Мысль

Литература по теме

Мысль

1) продукт мышления; результат деятельности разума;
2) произведенное умом словесное или образное суждение, соображение;
3) идея; мнение; завершенное, чётко сформулированное положение;
4) замысел, план.

«Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины». (свт. Игнатий (Брянчанинов))

Всегда ли мы контролируем наши мысли?

Несмотря на то, что мыслительная деятельность тесно связана с волевой, далеко не всегда направление мышления человека сообразуется с расположением его воли.

Кто, например, не сталкивался с ситуацией, когда мысль, будучи нежеланной, словно сама лезет в голову, как бы навязываясь человеку извне? Причём, достаточно часто подобным образом проявляются именно греховные помыслы.

Такие ситуации хорошо описаны в христианско-аскетической литературе. Среди главных причин возникновения нежеланных греховных мыслей традиционно выделяются две. Во-первых, они могут внедряться в сознание человека падшими духами (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?); во-вторых, могут вызываться неожиданным воспламенением гнездящихся в сердце греховных страстей.

Достаточно часто обе причины проявляются одновременно. Это бывает тогда, когда демоны, цепляясь за свойственные грешнику страсти, возбуждают в его уме именно те греховные помыслы, к предметам которых он имеет наибольшую склонность и которые, соответственно, легче всего возбудить и развить.

Стойкость человека к такого рода ситуациям тем меньше, чем болезненней (в нравственном отношении) его ум и другие силы души. Собственно говоря, ум, отвлеченный от Бога, именуется в Писании превратным (Рим.1:28).

Эффективным средством борьбы с нежеланными греховными мыслями служит усердная, сосредоточенная молитва. Во-первых, моление и само по себе способствует переключения внимания от греховного помысла к Добру. Но главное молитва объединяет молящегося с Богом, и по его вере на него низводится спасительная Божья благодать.

Правда, случается, что после начала моления поток нежеланных мыслей в сознании богомольца не только не иссякает, но даже и усиливается. Это обусловливается тем, что (нередко) во время молитвы лукавые духи стремятся увеличить степень воздействия на человека, дабы отвратить его от общения с Богом.

Для того, чтобы преодолеть такое демоническое воздействие от молящегося требуется ещё более усиленное и сосредоточенное моление.

Более полный контроль над деятельностью разумной сферы души устанавливается по мере восхождения человека по лествице духовных совершенств и уподобления Богу.

Уподобление Богу — постепенный и длительный путь освобождения от власти лукавых духов, греховных страстей, путь стяжания страха Божия, формирования и приумножения христианских добродетелей. Пройти его призваны все люди. Осуществляется же он жизнью по закону Божьему, вместе с Церковью, в Церкви.

Полная, всесторонняя свобода от греховных желаний и помыслов характерна лишь для обитателей Царства Небесного. Там нет искушений, а расположение их доброго выбора поддерживается особым Божественным попечением.

Если падшие духи не могут читать наши мысли, то как у них получаются вкладывать в наш ум греховные помыслы, которые идут в контексте предыдущих размышлений?

Либо эта наши собственные греховные мысли, либо сначала падший дух вкладывает в наше сознание не греховные помыслы, а когда ум увлекается ими, то уже далее вкладывает мысли порочные.

Можно ли согрешить в мыслях?

В отличие от ветхозаветного закон Моисея, детально излагавшего требования, относящиеся к нормам внешнего поведения Израиля и не с такой обстоятельностью — предъявляемые к внутреннему состоянию, учение Христово, преподанное Новому Израилю (Апостольской Церкви), как более совершенное, особо раскрывает именно те нравственные требования, что направленны на внутреннее преображение личности.

Жизнь иудеев была окутана законом словно сетью. Тем не менее это не привело их к массовой праведности. Почему? В частности потому, что в дохристианские времена человек ещё не имел тех возможностей борьбы со грехом, какие открылись во времена Нового Завета, с Пришествием Христа, Искуплением, победой над адом, образованием Церкви, ниспосланием ей Даров Святого Духа, вручением всех необходимых спасительных средств.

Миссия ветхозаветного Израиля заключалась в хранении и исповедании веры в Единого Бога; в тот период человеческий род ещё только готовился к грядущей встрече со Спасителем. Миссия же Церкви Христовой имеет более возвышенную и более масштабную цель: призывать всех без исключения людей ко спасению, способствовать возведению верующих в Царство Небесное.

Приобщение к этому Царству требует от человека не только внешнего соблюдения Божьего закона, но и внутренней праведности, готовности и способности жить по меркам святых. Поэтому человек, стремящийся в Небесное Отечество, должен обращать особое внимание не только на свои поступки, но и на свои помыслы, мысли, скрытые желания и побуждения.

В этой связи становится понятно, что мысль о грехе может быть не менее пагубной, чем реализованный в действии грех. Мысль о грехе — уже грех. Более того, существуют грехи, большей части касающиеся именно внутренних, потаенных движений души (такие как зависть, злопамятство, обида, уныние).

Мысленное тяготение ко греху при внешней, формальной праведности служит показателем невысокого уровня нравственного совершенства, но часто – и признаком лицемерия, театрального благочестия.

Обращая внимание, насколько важно следить за внутренними движениями души, Христос ставил в один ряд, например, вожделенный взгляд на женщину и прелюбодеяние (Мф.5:28).

Цитаты о мыслях

«Имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе».
Флп.2:5

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka