Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Архангел Гавриил

Мягкий тихий свет и неизреченная радость ощутила Пречистая Дева Мария при виде светлого Небожителя – Архангела Гавриила.
Одиннадцать лет этот Божественный вестник от Престола Вседержителя каждую ночь в Иерусалимском храме являлся Богоблаженной Отроковице во время молитвы и вручал ей небесный хлеб.

Юная Дева привыкла видеть Архангела, и, безусловно, эти встречи приносили ей неизреченное благодатное утешение.

Если первый из Ангелов — Архистратиг Михаил в основном являл себя человечеству в ветхом завете, то служение Архангела Гавриила больше относится к новозаветным временам.

Ангелы, в переводе с греческого, — вестники воли Божией людям и другим Ангелам. Это такие, как и мы, существа. Они лишь не имеют грубого тела, но так же, как и мы, мыслят, страдают и радуются.

В непостижимо отдаленные для нас времена они способны были не только к добру, но и ко злу. Как и людей, Господь создал Ангелов разумными и вольными. Сотворил их, чтобы быть, как и мы, уготовленными разделить безмерную славу Живоначальной Троицы во свете Неизреченном. Вседержитель создал их для радости в беспредельной Божественной Славе с Самим Богом. Но радоваться славе другого существа можно лишь, если любишь его. И дал Господь свободу Ангелам и людям, и дал великие блага тварям, созданным во Вселенной, чтобы благодарили и возлюбили Его и, радуясь Славе Господней, разделяли с Ним это безмерное вечное ликование.

Однако возможности созданных Господом Ангелов были настолько велики, что третья часть этих существ, возгордившись, возомнила себя равными Богу и возжелала превзойти Творца. Это было невозможно даже для ангельской, все же ограниченной, природы. Возмущение этих Ангелов достигло крайнего предела, и благодатью Всемогущего Творца, данной первому Архангелу Михаилу, эти духи были изгнаны из Небесных Обителей и превратились в демонов.

Мы — люди, имеем грубые физические тела. Они являются своеобразным «амортизатором». В случае нравственного падения человек может исправиться смирением, постом, молитвой и так далее.

У Ангелов нет этого «амортизатора», и однажды отступив от добра, они не в силах поотиться, каяться и стать светлыми духами. Совершенствуясь во зле, они все далее уходят во тьму.

Что же касается Ангелов небесных, то, начав путь духовного возрастания в добре, любви и послушании Богу, они также не могут измениться к плохому.

Одним из таких пресветлых Ангелов является ныне чествуемый Архангел Гавриил. Церковь открывает нам, что, изначально повинуясь Воле Божией, он служил и служит делу спасения человечества.

Изумительный, благодатный мир излился в душу Пречистой Отроковицы Марии, когда великий Гавриил, явившись от Престола Живоначальной Троицы, открыл Богоотроковице, что от Нее произойдет Спаситель Вселенной и человечества.

Пречистая Дева привыкла общаться с Небожителем и с удивлением спокойно возразила Небесному посланнику: «…как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34).

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35), — ответил он.

«…да будет Мне по слову твоему», — ответила Пречистая, и скрылся небесный посланник (Лк.1:38).

Затем великий Архангел по учению Церкви являлся Иису- су, укрепляя его человеческие силы во время сорокадневного поста в пустыне (Мф.4:1-11).

Тот же великий слуга Христов предстал Господу в Гефси- манском саду, когда Иисус с кровавым потом и слезами молился о предстоящих над ним истязаниях (Лк.22:43).

Он же был свидетелем Голгофской молитвы Христовой о своих палачах, обо всем человечестве и о нас с вами.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают», — говорил умирающий Спаситель (Лк.23:34).

Церковь открывает, что Гавриил присутствовал, когда Христос воскликнул: «Совершилось!». Пречистый дух Свой Господь предал в руки Небесного Отца (Ин. 19:30).

