Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Сорок мучеников Севастийских

В грядущий понедельник Церковь прославляет великих христианских подвижников. Они жили в бурное время царствования равноапостольного Константина и Ликиния. Вначале в разделенной Восточной и Западной империях по инициативе

Константина Великого обоими императорами было объявлено равноправие христианства с язычеством.

Однако вскоре зять Константина, Ликиний, в глубине души остававшийся язычником, восстал против него. Предстояли грозные сражения. Так как в армии Ликиния было много христиан, то он боялся измены в пользу своего противника. Этот жестокий царь решил уничтожить последователей Иисуса.

Именно тогда в Каппадокийской области недалеко от Сева- стийского озера в Армении находилась почетная дружина сорока православных воинов. Особо выдающимися среди них были командиры Кирион, Кандид и Домн. Когда правителю стало известно, что они христиане, воины были призваны на судилище. Им за отречение от истинной веры были предложены великие почести, богатство и слава. Не хотелось палачам лишаться смелого отряда. От исповедников потребовали поклонения идолам и вкушения идоложертвенной пищи.

Кирион и Кандид от имени воинов ответили, что они беспредельно любят Иисуса. Безумные требования палачей им ненавистны, как ненавистны их идолы и они сами. Хитрый воевода стал обещать им новые блага за отречение от Христа. Видя непоколебимость воинов, он угрожал им пытками. Заковав в цепи, мучеников повели в темницу. «Ты не имеешь права мучить нас, так как мы римские граждане», — заявил Кандид.

Он поступил, как и в свое время Апостол Павел, когда его хотели бить, наказывая за правую веру. Великий Апостол заявил палачам, что он является римским гражданином и судить его может только кесарь. Мы знаем, что Павла даже не могли распять. По суду кесаря его предали почетной, как считалось у римлян, казни — через отсечение главы.

Напуганный словами Кириона, воевода приказал отвести воинов в темницу с почетом и без притеснений.

В тюрьме мученики день и ночь пели псалмы, славили Господа. Кирион, знаток Священного Писания, просвещал дружину и вдохновлял мужественно перенести пытки, чтобы получить вечную славу в Небесных Обителях. Семь дней находились в темнице воины, пока не прибыл местный князь Лисий.

Призвав подвижников, этот хитрый вельможа опять стал уговаривать их отречься от Иисуса. — Не бойтесь, братья, противостоять врагам Господним, — восклицал Кирион. — Вспомните, как на поле битвы пораженные противником, бежали все, и только мы ринулись на врага. Мы призывали на помощь Господа, дабы защитить Отечество. Противник был разбит и бежал. Так и ныне. Не побоимся с именем Господа победить врага рода человеческого — диавола и его земных служителей.
Громадные толпы народа собрались посмотреть на неправедный суд над благочестивыми воинами. Разгневанный князь приказал палачам бросать камни в уста мучеников. Но здесь произошло чудо. Палачи стали бросать камни друг в друга, поражая себе зубы и челюсти. Раздраженный Лисий приказал отвести мучеников в темницу.

Внезапно в темнице блеснул яркий свет, и раздался Божественный Голос: «Немного потерпите и Вечную Славу обрящете».

Это чудесное явление вдохновило мучеников перенести грядущие страдания.

На другой день вечером, по приказу Лисия, святые были обнажены, и палачи загнали их в ледяную воду Севастийского озера. На берегу была построена деревянная баня. Желающий поклониться идолам мог войти и согреться в ней. Святые дружно пели псалмы пророка Давида. Привратник темницы и воины на берегу сторожили мучеников, чтобы они не покинули леденящую воду озера. Один из воинов, не вынеся холода, выскочил на берег и побежал к бане, объявив себя идолопоклонником. Добежав до порога бани, он замертво упал.

В полночь сторожа уснули, только привратник темницы бодрствовал. Вдруг яркий свет осветил озеро. Вода согрелась, и над мучениками появилось сорок огненных венцов. Один венец поднялся высоко и застыл в небе. Привратник темницы, видя случившееся, разбудил палачей, затем сам разделся и со словами: «Я — тоже христианин» бросился в воду к святой дружине. Огненный венец, паривший в вышине, опустился над его головой.

