Array ( )
Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Оглавление

Дмитриевская Родительская поминальная суббота

Двадцать восьмого октября у нас — Дмитриевская Родительская поминальная суббота. Родительская — потому что Церковь призывает в этот день поминать умерших родных; а Дмитриевская — потому что поминаем мы не только близких, но и погибших во всех войнах (в том числе и в 1380 году на поле Куликовом при князе Дмитрии Донском), и всех от века скончавшихся.

Триста лет наше Отечество находилось под страшным татаро-монгольским игом. Кроме непосильной дани, наши предки периодически испытывали набеги крымских татар на отдельные княжества. Разорялись города и села, а люди уводились на невольничьи рынки, в страшный плен. Страна делилась на множество отдельных княжеств, каждое из которых стремилось быть независимым. Татары легко одолевали разрозненную страну.

И вот 614 лет назад великий князь Дмитрий Донской вместе со своей малой дружиной прибыл в Троицкую Лавру к преподобному Сергию Радонежскому, прося благословения начать борьбу с коварным врагом. Великий святой не только благословил Дмитрия на грядущий бой, но и предсказал трудную, но блестящую победу. Из числа монахов старец выделил князю иноков Пересвета и Ослябю в качестве телохранителей в грядущем сражении. Впоследствии Господь прославил как самого князя, так и двух его телохранителей великими чудесами по молитвам к ним. Поэтому Церковь Христова, констатируя Божественный Промысел, причислила их к лику святых.

Итак, преподобный Сергий в ветхом подряснике, босой, с посохом в руках стал обходить столицы враждующих русских княжеств. Он с любовию и строгостию уговаривал князей дружно выступить со своими войсками против общего врага — крымского хана.

Наступил 1380 год. Как мелкие ручьи, отряды князей стекались в полки Дмитрия Донского, образуя великое войско, расположившееся на Куликовом поле.

В это время в Крыму татарский полководец Мамай свергнул последнего чингизида и после отвратительных и ужасных издевательств умертвил его, заняв трон крымского хана. Получив известие, что сбираются русские полки, Мамай нанял в подмогу солдат-литовцев и выступил навстречу Дмитрию Донскому.

Два громадных войска — русское и татарское — сошлись на Куликовом поле. Их разделяла лишь небольшая полоса мирной земли. И вот татарский богатырь, телохранитель Мамая, выехав вперед и разъезжая перед русскими полками, стал вызывать любого русского воина на поединок. Никто не выходил… Наконец* русский богатырь, инок Пересвет выехал навстречу татарину. Два могучих воина разъехались в разные стороны, а затем галопом помчались навстречу друг другу. Наступил страшный момент: оба были пронзены копьями.

И тогда началось великое сражение. Раздались дикие вопли, стоны, смешавшиеся со ржанием коней. Человеческая кровь текла ручьями. Жестокий бой продолжался до ночи, а с наступлением темноты наголову разбитое татарское войско малыми отрядами убегало в Крым. Сам Мамай, спасая бегством жизнь, ускакал в свою столицу Бахчисарай. Израненного великого князя после долгих поисков нашли под грудой убитых воинов.

И тогда всем предстало изумительное зрелище: над полем битвы в воздухе появились венцы, сияющие небесным светом.

Подобных примеров очень много и в житиях святых, и в церковной истории, и в творениях святых отцов.

Незадолго до Великой Отечественной войны умер отец Сергий, известный благочестивый священник. Он был женат и имел детей, которых воспитывал в христианском духе. После его смерти духовные чада отца Сергия горячо молились, чтобы Господь открыл им, где их старец. И вот однажды в комнате покойного его духовное чадо во время молитвы увидело на стене изображение, как в кино. В ярком сиянии стоял престол, а возле него — священник в золотом облачении. Вот последний оглянулся — и Молящийся увидел, что это — покойный старец. Священник и открыл своему духовному чаду, что слава и свет, даруемые Господом в Царствии Небесном всем, возлюбившим Его, в теле человек вынести не смог бы. Затем старец повернулся к престолу, и изображение подобно полотну начало свертываться от нижнего края к верхнему. Свидетель видения закричал, позвал жену и детей покойного. Вбежав в комнату, они увидели часть исчезающего явления старца.

Кто же у Господа удостаивается славы и света, подобного тому, каким сияли воины, погибшие за веру и ближних на Куликовом поле? Церковь открывает нам, что этой славы удостаиваются лишь те, кто в этой краткой жизни горячо возлюбил Бога и людей.

Но если человек ушел в Вечность, так и не приобретя этой любви? Или имел ее недостаточно? Тогда действует изумительный акт непостижимой, безмерной Божественной любви! Дела милосердия и молитву церковную, творимую оставшимися в живых в память умершего, Господь принимает вместо подвигов самого покойного. Церковная молитва и милостыня спасают усопшего от вечной гибели и даруют ему Царствие Небесное. Об этом пишется в Евангелии. Всякий грех простится человеку, — говорит Иисус, — и только хула на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем. Значит, кроме хулы на Духа Святого, любой грех и в будущем и в сем веке может быть прощен.

Но что же для этого нужно? Апостолы Иаков и Павел объясняют: «Молитесь друг за друга». Но, может быть, разрешено молиться только о живых? Нет, Сам Спаситель говорит: «…не есть Бог мертвых, но живых», потому что у Него все живы (Мф.22:32). Господь повелевает творить не только изобильную милостыню и частые молитвы об усопшем, но выделяются особые дни, которые мы называем родительскими субботами, для особого поминовения в церкви и дома умерших родных, близких, друзей.

Призываю Божие благословение на вас, дорогие запорожцы, на ваши церковные и личные молитвы об усопших, а также на вашу милостыню о них, что следует совершать как можно больше и чаще. Ведь мы едим каждый день, а для умерших молитвы церкви и милостыня заменяют еду, питье, любовь, ласку, лекарства, заботы.

Аминь.

Комментировать