Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Оглавление

Вход Господень в Иерусалим

Приближались дни крестных страданий Иисуса, а окружавшие Его друзья ждали славы, власти, богатств, надеялись на порабощение Христом всего человечества.

Вот сейчас, — думали они, — Он объявит себя земным царем и никто не сможет противиться Ему.

Перед Своими страданиями Господь повелевает ученикам привести осленка. На него еще никто не садился. Иисус воссел на спину животного, покрытую одеждами учеников, И шествие двинулось к Иерусалиму (Лк.19:29-35). Христа сопровождали ученики и внимающий Ему народ.

Процессия приблизилась к перевалу; дорога достигла самого высокого места, и на горизонте открылся вид на великий город.

— Иерусалим, Иерусалим, «…о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! — воскликнул Иисус. — Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, …и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего», — обливаясь слезами, говорил Он (Лк.19:42-44).
И действительно, в 70-м году по Рождеству Христову, когда еще были живы распинатели Спасителя, евреи восстали против римского владычества. Римские полководцы, отец и сын Тит и Веспассиан, окружили столицу. Люди остались без воды и пищи. Историк Иосиф Флавий повествует, что были съедены все собаки, коты, крысы и мыши. Матери поедали детей своих.

И когда полностью изнуренная осадой столица была захвачена римлянами, около миллиона евреев, собравшихся из окрестностей, было убито. Оставшихся в живых превратили в рабов и продавали по цене тридцать юношей за один сребреник, тогда как Искупитель рода человеческого был продан за тридцать сребреников.

Завоеватели разрушили храм и весь город. В знак проклятия они прошли по Иерусалиму сохой. Город был переименован на Еллеа Капитолина.

Оставшимся в живых под страхом смерти запрещалось входить в него. Только на Пасху за большие деньги их пропускали к сохранившейся стене храма, где разрешалось рыдать об утраченной святыне и свободе.

Но все это произошло лишь через 37 лет после распятия Господа.

А сейчас Иисус, восседая на осляти, въезжал в иудейскую столицу…

Громадные толпы, видя шествие, выбегали навстречу, срывали ветки деревьев и стелили по дороге. Ученики Господа снимали одежды и выстилали дорогу, по которой ехал Христос.

Дети кричали: «…осанна! благословен Грядущий во имя Господне!… осанна в вышних!» (Мк. 11:9-10), имея в виду спасение от римского владычества, которое должно прийти с небес.

Враги Иисуса, видевшие во всех делах Спасителя подрыв их влияния на народ, возмущались происходящим. Они толпой приблизились ко Христу. Некоторые, сопровождая шествие, дерзко упрекали Иисуса: «Что, Ты не слышишь, как кощунственно дети кричат тебе? Прикажи им замолчать». На что Господь ответил: — Неужели вы, считающие себя великими богословами, знатоками Писания, не помните пророчества обо мне, что «…из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»? Знайте, что «…если они умолкнут, то камни возопиют» (Мф.21:16; Лк.19:40).
Конечно, вход Господень в Иерусалим был не столь торжественен, как этого заслуживал Вседержитель Господь.

Нам известны торжественные встречи героев в Греции и Риме. Когда греческий полководец с победой возвращался в столицу, на него надевали венок, сажали на щит и щит поднимали на копьях. Воины торжественно несли победителя по улицам столицы. Громадные полки сопровождали шествие, играли музыканты, раздавалось громкое пение, совершались гимны, произносились речи в честь победителя. Огромные толпы греков приветствовали своего героя.

Не менее пышно происходили всенародные триумфальные шествия в честь полководцев в Риме. Обычно царь восседал на высоком троне, окруженный придворными, и все было усыпано цветами. Сначала триумфатор ехал по улицам Рима. Вот он приближается к царю. Колесница, на которой ехал победитель, и лошади также украшались венками. Жрецы трубили гимны в честь идолов, возжигались многочисленные сосуды с благовониями. Толпы людей восклицали славу победителю. Полки, с которыми была одержана победа над врагами, сопровождали своего кумира. Вот полководец приблизился к трону Августа и, сойдя с колесницы, стал подниматься по многочисленным ступеням. Сам император вставал с трона, надевал победителю на голову лавровый венок и вручал награды. Затем император обращался к народу и говорил о заслугах полководца и своей царской милости к нему.

Так награждали смертных людей, которые, проливая моря крови, мечом и огнем порабощали народы.

Какова же беспредельная и безмерная слава должна была быть воздана Творцу Вселенной и Человечества?

С какой славой должен был встретить народ еврейский Того, Кто открыл человечеству врата к Вечному Небесному Торжеству, Кто искупил, омыв Своею кровию, грехи всех людей земли?!

Но человечество, в лице жителей Иерусалима, встретило Христа в храме Соломоновом шумом, криками, бранью купцов и покупателей, заполонивших церковь. Они ввели туда овец, быков, меняли деньги, торгуясь и крича.

А через несколько дней те, кто кричал «Осанна», на суде Пилата вопили: «да будет распят! …кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:23-25).

Друзья! Как часто в нашей жизни мы слышим хвалы и обещания, изъявления преданности и любви, а по прошествии короткого времени повторяется то, что произошло с Господом. Упаси Господь нас быть подобными тем иудеям, которые сегодня чествовали Христа, а завтра просили Его распятия.

Что может быть страшнее человеческого предательства? Как ужасно предательство Иуды! Как ужасно предательство тех, кто требовал Иисусова распятия! С каким ужасом и омерзением мы взираем и вспоминаем предательства в человеческом обществе!

Но не нам, не нам судить предателей и даже самого Иуду Искариота! Не нам с вами судить тех, кто кричал «Осанна», а через три дня изо всех сил требовал распятия Того, Кого славил.

Не нам судить предателей нашего времени. Сам Господь сказал: «Мне отмщение, Я воздам» (Римл.12:19). Мы не можем до конца справедливо судить человеческие пороки. В Писании сказано, что Вседержитель судит не дела, а внутренние намерения. Случается, стремится человек совершить доброе дело, а получилось плохо. Кто-то пострадал. Люди судят его как злодея, а Господь, зная добрые намерения, награждает его Вечной Славой. Пусть Господь судит всех, а мы будем бояться жуткого преступления — предательства.

Да не случится этого с нами!

Ныне же велик праздник Входа Господня в Иерусалим. Даже пост послабляется: разрешается есть рыбу.

В этот торжественный день сердечно поздравляю вас, а на все дни жизни вашей призываю Божие благословение и Покров Пречистой.

Аминь.

Комментировать