследствии времени сороковое число ударов переменили на тридцать девять, почему и ап. Павел говорит, 2Кор.11:24, что он пять раз принимал от иудев по 40 палиц, разве единые. Для защищения их некоторые хотят читать сей стих так: числом сорока, т.е. близким к сороку да наложат Ему, но они не примечают разделительного знака между бэмисфар арваим. Иные приписывают уменьшение ударов милосердию иудеев, иные же заботливой предосторожности их, дабы не превысить назначенного числа, что было против закона.

Очевидно, что законом означенное число ударов есть четыредесят, Втор. 25:3, а уменьшение оных введено уже после, когда иудейские раввины, любившие новости, выдумали новый способ за одним разом наносить три удара, так что ударив 13 раз будет 39 ударов, а 14 превышает уже законное число. Таlmud. Tr. Maccoth. c. III.

Втор.29:19. У нас: да не погубит грешник безгрешного, в подлиннике, с предыдущими словами читается так: ки бишрирут ливий элэк ләмаан сэфот тораваг эт гацмэа. Сие место темно само по себе: гораздо еще большую темноту внесли в оную толкователи; впрочем вернее, кажется, достигают смысла те, кои относят сии слова к нечестивому; и переводят: «мир будет мне, когда я в злобе сердца моего пойду, дабы истребить нанапоенную с сухою», подразумевают землею (эрец). Таковое понятие более согласно с предыдущим, остановкою в слове: эдэк, и собственным значением слов. Связь будет такая: когда услышит человек описанный, Втор. 19, клятву сию, будет однакож обещать себе спокойствие (духа), говоря: мир будет мне, хотя я в прельщении сердца моего пойду, доколе не истребится земля плодоносная и сухая, и пр. (Здесь тораваг соответствует горвияг, Пс.66:12. Евр. чацмиa есть тоже, что орэц цива вэцама Иез.19:13, а сэфот производятся не от ясаф но от соф истреблять.

Втор.29:29 – место равное по своей темноте с предыдущим вероятно, что говорится об изгнании язычников из пределов их местопребывания. Смысл будет следующий: суды оные, о коих выше, Втор. 23, сокровенны были у Господа нашего, но со временем явлены нам и чадам нашим для того, чтобы мы сохраняли слова закона, т.е, чтобы мы, видя наказание языков, убегали пороков и тщательнее соблюдали закон.

Втор.32:8. Неизвестно откуда Втор. 70 взяли: χατἀ ἀριυμὸν ἀγγέλονΏυεοὖ: однако Григорий великий на их чтении хочет иметь в сем месте доказательство той мысли, что число избранных Божиих равняется числу ангелов добрых, а иные, что области народов находятся под правлением ангелов. В подлиннике читается так: тисфар бэнэй исраэл по числу сынов израилевых, и без сомнения означается предел мест, которые должны были занять израильтяне, отняв их у хананеев. Когда разделял Вышний обладания народам, когда рассеивал людей при столпотворении, тогда, не забывая народа Своего; но (постави) тогда еще назначил (пределы языков по числу сынов израилевых по числу 12 колен, Быт.10:15–17). Itag, гов. Августин, Israelita prius curаti sunt in Divina proscientia et providentia, quam erunt in existentia. (Cм. Деян.17:26). Так читают халдейскій переводчик Акила, Симмах и все новейшие.

* * *

1

О книге Бытия буквально тоже, что и в «записках на кн. Бытия», изданных самим м. Филаретом в 1816–6 году; только там есть некоторые прибавления (см. особ. III и IV стр. «записки»).

2

Сия книга Бытия небесе и земли егда бысть, в оньже день сотвори Гocпoдь небо и землю.

3

Но заповедати их огребатися от треб идольских и от блуда и удавленины и от крове, и елика неугодна себе суть, иным не творити. Моисей бо от родов древних по всем градом проповедающая его имать в сонмищах по вся субботы чтомый.

4

Aще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: o Мне бо той писа.

5

Неоскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже пройдут отложенная ему и той чаяние языков.

6

Благослови Бог день седмый, и освяти ero: яко в той ночи от всех деле своих, яже начать Бог творити.

7

И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Богу: и Авель принесе, и той от нервородных овец своих, и призре Бог на Авеля и на дары его, на Каина же и на жертвы его не внять, и опечалися Каин зело, и испаде лице его.

8

Здесь кончается рукопись о книге Бытия, находящаяся в редакции.

9

И написа Моисей вся словеса Господня.

10

И взем книгу Завета, прочте людем в уши, и рекоша: вся, еликa глагола Господь, сотворим и послушаем.

11

Рече же Господь к Moисею: впиши сие на память в книги, и вдай во уши Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову от поднебесныя.

12

И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего: Бог Авраамов, и Бог Исааков и Бог Иaкoвль.

13

От мертвых же, яко возстают, несте ли чли в книгах Moисеевых при купине, яко рече ему Бог, глаголя; Аз Бог Авраамов, и Бог Исааков и Бог Иакоавль; несть Бог мертвых, но Бог живых?

14

Быша бо сия да сбудется Писание: кость не сокрушится от Heгo.

15

Хлеб бо Божий есть сходяй с небеси и даяй живот миру.

16

и вси тожде пиво духовное, и пр.

17

Святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, я не человек.

18

Ходите в любви якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания.


Источник: Филарет Московский (Дроздов), святитель. О Пятикнижии Моисеевом // Чтение в обществе любителей духовного просвещения. С. 603-630.

Комментарии для сайта Cackle