Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Преображение Господне

Полтора часа под палящим солнцем длился тяжелый подъем в гору. Наконец — вершина! Уставшие Апостолы — Петр, Иаков, Иоанн — улеглись прямо на земле отдохнуть. Иисус, как обычно, немного отойдя в сторону, молился.

И вдруг… Потрясающе! Изумились Апостолы как солнце блеснувшему Лику Спасителя. Как выдержали они присутствие Божественного Света?! Как не разорвались их добрые сердца?! Нет! Их души наполнились изумительным миром и непостижимым торжеством. Они открытыми глазами смотрели на солнцеподобное сияние Лика Христова, слушали и запоминали, о чем говорит Иисус. Но непонятны были им слова Спасителя.

С кем Он беседовал? Взглянув, справа от Господа Апостолы увидели Моисея. Как? Ведь он умер 1700 лет назад! Как мог мертвый явиться и беседовать со Спасителем? Но ведь мертвых нет… Сам Христос говорит, что «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22:32), потому что у Бога все живы. И давно ушедший из жизни Моисей говорил со Христом о предстоящих Спасителю страшных крестных страданиях.

Это изумительное место в Библии еще раз свидетельствует, что нет реинкарнаций, то есть переселения душ по смерти в другое тело. «…Человекам положено однажды умереть, а потом суд», — говорит Апостол Павел (Евр.9:27). И о Своей грядущей крестной смерти говорил Христос с Моисеем, тело которого давно истлело, а душа пребывала в загробном мире.

Слева от Христа Апостолы увидели блистательную фигуру Илии — величайшего из пророков. Он также беседовал с Господом. Они говорили о том, что не могло вместиться в сознание учеников Христовых. Величайший Чудотворец Иисус, блистающий Своей Божественной Славой на Фаворе, не мог умереть! Он, безусловно, бессмертен и Тот Мессия, которого ждет Израиль, — думали они. Иисус освободит евреев от унижения перед римлянами и завоюет народы, обратив их в рабов иудеям. Безусловно, Апостолы считали беседу Христа с Моисеем и Илией какой-то притчей.

Вот светлое облако опустилось на них. И громовой голос Бога Отца возвестил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).

Все исчезло. Спаситель, подойдя, поднял растерявшихся Апостолов. «..Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых», — повелел Он (Мф.17:9).

«Воскреснет?! Да Он не может умереть», — безусловно думали Апостолы. «Господи! хорошо нам здесь быти; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки — А. В.): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4), — говорил Петр, не вдумываясь в свои слова, — «мы останемся здесь».

Но что это за свет, которым блистал Христос? О! Свет этот необычайный. Церковь открывает, что он не создан Господом. «Я — свет миру», — говорит Иисус (Ин.8:12). Бог вечен и не было такого, когда Творец жил во тьме. Сам Он — Свет Присно- сущный, не созданный, вечно существующий. Отблески этого изумительного света отражаются на всех, идущих за Господом, и особенно на великих святых.

Примеров тому бесчисленное множество.

Вот преподобный Серафим с любимым учеником Александром Мотовиловым идет по лесу. Проливной дождь не останавливался. Удивительно! Мотовилов заметил, что капли дождя не долетали до святого, не касались его головы, а встречая невидимое препятствие, как с зонта, стекали в сторону. Цель земной жизни, говорил преподобный, приобрести в сердце Святого Духа и он подробно объяснял, каким образом этого достигнуть и как убедиться, что Господь остается в тебе. Не мог до конца постигнуть Александр слов святого. Снова и снова просил убедительных разъяснений. Под ногами они месили тающий от дождя снег, было прохладно, сыро и неуютно в лесу. Оба устали и сели на свалившееся дерево.

«Почему ты отворачиваешься от меня?», — спросил преподобный Мотовилова. «Не могу смотреть на вас», — ответил ученик. — «Лицо ваше как будто в солнечном диске». «А что ты еще ощущаешь? Не холодно ли тебе?», — спросил старец. «Нет, мне тепло, как в бане. Но теплота приятная, легкая, и аромат, превосходящий все известные мне духи, наполняет воздух». «А что ты еще чувствуешь?» — спросил святой. «Радость, — ответил Александр, — необыкновенную, чрезвычайную радость. Но радость эта не буйная, не прыгать и скакать побуждает она, но тихая, мирная, необыкновенно сладостная. Такой радости я еще не испытывал в жизни своей». «Да, чадо, — ответил Серафим, — ты долго не мог понять, каким образом ощущается присутствие Святаго Духа в сердце человека. Я помолился, чтобы Господь доступно показал тебе это», — объяснил святой. «Но запомни, — продолжил Серафим, — когда в жизни случится с тобою что-то из ныне испытуемого, знай, что Дух Святый пребывает в твоем сердце».

Друзья! Мы знаем из Библии, что — то же самое произошло с Моисеем, когда он сходил с горы, неся каменные плиты с начертанными на них Божиим перстом десятью заповедями. Лицо пророка сияло, и евреи не могли спокойно взирать на него, так что, обращаясь к народу, пророк вынужден был заслонять свое лицо от людей покрывалом (Исх.34:28-35).

Паломники, побывавшие у Оптинских старцев, рассказывают, что необыкновенный Божественный свет источали лица их во время молитвы. Этот Фаворский свет не всегда бывает видим, но он всегда ощутим. Вот в недавнее время случилось, что минский митрополит Гурий (Егоров) послал своих духовных чад навестить некую Валентину, благочестивую рабу Божию. Посланные размышляли между собой, что эта женщина, живущая в неубранной, заброшенной хате, вероятно, погрязла в грязи и духоте. Каково было изумление этих добрых посланников, когда, очутившись в неприбранной комнате Валентины, они явно ощутили изумительный аромат, не похожий ни на благоухание цветов, ни на лучшие запахи духов. Тогда мир и тихая радость переполнили сердца их, и от простой беседы с благочестивой женщиной они в душе горячей молитвой стали общаться с Богом. И здесь невидимый Фаворский свет коснулся их…

Чудесный Фаворский свет сияет в сердцах православных, тем более на священной горе Фавор.

Друзья! Известно, что на вершине горы в Палестине стоят два прекрасных храма. Один — богатый, украшенный золотом и иконами лучших современных художников. Это прекрасное архитектурное сооружение принадлежит католикам.

Другой — небольшой бедный храм — православный.

Паломники сообщают, что каждый раз на Преображение Господне в течение суток густое облако чудесно опускается на вершину Фавора. Подобно тому, как оно опустилось в час

Преображения Господня на Христа, Моисея, Илию и Апостолов. Тогда раздался голос Бога Отца о Его Возлюбленном Сыне Иисусе. И не в католическом, а именно в православном храме одежды молящихся становятся сугубо влажными, почти мокрыми.

Каждый из нас может испытать невидимое присутствие благодатного Фаворского света. Одним из самых ярких и убедительных признаков присутствия Духа Святаго в твоем сердце — это неутомимая жажда молитвы и чувство большой любви не только к друзьям, но и к тем, кто желает тебе зла и даже смерти.

«Бог есть любовь», — говорит Апостол Иоанн и присутствие большой духовной Любви является ярчайшим признаком обитания Духа Божия в твоем сердце (1 Ин.4:8).

Да пребудет благодать Божия в сердцах всех вас, дорогие друзья, на протяжении всей доброй долгой жизни вашей.

Аминь.

Комментировать