Но вот Спаситель сошел Своей человеческой душой, нераздельной с Божественной, в адские дебри. Во тьме находились Адам и Ева. Лишены были райских услаждений великие патриархи, пророки и все ветхозаветные святые. Они не испытывали адских страданий, но и не видели в своем полумраке света Господнего. Там находились три ветхозаветных праведника: отроки Анания, Азария и Мисаил. С ними был священник Еле- азар, который отказался нарушить закон Моисеев и, претерпев страшные муки, пребывал в аду (2 Мак.6:18-31). Здесь же, во мраке ада, находились великие мученики братья Маккавеи. Палачи, требуя от них отречения от Господа и почитания идолов, сдирали кожу с этих детей и поджаривали их на раскаленных решетках одного за другим, пока они не умирали на глазах своей матери Соломонии. Озверевшие язычники не убили родительницу. Они оставили ее мучиться воспоминаниями о пытках детей. Но прошло время, и она сошла в преисподнюю к своим чадам (2 Мак.7).

Здесь же находились миллионы ветхозаветных праведников. Там же пребывали великие злодеи, кощунники и убийцы. Там был и жестокий египетский фараон.

Моисеем народ израильский был спасен от жуткого египетского рабства. Евреи, перейдя по дну Чермного (Красного) моря, оказались на противоположном берегу, а бросившиеся за ними озлобленные войска во главе со свирепым фараоном были покрыты морскими волнами и сошли во ад. Все они, как и все ветхозаветное человечество, находились в преисподней (Исх.14).

Страшная адская участь людей была не наказанием Божиим, а болезнью душ человеческих. Как тяжелобольной не в силах подняться с постели и идти разделять труд и веселье здоровых людей, так души человечества, пораженные болезнью первородного греха, не могли воспарить к небесным обителям и разделить с Господом и Ангелами Беспредельную Славу.

Диавол не знал, что Иисус является Богом и Человеком. Он считал Христа одним из великих пророков, убив которого руками палачей, демон надеялся избавиться от беспокоившего его Христова могущества. Ужаснулся сатана, когда, не выдержав Божественной Славы, он потерял власть над пребывающим в аду человечеством. Сойдя в преисподнюю, Иисус исцелил от первородного греха ветхозаветных праведников. Сокрушил власть диавола.

Как необозримые стаи голубей, светлые сонмы человеческих душ взлетели из ада в Небесные обители.

Великий Архангел Гавриил, память которого Церковь празднует сегодня, был свидетелем этой беспредельной Христовой власти и славы. Он видел и возвестил женам-мироносицам о величайшем Вселенском Событии Воскресения Христова.

Верховные Архангелы, в том числе и чествуемый ныне Гавриил, главенствуют над другими низшими чинами святых Ангелов.

Священное Писание открывает нам, что каждый христианин имеет своего Ангела-хранителя. Сам Иисус говорил, что Ангелы-хранители предстоят Престолу Божиему и «…всегда видят лице Отца… Небесного» (Мф.18:10). За каждым богослужением мы молимся: «подай, Господи, Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших…» (Служебник: Просительная ектения). Примерно такие же слова произносит священник во время крещения младенца. Перед каждым рассветом наш Ангел возносится для поклонения к Престолу Вседержителя, а затем круглые сутки окормляет христианина.

Однако и демоны не оставляют человека. Воля каждого из нас не стеснена ни демонами, ни Ангелами. Если, поддаваясь бесовскому гипнозу, человек добровольно покоряется злу, то Ангел-хранитель отступает. Беды и вечная гибель становятся для души неизбежными. Если же воля человека направлена к выполнению заповедей Божиих, то Ангел отгоняет темные силы зла и, направляя мысли и чувства человека, помогает духовно совершенствоваться. По кончине земного бытия благочестивый человек занимает место в Небесных Селениях, от которого отпали демоны.

Однако Церковь предупреждает: «Чадо, если приступаешь работать Господу, приготовь душу твою к искушениям». И еще: «Всякая добродетель имеет свой терновый венец, потому что высшая добродетель была также увенчана терновым венцом».

Первым признаком, что Господь принял твои добрые дела и молитвы, бывают напасти и искушения от демонов через людей и любыми другими путями. Враги спасения пытаются, чтобы полученная нами Благодать была утрачена, они внушают ненависть, раздражение, чревоугодие и другие виды страстей. Но бесы не могут заставить отдаться искушениям, и христианин обязан, напрягая волю и понимая суть происходящего, не терять духовного равновесия и не сворачивать с пути благочестия.

Молитвами святаго Архистратига Божиего Гавриила и наших Ангелов-хранителей, заступничеством Царицы Небесной да укрепит нас Господь идти к Небесной Славе путем милосердия и совершенствования в спасительных подвигах.

Аминь.

Комментировать