Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Памяти всех святых

Сегодня удивительный, особенный праздник! Церковь чествует всех святых.

Только за первые четыре века своей истории она насчитывает около пяти миллионов угодников Божиих.

Но кто такие святые? Евангелие учит, что святые — это друзья Божии. Так и называет Христос святых Апостолов: «Вы друзья Мои…» (Ин.15:14). Святых с абсолютной уверенностью называют еще и братьями Иисуса. Во время крестных страданий Спаситель, взглянув на Иоанна Богослова, усыновил его Своей Пречистой Матери, сказав: «…се, Матерь твоя!», а повернув голову к Богородице, произнес, указывая на ученика: «…се, сын Твой» (Ин. 19:26-27).

Итак, святые — это братья и друзья Христовы.

Сколько же в истории человечества братьев и друзей Господних — всех святых? Сосчитать их невозможно, как невозможно и счесть звезды, сосчитать песчинки на берегу океана. На Своих святых Господь изливает особую милость. Он слышит их молитвы и быстро выполняет просимое.

Ведь и в нашей жизни, если друг о чем-то просит друга, получает просимое. Тем более, так поступает Господь.

Вот несколько примеров: Библия повествует, как на евреев неожиданно напало тысячное войско филистимлян. В то время у богоизбранного народа не было царей, государством управляли судьи. Таким святым судьею был Самсон. В ужасе бежали евреи от неприятеля, но Самсон, преклонив колена, горячо помолился о даровании ему победы над неожиданно появившимся противником. Он взглянул на землю и увидел громадную ослиную кость. Подняв ее, Самсон ворвался в толпу врагов и стал поражать их ослиной костью. Растерявшийся противник в панике отступил, бросая оружие и теряя убитых воинов.

После такого необычайного сражения Самсон почувствовал страшную усталость и смертельную жажду. Опять воззвал ко Господу. Безмерно любит Господь друзей, слышит их молитву. Творец, из ничего создавший Вселенную, из ослиной кости источил поток воды. Самсон утолил жажду, отдохнул и, укрепленный благодатью, победоносно вернулся к народу (Суд. 15:11-19).

А вот еще: пророк Моисей. Шестисоттысячный кочевой табор евреев, путешествуя по пустыне, остался без воды. Мычание жаждущих животных, плач изнывающих без воды детей, стоны и ропот еврейского стана оглашали воздух. Народ умирал от жажды. Моисей воззвал ко Господу, жезлом ударил скалу, и расколовшийся камень излил громадный поток живительной влаги (Исх.17:1-7). Можно было бы приводить бесчисленное множество примеров благодатной помощи Господа своим друзьям, братьям святым как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Господь изливает милость не только по молитвам святых. Даже после их смерти от тел подвижников истекает благодать. Мощи угодников становятся целительными и чудотворными. В Четвертой книге Царств повествуется, как однажды шла похоронная процессия. Вот на горизонте неожиданно показались враги евреев-моавитяне. Невооруженные иудеи бросили покойника и в страхе бежали за стены города. Случилось так, повествует Библия, что усопший, падая, свалился в склеп, где находились кости пророка Елисея. Когда тело покойника коснулось мощей святого, он воскрес (4 Цар. 13:21).

Чудеса от мощей святых совершаются и поныне. Современные монахи Киево-Печерской Лавры рассказывают, что проводился опыт: подвергнутую радиации пшеницу разделили на две части. Одну оставили в лаборатории, а другую положили на мощи преподобного Вениамина. Затем та и другая пшеницы были посажены. Облученная из лаборатории не дала всходов, а пшеница, облученная и побывавшая на мощах святого, взошла и дала урожай.

Бесчисленны случаи милости Божией к своим друзьям святым.

В годы сталинских репрессий был арестован иеромонах Лукиан. В той страшной тюрьме, где он находился, существовал особый вид садистской казни. Обнаженных людей сажали в одиночные решетчатые клетки и на цепях опускали в подвал, где находились тысячи голодных крыс. Последние заживо съедали несчастных. Такой же участи был подвергнут и иеромонах. Святой горячо молился Господу и Царице Небесной. В темноте подвала раздавались страшные вопли людей, поедаемых крысами. Утром, когда клетки уже со скелетами, обглоданными грызунами, подняли, выяснилось, что Лукиана они не тронули, а лишь слегка покусали ему пятку.

В Апокалипсисе описано откровение Иоанну Богослову. Он видел Престол Божий и множество людей из всех племен и народов. Пересчитать их было невозможно, — пишет он. Они были в белых одеждах и держали в руках пальмовые ветви. Пришли эти люди от великой скорби к Вечной славе. Они оставили все земное, и Господь отер всякую слезу от очей их. Тогда, говорит Апостол, уже не будет палить зной, а Сам Иисус будет пасти их, водя к источнику воды живой. Это святые — друзья Божии, которых Агнец омыл Своею Кровию (От. 1:5).

