Азбука веры Православная библиотека святитель Филарет Московский (Дроздов) Мнение о том, какие именно преступления в отношении к беглым священникам надлежит считать уголовными

Мнение о том, какие именно преступления в отношении к беглым священникам надлежит считать уголовными

В разрешение предложенного от управляющего министерством внутренних дел вопроса: какие именно преступления в отношении к беглым священникам надлежит считать уголовными, и потому высылать их к суду по требованиям епархиальных начальств, по соображении церковных правил и государственных узаконений с действительною потребностию охранить церковную безопасность и порядок управления от вредной безнаказанности, справедливым и необходимым признается ответствовать следующее:

1) В беглых священниках преступлениями уголовными, требующими непременной высылки виновных к суду, (надлежит) почитать преступления, под именем злодеяний, поименованные в указе Правительствующего Сената 1725 года, мая 3 дня, в котором, после тягчайших государственных и частных преступлений, упоминаются церковный мятеж, отступление в раскол, и воровство, обнаруженное поимкой и поличным.

2) Если после бежавшего священника не окажется чего-либо в церкви, которая была ему поручена, и потому он подлежать будет ответу в похищении или растрате церковной собственности: в сем случае также необходимо нужно, чтобы бежавший священник был выслан к следствию и суду, как по важности преступления, так и для того, чтобы оказать должную справедливость обиженной церкви и приходу, который ее содержит.

3) Если священник сделает побег в то время, когда находится под следствием или судом, или епитимьею за какое бы то ни было преступление: справедливость и благоустройство управления требует и в сем случае, чтобы он выслан был для окончания следствия, суда и епитимии; поскольку высочайшего манифеста 1787 года, апреля 21 дня, 54 пунктом повелено всякое преступление против повиновения начальству и власти мест и особ по всей строгости законов неупустительно взыскивать, со стороны же власть и начальство имеющих наблюдать за сохранением порядка и должного послушания, под опасением, что всякое послабление в том, яко влекущее по себе расстройство в подчиненности по службе, вменится начальникам в сущее упущение. Допустить, чтобы подсудимого за преступление священника новое преступление, то есть побег, могло избавить от суда и наказания, было бы противно всем понятиям о правосудии, и вредно для подчиненности и благонравия; сие было бы род обнадежения в безнаказанности преступлений.

4) Наконец, Святейший Синод, как место, которому вверено охранение нерушимости священных правил и церковного благочиния, не может не признать самого побега священника от своего места и должности к раскольникам за преступление тяжкое, требующее неупустительного правосудия по следующим уважениям:

а) 15 правило святых апостол пресвитера, или диакона, или причетника, который своевольно оставил свое место, и по требованию епископа не возвращается, подвергает извержению. Тоже самое подтверждают: антиохийского собора правило 3, Сардикийского – 20 и седьмого вселенского – 10.

б) поскольку, на основании Духовного Регламента (прибавлен пункт 5), священник в произносимой пред поставлением в сей сан присяге, между прочим, обязуется раскольников словом Божиим и святых отец писании духом кротости обличати и приводити ко обращению и соединению с церковью, о не исправляющихся же и во упорстве своём пребывающих, паче же о развратниках и других от соединения церкви отвлекающих, куда надлежит, письменно и словесно, представлять: то священник, перебегающий сам от церкви к раскольникам, есть явный нарушитель той же самой присяги, в которой он и Его Императорскому Величеству верностью обязан; и потому сколько нужно сохранять святость церковной и государственной присяги, как ради высочайшей святости имени Бога, которым клянутся, так ради безопасности всех связей общественных, столько же необходимо наблюдать, чтобы таковой клятвопреступник никаким послаблением не был укрываем от правосудия. Сие клятвопреступление беглых священников увеличивается еще тем, что, присоединяясь к раскольникам, они дают им противоположную (как видно из образца, представленного Святейшему Синоду епископам пензенским1 присягу, в которой учение и обряды православные церкви называют еретическим злочестием, и даже некоторые гражданские обычаи, принятые правительством, проклинают2.

* * *

1

Иринеем (Нестеровичем), впоследствии архиепископом иркутским, скончавшимся на покое в Толгском монастыре, 18 мая 1864 г.

2

С собственноручного чернового подлинника. Опись № 99; докум. № 5. Напечатано в Собрании постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода. Кн. II. Спб. 1860 г., стр. 200–203.

Комментарии для сайта Cackle