Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Оглавление

Праздник Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Двадцать первого ноября ежегодно Церковь чествует Архистратига Божия Михаила и всех Ангелов.

Известно, что кроме людей и других живых существ, в мире есть бесплотные Ангелы и демоны. Сам Иисус говорил, что он видел «…сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18). Третья часть Ангелов отпала от Господа. Возгордившись, они сами захотели быть богами. Всемогущий Творец наделил несокрушимой силой всех остальных добрых, верных ему Ангелов. Они низвергли восставших с Небесных Обителей и те стали неумолимо злыми демонами. Попущением Божиим бесы имеют некую власть творить зло, но в том и сказывается Промысел Божий, что он обращает демоническое зло в добро и к вечному спасению людей.

Бесчисленные сонмы Ангелов повелением Божиим участвуют в нашей жизни. В день крещения младенца по молитве Церкви каждому из нас дается на всю жизнь Ангел-хранитель. Он поддерживает добрые начинания человека и отступает от нас, когда мы добровольно делаем зло и тогда становимся вместилищем демонических сил. Эти сокровенные истины многократно открывает нам Святая Библия. На небе, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет равенства, которое некоторые по крайнему неразумению ищут на земле.

В Небесных Обителях одни повелевают, другие повинуются.

Абсолютное равенство существует только между тремя лицами Живоначальной Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым.

И хотя количество Ангелов беспредельно велико, его даже нельзя сравнить с числом небесных тел космоса. Однако во главе их стоит лишь семь Верховных Архангелов. В Книге Товита (12:15) от лица одного из них сказано: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго».

Почему только семь Ангелов возглавляют несметные полки чистых слуг Божиих? Это тайна, известная только Творцу. Мы только благоговеем перед этим священным числом. Библия открывает, что существует семь благодатных даров Святого Духа, семь православных Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, открывающих нам догматы Православия.

И в природе число семь преобладает во многом прекрасном: семь цветов радуги, семь тонов звуков, семь дней творения Вселенной и т.д.

Из числа семи верховных духов на первое место Господь поставил Архангела Божия Михаила. В переводе его имя означает: «Кто яко Бог?» Он первый восстал против Люцифера (сатаны). Это была первая война во Вселенной, первая революция, окончившаяся победой света, низвержением денницы с Небесных Обителей. Поэтому Архангел Михаил символически изображается на иконах с мечом и копьем. Под ногами его часто рисуют попранного демона. Белый флаг, украшающий верхнюю часть копья, на иконах Архистратига Михаила, означает беспредельность чистоты, абсолютную верность Ангела своему Небесному Царю. В верхней части копья обычно изображается Крест, символизирующий Божественную власть, полученную от Творца (Иуд. 1:9; От. 12:7-9).

Второе место в этом ряду занимает Архангел Гавриил (в переводе на русский — «Сила Божия». В Священном Писании он возвестил явление Силы Божией, например, о рождении от неплодных супругов Захария и Елизаветы Предтечи Господнего

Иоанна. Впоследствии он же сообщил человечеству о проявлении Всемогущества Божия в воплощении Творца Вселенной Иисуса через Пречистую Деву Марию (Лк.1:11-20; 26-38).

Его часто изображают с небесной ветвью в руках, которую он принес Богоматери, сообщая Волю Божию о Ее славном переходе из скорбей земного жития к Небесной Славе — Успении.

Третий воевода Небесных Сил — Рафаил, что означает «Исцеление Божие, или Помощь». В Библии описано чудесное явление этого Архангела Товии, сопутствовавшего ему и совершившего ряд потрясающих чудес. Архангел освободил невесту его от злого духа, исцелил слепоту престарелого отца и совершил ряд удивительных дел милосердия. Когда он возносился от семьи Товии к Небесным Обителям, то заповедал им, а значит и нам, говоря, что молитва с постом, милостынею и правдой избавляет от смерти и очищает всякий грех («…искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан.4:24)). Поэтому каждый, желающий заступничества этого Небесного Воеводы, может получить его через молитву, пост и дела милосердия.

Четвертый — Архангел Уриил, то есть «Огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением полезных для нас истин, воспламеняет сердца любовью к Богу, избавляет от грязных, земных привязанностей, укрепляет в познании Вселенной, помогает служителям науки.

Пятый — Архангел Селафиил, согревает наши холодные молитвы, усилив их, помогает нашим сердцам воскресать горячей любовью к Богу.

Шестой — Архангел Иегудиил, то есть «Хвала Божия». Он изображается с венцом и бичом в руках, что говорит о его защите людей, стремящихся в чистоте служить Богу и ближним. Этот Ангел поощряет всякий добрый труд, напоминая нам, что все доброе, прекрасное и спасительное добывается усилиями, а подчас через скорби и болезни. Сам Иисус говорит: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), и труд наш имеет столь великую награду на целую вечность, что никакие скорби и беды не могут сравниться с той беспримерной ожидаемой Христовой Славой. Однако Иисус предупреждал, что в этой краткой жизни только «…претерпевший же до конца спасется» (подчеркнуто мной — А В.) (Мк. 13:13).

Седьмой — Архангел Варахиил, что означает «Благословение Божие за подвиги и труды», даруемые людям за дела милосердия и любви, понесенные в краткой земной жизни. Его Церковь изображает с многочисленными цветами, символизирующими благодатные Дары Божии.

Что касается Ангелов-хранителей, сопутствующих нам в течение всей жизни, то к ним в минуту нашей кончины присоединяется и светлый Ангел смерти. Эти два Ангела сопровождают душу, покинувшую тело, по пути в Небесные Обители.

Известно, что каждому из нас предстоит после смерти тела пройти тяжелый духовный экзамен. Мы должны отвечать за каждый час, прожитый на земле. Только отлично выдержавшие его наследуют Царствие Небесное, о котором Апостол Павел, еще живя во плоти на земле, но уже побывав на небе, говорит, что «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило…на сердце человеку» те безмерная слава, торжество, вечная радость, свет неизреченный, «…что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). И во время этого экзамена, который Церковь называет прохождением мытарств, наш Ангел-хранитель и светлый Ангел смерти будут сопровождать нас и помогать.

Ангелы — это слуги Божии, посылаемые от Господа служить делу нашего спасения. Поэтому Церковь благословляет нам ежедневно молитвенно призывать их на помощь в наших добрых делах.

Да благословит нас на это Господь.

Аминь.

Комментировать