Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Страстная седмица

Вот и наступила неделя, предшествующая Святой Пасхе. Её мы называем Страстной Седмицей. В течение грядущих дней Церковь заново переживает ту страшную жертву, которую понес Иисус на себе, взяв вместо нас с вами наказание за грехи человечества.

Не мы, не мы будем страдать за свои проступки, падения и преступления, а Он добровольно взял эти наказания на Себя и по беспредельной космической любви к тебе, о, человек, перенес жуткие предсмертные пытки и кончину на Кресте.

Пройден тяжелый скорбный путь Виа Долороза. Вот и лобное место — Голгофа… Вырыта яма… Снимают одежды с Иисуса — все, все… одежды снимают…

О Господи, что они делают!?

Архангелы, херувимы и серафимы, видевшие это, в ужасе закрывают лица свои. Как могут они видеть наготу Того, кто несказанной красотой украсил Им сотворенную природу?

Он стоит нагой и ждет страшной казни…

Воины валят Иисуса на Крест и большими гвоздями прибивают руки ко древу крестному. Те самые пречистые руки, прикосновение которых возвращало зрение слепым, мановением которых усмирялась буря на озере Геннисаретском (Мф.8:23- 27;14:22-36).

Прибили. Установили Крест. Страшные гвозди впивались в ноги Спасителя. В конвульсиях повисло Божественное Тело Иисуса…

О, как страшна, как невыносима была при этом боль! Тело разрывалось в язвах гвоздиных под тяжестью Иисусовой.

Казалось, вот вырвется стон из уст Страдальца. Стона не было. Вместо стона народ услышал молитву к Отцу Небесному: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).

Страшно медленно потекли неописуемые Крестные страдания Богочеловека. Над головой Христа была доска с надписью: «Иисус Назарянин — Царь Иудейский». Так никогда не писали над распятыми. Этой надписью Пилат желал излить свою злобу на книжников и первосвященников, предавших Иисуса. Он знал невинность Распятого, не хотел Пилат распинать Его.

Первосвященники настояли на этом, и Христа распяли. Эту надпись читали иудеи, во множестве приехавшие на праздник со всех концов света. Они не знали, что было на суде и до суда. Они читали и думали: «Кого же вы распяли?» Распяли нашего царя. Вожди иудеев возмущались: «Как можно, чтобы такую надпись читали все?».

«Не пиши, — протестовали они перед Пилатом, — «Царь Иудейский», но что Он говорил: Я — Царь Иудейский». Пилат отвечал: «…что я написал, то написал» и менять не буду (Ин.19:21). Получив дерзкий ответ правителя, вожди с особым рвением стали изливать свою злобу на Иисуса: «…других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф.27:42-43).

Темная толпа, вечно находящаяся под влиянием вождей, всегда подражавшая им, подхватила издевательства и, проходя, повторяла слова первосвященников.

Грубые римские воины тоже подражали им. Мало-помалу стали затихать оскорбления у Креста, в которых изливалась злоба врагов Иисусовых.

Ужасно, страшно, медленно, невыносимо медленно текли часы потрясающих пыток Христовых…

Он мучился… Он терзался… Он за нас с вами терпел невыносимые муки…

Вот наступил 6-й час.

«В шестом же часу настала тьма по всей земле…» (Мк. 15:33).

Что значит: по всей земле? Писатели того времени не знали, конечно, всего земного шара, им известны были лишь Римская Империя и Палестина с прилегающими к ней странами.

Это была для них вся земля.

Выдающийся богослов, ученый, хирург Лука Войно-Ясе- нецкий говорит, что имеются несомненные и достоверные сведения римских историков, что в этот день и час наступила тьма по всей земле и «…продолжалась до часа девятого» (Мк.15:33).

Какого происхождения эта тьма? Это не было солнечным затмением, так как было полнолуние. Затмение бывает, когда с земли невидима луна, когда она становится между солнцем и землей, бросая на нас свою тень.

Что же за тьма была при распятии Иисуса? Эта тьма была чудесной, посланной Богом на землю; тьма, подобная египетской, когда наказаны были египтяне за нежелание отпустить израильтян из унизительного, страшного плена.

Это было одно из Божьих Чудес.

Иисус мучался, и Его близкие, с ужасом со стороны взиравшие на страдания Христа, воспользовавшись темнотой и растерянностью врагов, ближе подошли ко Христу.

Справа у Креста стала Пречистая Преблагословенная Матерь Его, над Которой сейчас свершилось предсказание Симеона Богоприимца в день Сретения Господня. Страшное горе, как меч обоюдоострый, пронзило сердце Марии. Она молчала, и это молчание несравненно глубже выражало невыносимую скорбь, чем крики, вопли и стенания. Рядом стояли сестра Ее – Мария Клеопова, Мария Магдалина и любимый ученик Иоанн Богослов.

И вот новый акт беспредельной любви Христовой, Его забота о Матери. Взором, указывая Ей на Апостола Иоанна, Иисус сказал: «…се, Сын Твой», а глазами указав Иоанну на Пречистую, промолвил: « …се, Матерь твоя!» (Ин.19:26-27).

Этими словами, говорят отцы Церкви, Христос усыновил всех нас через Иоанна Царицей Небесной.

Иоанн уводит Марию от места казни, и Приснодева поселяется в его доме.

…А страшные часы идут.

Вот восьмой, вот ужасный девятый час…

Истекают физические силы Иисуса…

Непереносимая жажда сковала уста и гортань Богочеловека.

«Жажду», — промолвил умирающий Христос (Ин.19:28). Один из воинов омочил заранее приготовленную губку в свиную желчь и прокисшее вино и на трости поднес её к устам Страдальца, и тот, вкусив, не стал пить (Мф.27:34;Лк.23:36).

И здесь издевательства… И здесь насмешки…

Христос был иудеем, а евреям закон запрещал вкушать свинину. Вот и поднесли свиную желчь распятому Господу.

С тех пор православные вкушают свинину, следуя примеру Спасителя.

И вдруг со Креста раздались слова:

«…Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46). Слова Спасителя подтверждают учение Церкви, что Своей человеческой природой Иисус страдал в полной мере. Его Божественная Сила не смягчала страданий.

Наконец из груди Богочеловека раздалось: «…совершилось!» (Ин.19:30).

Совершилось великое дело — искупление человечества от наказаний в аду — и содрогнулась земля, и потрескались горы и скалы, и завеса в храме Иерусалимском чудесно разодралась надвое сверху донизу в знак того, что израильтяне распятием Богочеловека расторгли Ветхий Завет, Союз, заключённый их предками с Богом.

Сотник, командовавший казнью, и воины, исполнявшие её, содрогнулись, и начальник отряда воскликнул: «Воистину этот человек — Сын Божий!»

Друзья! В грядущие дни перед Пасхой чаще вспоминайте, как за нас пострадал Христос, на что да благословит вас Господь.

Аминь.

Комментировать