Утром разгневанный Лисий решил, что мучеников спасает волшебство. Он, нарушая римское право, приказал вывести их из озера и перебить молотом голени их ног и все кости.

Мать младшего из воинов, стоя на берегу, уговаривала сына сохранить верность Христу и, претерпев муки, заработать Вечную Славу. Палачи пытали страдальцев, переламывая им кости. Все были убиты, кроме этого юного воина. Тела мучеников побросали в телегу и повезли на сожжение, чтобы христианам не остались даже их мощи. Мать подняла своего еще живого сына-воина и понесла за телегой. По дороге мученик предал душу в руки Божии, и она положила его вместе со всеми.

После сожжения останки их бросили в озеро. Через три дня Севастийскому епископу было от Бога откровение: пойти и достать из воды мощи страдальцев. Каково же было изумление христиан, ночью пришедших к берегу: они увидели, что все части тел и кости святых горели в воде ярким светом. Христиане собрали их и с почестями сокрыли. Вскоре от мощей стали проистекать реки чудес.

Этих-то великих святых 22 марта и чествует Вселенская Церковь.

Но все же — почему подвижники, отказываясь от радости земной жизни, уходили в пустыни, скрывались в пещерах, а многие, как Севастийские мученики, шли на пытки и смерть, но не отрекались от Господа? Что побуждало миллионы людей идти этим трудным путем? Дело в том, что они хорошо сознавали, что короткая земная жизнь дана человеку лишь для того, чтобы научиться жить в Вечности. А там действует только закон Любви. Радость жизни в Царстве Небесном состоит в том, что, видя беспредельную Славу любимого Бога, праведники радуются Его величию, славе и участвуют собственной славой в этом торжестве.

Ведь и на земле любящие друг друга люди испытывают утешение от того, что рядом любимый человек. И наоборот, если люди ненавидят друг друга, то пребывание вместе доставляет им страдания. Так же и в Небесных Обителях. Видя Славу Божию, те, кто научился любить Господа, радуются славе Любимого Бога. А Господь говорит: «Любящих меня я люблю» (Пр.8:17). И чем больше любви к Богу приобретено здесь на земле, тем ближе человек находится к Славе Божией на небе и разделяет славу Самого Христа. Из житий святых известно, как один подвижник, явившись своим духовным чадам после своей кончины, сказал, что слава, которую там Господь дает любящим Его, настолько велика, что в теле выдержать ее невозможно.

Понимая все это, святые отказываются любить все земное и до конца любовь свою отдают только Богу, ожидая от Него и вечно получая в Небесных Обителях славу соразмерно своей любви ко Господу.

Мы знаем, что и в среде людей любящий сын или любящая мать готовы целиком отдать себя любимым, отказавшись почти от всех земных благ, лишь бы ребенку или любимому человеку было лучше. Любящая мать не позволит, чтобы поносили ее детей.

Так и святые подвижники стремятся всю свою любовь отдать Богу. Они не в силах перенести поношения на Христа и готовы умереть за славу Его. Святые знают, что за эту любовь ко Христу целую Вечность пребудут в безмерной славе вместе с Богом.

Мы все стараемся любить Господа. Господь не запрещает нам так же пользоваться благами земной жизни. Но и они нам даются с тем, чтобы мы научились благодарить Его за земные радости. Благодарность наша должна перерастать в любовь ко Христу. И за это Он дает каждому не временную, не короткую, земную, а беспредельную, бесконечную славу, о которой Апостол Павел говорит, что «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило… на сердце человеку…» то Вечное Торжество, «…что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).

Преподобный Серафим Саровский, святой нашего времени, целую неделю ничего не ел, не пил и только молился, прося у Господа показать ему Небесную Славу Святых. Он получил просимое. Впоследствии этот подвижник говорил, что вечная Слава там столь велика, что если бы для получения ее приказали жить в комнате, наполненной червями, то немедленно следовало бы согласиться. Конечно, ни от кого не требуется жить в комнате с червями, но полюбить Господа, изливающего на нас беспредельные благодеяния, мы обязаны ради собственной вечной нашей Славы. Еще раз, друзья, поздравляю вас с наступающим праздником.

Молитвами святых мучеников Севастийских помилует и спасет всех нас Господь.

Аминь.

Комментировать