Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Оглавление

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы — это величайшее всемирное событие. Человечество, жившее до Христа, погрязло в страстях и пороках, разделившись на пирующих, веселящихся, с одной стороны, и скорбящих, страдающих — с другой. На аренах цирков, развлекая публику, гладиаторы убивали друг друга. Страшный, захлестывающий все благородное поток зла поглощал человечество.

Лучшие умы, даже языческих ученых, поэтов и писателей ощущали, что приближается время особых нравственных перемен. Избранные представители людей предчувствовали явление в мир чрезвычайной всемогущей личности, способной изменить жизнь человечества. С потрясающей ясностью определенно и точно говорили об этом иудейские пророки. Например, более чем за 400 лет Даниил предсказал точное время рождения Христа.

А пророк Исаия сказал, что Дева зачнет и родит Сына и, родив Сына, останется Девой. Символическое значение имени будущего Мессии будет: «С нами Бог» (Ис.7:14).

И вот приблизился момент явления в мир Вседержителя Иисуса. Этот день был предрешен в предвечном Совете Живоначальной Троицы, когда еще не было вселенной и человечества.

Великими дарами обогатил Господь райских жителей Адама и Еву. Но даровал им Бог спасительную и вместе с тем ужасную свободу.

Господь требовал и требует от людей абсолютно свободной чистой благодарности и любви за Его благодеяния. Однако Бог предвидел, что человек не выдержит славы, полученной в раю, и пожелает большего.

И когда диавол сказал людям, что, нарушив заповедь Бо- жию о вкушении запрещенного плода, они сами станут богами, то слишком соблазнительными показались им слова искусителя. Не смогли первые люди до конца проникнуться благодарностью и любовью к своему Создателю. Они сами захотели быть богами. Адам и Ева нарушили заповедь о любви и послушании Богу, и были лишены райского блаженства (Быт.З:6-19).

Однако Господь предвидел немощь человеческую и не оставил падших людей. Уже тогда Адаму было предсказано, что Семя Жены Богородицы, то есть Иисус, сотрет главу змея диавола (Ис.59:40;44:22-24).

Шли годы. После изгнания из рая жизнь первых людей, созданных для бессмертия, исчислялась столетиями. Перед человечеством Творец поставил задачу: умножаться, владеть землей и обрабатывать ее.

Известно, что третья часть созданных Богом Ангелов отпала по гордости от Своего Творца и, обреченная на вечное пребывание в аду, была низвергнута с Небесных Обителей. Господь создал человечество, дабы восполнить им число отпадших Ангелов.

Люди, погрязшие в грехах, страстях и пороках, после падения Адама и Евы, казалось, обречены были на вечную гибель в аду. Но хорошо знал Бог и любил Свое творение. И предрек искупление рода нашего Иисусом Христом.

Святые Отцы учат, что Иисус явился бы искупить род человеческий вскоре после грехопадения Адама, но в мир еще не пришла Дева Мария, единственно достойная стать Матерью Богочеловека Христа.

По-разному передает нам благочестивое Предание события Благовещения Пресвятой Богородицы. В Назарете есть древнейший источник воды, на месте которого создана православная церковь. Христиане верят, что однажды сюда почерпнуть воду пришла Пречистая Дева Мария. В этот момент ниспосланный от Небесного Престола Архангел Гавриил, представ пред ней, приветствовал: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28) и благословен Плод чрева Твоего, «…и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…» (Лк.1:31) (с евр. — Спаситель. — А.В.), «…ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21).

«Как это будет, — ответила Дева Мария. — Я не знаю мужа». Известно, что Она дала клятву пребывать в чистоте и девстве. Ангел ответил Пречистой: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35).

И здесь, как говорит святитель Филарет Московский, Пречистая произнесла простое, но могущественнейшее слово. Эна сказала: «…да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Святитель рассуждает, что Творец Вселенной изрекал одно слово: «Да будет свет. И стал свет». Он говорит: «Да будет…» и появлялось все, что желал Господь (Быт.1).

Точно так же для воплощения Сына Божия нужно было одно великое святое творческое слово Девы Марии: «Да будет…», и свершилось воплощение Второго Лица Живоначальной Троицы.

Так было положено начало делу нашего спасения. Так началось величайшее событие искупления от грехов рода человеческого.

Явление в мир Иисуса Христа — событие для Него и печальное. Это начало Его унижения ради возлюбленного им человечества. Для нас же воплощение Христово — единственный путь к потерянному праотцами раю, единственный путь ко спасению.

Да наполнит Господь сердца наши благодарностью и любовью к воплотившемуся ради нас Господу Иисусу Христу.

Да покроет нас Царица Небесная честным Своим омофором от всякого зла.

Аминь.

Комментировать