Церковь канонизировала миллионы святых, но канонизация — это лишь констатация, подтверждение того, что Господь чудесами указал на этих людей как на Своих братьев и друзей.

Но кто же они, святые? Чем отличаются они от остального человечества? В повседневной жизни мы привыкли к подобным нам гордым и эгоистичным людям. Помним обиды. Люди хранят зло друг на друга, платят злом за зло. Сами утопая в страстях и пороках, они осуждают ближних. Мы встречаемся с этим повседневно. Но как выглядят святые, которые, безусловно, есть и в нашей среде? Это такие же, как и мы, но в большинстве случаев малозаметные люди. За зло они платят любовью, за обижающих молятся. Они воздержанны в еде, словах и развлечениях. Больше всего любят Бога, и молитва таких людей является главным делом жизни. К сожалению, сталкиваясь с ними, мы не замечаем и даже унижаем их, принимая их духовность и доброту за слабость. Это старики, старухи, юноши и девы. Все они считают себя великими грешниками и, безусловно, подчас грешат, но в отличие от других, сознавая свои проступки, горячо молят Бога о прощении. Они прилагают силы к тому, чтобы не возвращаться к прежним падениям. Господь в Таинствах Покаяния и Причастия Своею Кровию омывает их души. Они стараются никого не осуждать и только себя считают плохими, хотя не афишируют, не выставляют напоказ сознание собственной греховности. Окончив жизнь, эти друзья Божии наследуют Небесные Обители.

Вот в честь таких святых Церковь совершает торжество в первый воскресный день после праздника Пятидесятницы.

Апостол Павел настоящих христиан называет святыми. Это соблазняет некоторых. Как мы можем, говорят они, называть себя святыми, когда мы великие грешники? Но Апостол говорил были в белых одеждах и держали в руках пальмовые ветви. Пришли эти люди от великой скорби к Вечной славе. Они оставили все земное, и Господь отер всякую слезу от очей их. Тогда, говорит Апостол, уже не будет палить зной, а Сам Иисус будет пасти их, водя к источнику воды живой. Это святые — друзья Божии, которых Агнец омыл Своею Кровию (От. 1:5).

Церковь канонизировала миллионы святых, но канонизация — это лишь констатация, подтверждение того, что Господь чудесами указал на этих людей как на Своих братьев и друзей.

Но кто же они, святые? Чем отличаются они от остального человечества? В повседневной жизни мы привыкли к подобным нам гордым и эгоистичным людям. Помним обиды. Люди хранят зло друг на друга, платят злом за зло. Сами утопая в страстях и пороках, они осуждают ближних. Мы встречаемся с этим повседневно. Но как выглядят святые, которые, безусловно, есть и в нашей среде? Это такие же, как и мы, но в большинстве случаев малозаметные люди. За зло они платят любовью, за обижающих молятся. Они воздержанны в еде, словах и развлечениях. Больше всего любят Бога, и молитва таких людей является главным делом жизни. К сожалению, сталкиваясь с ними, мы не замечаем и даже унижаем их, принимая их духовность и доброту за слабость. Это старики, старухи, юноши и девы. Все они считают себя великими грешниками и, безусловно, подчас грешат, но в отличие от других, сознавая свои проступки, горячо молят Бога о прощении. Они прилагают силы к тому, чтобы не возвращаться к прежним падениям. Господь в Таинствах Покаяния и Причастия Своею Кровию омывает их души. Они стараются никого не осуждать и только себя считают плохими, хотя не афишируют, не выставляют напоказ сознание собственной греховности. Окончив жизнь, эти друзья Божии наследуют Небесные Обители.

Вот в честь таких святых Церковь совершает торжество в первый воскресный день после праздника Пятидесятницы.

Апостол Павел настоящих христиан называет святыми. Это соблазняет некоторых. Как мы можем, говорят они, называть себя святыми, когда мы великие грешники? Но Апостол говорил по внушению Духа Святого. Слова его непререкаемы, они не могут подвергнуться ревизии. Божественный Дух, вещавший устами Апостола, не может ошибаться. Значит, действительно настоящие христиане святые. Но важно, что о нас сказано, что лишь «…претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Лишь проживший жизнь свято до конца будет увенчан благодатию и причислен к друзьям Божиим. Можно прожить в подвигах сто лет и лишь в последние дни жизни своей восстать против Господа, возненавидеть людей, и подвиги твои пропадут без пользы.

Я подчеркиваю, друзья, святые — это те, кто до последнего мгновения жизни любовь свою отдают Богу и людям. Церковь открывает нам тайны их благочестивой жизни для того, чтобы мы старались подражать и уподобляться им.

Призываю вам Божие благословение, Покров Царицы Небесной, заступничество и помощь всех святых от века просиявших, память которых мы сегодня торжественно совершаем.

Аминь.

Комментировать