Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Вселенская Родительская суббота

Повеление Божие молиться за усопших восходит из глубокой библейской древности. В 12 главе 2-й библейской Книги Маккавеев повествуется об израильском полководце Иуде Маккавее.

Возглавляемый им маленький израильский народ был подобен масляной капле, опущенной промыслом Божиим в бурный океан человечества. Шли века и исчезали целые народы: печенеги, половцы и другие, а евреи, испытавшие давление громадных окружающих стран, например, Египта, Вавилона, были промыслом Божиим сохранены. Весь Израиль был на столетия отведен в плен чуждых ему враждебных народов, но это была единственная нация, сохранявшая истинное Богопочита- ние. Из нее волею Божественного промысла должна была произойти сама Пречистая Дева Мария, а от нее наитием Святого Духа — Сын Божий Иисус Христос. И Господь хранил Израиль.

Из среды этого народа Господь выдвинул великого полководца Иуду Маккавея, собравшего еврейские полки и в частых сражениях успешно защищавшего свою нацию. Однажды перед крупным сражением Маккавей повелел воинам в качестве трофея брать любое имущество противника, но не касаться идолов, которых язычники брали в сражение в надежде поручить от них помощь в битве.

Жарким и тяжелым был бой. Враги израильтян были уничтожены. Но погибло и много еврейских воинов. Когда тела своих погибших Иуда Маккавей стал подготавливать к погребению, то выяснилось, что все они имели при себе идолов, отнятых у противника, что приравнивалось к идолопоклонству. Иуда понял, что именно за этот грех их настигла погибель в сражениях. Как повествует Библия, собрав много золота и серебра, он послал это в храм Иерусалимский, чтобы священники усердно молились об убитых грешниках, дабы Господь помиловал их души в загробной жизни.

Для нас важно, что молитва об усопших имела место еще в Ветхом Завете. Однако главное, что сам Господь Иисус Христос повелевает молиться об усопших. В 12-й главе Евангелия от Матфея говорится, что всякий грех простится человеку и в будущем веке, и в настоящем, и только хула, творимая на Духа Святого, не простится ни в сем, ни в будущем веке.

Но что нужно для прощения в будущем веке? Апостол Иаков повелевает молиться друг за друга: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14-15).

Но может быть, существует отпущение грехов только для живых? Ничуть.

Это относится и к умершим. Ведь Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38). Значит, о живущих в той загробной жизни нам следует тоже молиться. Раз Священное Писание повелевает молиться об усопших, то Церковь творила это от Апостольских времен и будет молиться за умерших всегда. Примеров великой полезности такой молитвы бесчисленное множество, как в творениях святых отцов, так и в современной жизни.

Вот у святого Кир-Луки умер брат, беспечно проводивший свою земную жизнь. Святой долго и усердно молился, чтобы Господь открыл ему участь усопшего. Он получил от Господа видение: брат его стоит в нищенских одеждах, с лицом, рассеченным страшной раной, от которой он и умер. Он очень хочет пить, но воды ему нет. По окончании видения Кир-Лука посетил комнату, где жил брат, и обнаружил там много золота и серебра. Он раздал все драгоценности нищим, стал совершать о покойном литургийные молитвы, подавать просфоры и отправлять панихиды. В новом видении другая картина: стоит Престол Божий, на нем во славе восседает Господь. Перед Престолом — покойный брат. Справа от Господа светлые Ангелы, а слева — отвратительные демоны. Последние кричат к Богу: «Ты справедлив и праведен — эта душа много сотворила зла в земной жизни, и она должна принадлежать нам». Ангелы в свою очередь взывают к Творцу, говоря, что за эту душу принесено много молитв и милостыни, и она должна быть помилованной. Демоны возражают, что эту милостыню и молитвы творил не покойный, а другой человек — Кир-Лука. Тогда святой воскликнул: «Господи, не за себя творил я милостыню, а за брата, и прими ее только за него». И душа брата была помилована Господом.

Молитва церковная, литургийная, особенно когда подают о мертвых просфоры, имеет для усопшего величайшую спасительную силу. Поэтому церковь благословляет особенно горячо молиться об умерших в девятый и до сорокового дня после кончины, и предлагает для этих молитв данную субботу перед Великим Постом — 25 февраля — и другие субботы Великого Поста. И на протяжении всего года, кроме ежедневных молитв об усопших, церковь благословляет целый ряд дней для особого поминовения умерших.

Пришедшие в ту жизнь не в силах молиться о себе, и они с великой надеждой ожидают наших церковных и домашних молитв и милостыни об упокоении. Идите в храмы, друзья мои, в дни родительских поминовений и молитесь за ушедших отсюда в Вечность. Жизнь предельно коротка, наступит час, когда и мы будем ждать, чтобы о нас помолились живые.

Призываю вам на это Божие благословение и Покров Царицы Небесной.

Аминь.

Комментировать