Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Великий пост

Господь привел нас к самому порогу благодатного времени Великого Поста. Каждый верный Церкви христианин с нетерпением и тихой радостию ожидает этих светлых дней. В Посту небеса приближаются к земле и благодать Святого Духа утешительным чудесным миром согревает сердца смиренно вступающих в Святую Четыредесятницу.

Пост необходим для спасения души. В Писании Дух Святый открыл, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Итак, пост — это время смирения. Не на все я имею право, не все могу вкушать; не все, что хочу, имею право делать. Мера многих прав и возможностей уменьшается.

Это помогает смирению.

Пост приближает человека к Богу. Эту истину люди поняли еще до пришествия в мир Спасителя. Как и мы, они старались выполнять заповедь о посте.

Когда евреи, освободившись от жуткого египетского рабства, подошли к горе Синай, Моисей взошел на нее и в непрестанной молитве постился 40 дней и 40 ночей.

Всемогущий Господь наградил пророка, даровав ему каменные скрижали с написанными на них перстом Божиим десятью заповедями.

Вот Моисей окончил пост и сошел с горы. Лицо его засияло ярким благодатным светом. Евреи умоляли пророка закрыться покрывалом, так как не выдерживали этого сияния (Исх.34:28-35). Так Господь еще в Ветхом Завете награждал за усердный пост и молитвы.

Евреи в году держали четыре продолжительных поста, а некоторые постились еще два раза в неделю. Были виды пищи, от которых иудеи воздерживались всю жизнь, например, свинина (Лев.11:7; Лк.18:12).

Библия повествует, как иудейскому священнику Елеазару язычники предложили нарушить пост и вкусить свинину, но последний пошел на страшные муки и смерть, а поста не нарушил (2 Мак.6:18-31).

За нарушение поста Господь карал не только иудеев, но и язычников.

Свирепый вавилонский царь Валтасар совершил своеобразное нарушение поста: он пил вино из священных сосудов, похищенных в Иерусалиме. Погрешительное веселие царя с тысячью придворных, жен и наложниц продолжалось несколько дней. Господь страшно покарал кощунника. Когда хмельной царь спал, его придворный, зайдя в спальню, отрезал своему повелителю голову и занял трон (Дан.5).

Святой пророк Давид пишет, что он изнурял постом и молитвою душу свою (Пс.34:13).

И язычников Бог миловал за строгий пост и молитвы. Великий город Ниневия был спасен от уничтожения после строгого глубокого поста и молитвы, проведенных по призыву Пророка Ионы (Иона 3).

Пост был благословлен Богом еще в Ветхом Завете. Но этот Завет или Союз Бога с человеком был разорван еврейским народом, когда одна из сторон союза — иудеи — восстала на своего союзника — Бога — и распяла Его.

В подтверждение разрыва Ветхого Завета — Союза при распятии Христа, как говорит Евангелие, завеса церковная в Иерусалимском храме сама собой разорвалась надвое (Лк.23:45).

А перед своими страданиями Господь Иисус заключил Новый Завет — Союз с человечеством, назвав его «Новый завет в Моей Крови» (1 Кор.11:25), излитой в страшных муках на Животворящем Кресте.

Подготовку к Новому Завету — Союзу Бога с человечеством — Господь Иисус после крещения на Иордане начал сорокадневным постом в пустыне. В дни поста Спаситель, находясь без воды и пищи, подобно Адаму в раю, был окружен зверями и Ангелы служили Ему (Мф.4:1-11).
Апостол Павел пишет: «Подражайте мне, как я Христу» подражаю (1 Кор. 4:16).

Подражая Господу, постились все Апостолы, их ученики и все христиане. Постились святые. Например, преподобный Виссарион постился по неделе, по две и даже больше не вкушая пищи и воды. Однажды он с воздетыми руками простоял сорок суток среди колючек пустыни. В это время душою он был в Небесных Обителях, а тело его укреплял Господь. Так поститься могли лишь святые, укрепляемые Всемогущей Благодатью Божией.

Такой пост — удел величайших подвижников, а остальные христиане, как и мы, спасались средним умеренным постом согласно Церковному Уставу.

Церковью запрещено налагать на себя дополнительный пост, так как это свидетельствует, что человек ставит себя выше указаний Вселенского Православия. Усиливать пост можно лишь по особому благословению духовного отца.

Не всякий пост принимается Господом. Через Пророка Исаию Дух Святый открывает: ненавидит душа моя ваш пост и вашу праздность, «…они бремя для Меня… И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1:14-15).

И Господь указывает, что необходимо, дабы пост был принят Им: «Молим Бога… чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» (2 Кор.13:7). Следовательно, пост должен быть исполнен добра и боязни унизить ближнего не только на словах, айв сердце.

Таким образом, пост должен быть физическим и одновременно духовным.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что поститься должно не только чрево, но и глаза, и уши, и руки, и ноги, все тело и все наши чувства.

А Василий Великий утверждал, что тот, кто постится только физически, подобен диаволу, ведь демон тоже ничего не ест и не пьет, а сеет зло.

Другой святой, Блаженный Иероним учит: что пользы, если тело худеет от поста, а душа тучнеет от гордости и лицо синеет от зависти? Такой пост не угоден Богу.

Но с чего мы должны начинать Великий Пост? Пост — это наш дар Богу, а Иисус учит, что «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что- нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…» (Мф. 5:23-24).

Друзья, обратите внимание! Господь требует, чтобы даже брат твой не был во вражде с тобою. И пока не примиришься, не принимает дара твоего. Не идет речь о том, чтобы ты был зол на брата, это недопустимо. А если и случится подобная беда, то Господь требует: «солнце да не зайдет во гневе вашем…» (Еф. 4:26), то есть примирись с человеком, пока не наступила ночь, о которой ты не можешь сказать с уверенностью, что переживешь ее.

И еще требует Господь: «Мирись с соперником твоим (то есть врагом — А В.) скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф.5:25). А если случится беда и уйдешь из жизни, не примирившись, то Господь предупреждает: «В чем застану, в том и сужу». Значит, если уйдешь из жизни во зле, будешь судим как злодей. Уйдешь примиренным, и помилует тебя Господь.

Таким образом, наступающий Великий Пост мы обязаны встретить и провести в мире со всеми людьми. Если же кто-то не пожелает быть мирным с нами, Церковь благословляет горячо молиться о врагах своих. И молитвы услышит Господь и вознаградит нас безмерной милостью Своей.

Напоминаю, друзья, что в Великом Посту следует воздерживаться от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца и рыбу. Для больных Апостольские Правила допускают послабление поста в каждом отдельном случае по благословению духовника- священника.

Этот сорокадневный пост, так называемый в медицине разгрузочный период, поможет не только духовно возрасти, но и принесет физическую пользу организму, на что призываю вам Божие благословение и Покров Царицы Небесной.

Аминь.

Комментировать