Мысли
Примышление1 есть способность открывать неизвестное, отыскивающая дальнейшее при помощи ближайших выводов из первого познания о том, что составляет предмет занятий. Ибо, составив некоторое понятие об искомом, мы, при помощи вновь находимых понятий, соединяя выводы с тем, что понято в начале, ведем до конца начатое нами исследование (свт. Григорий Нисский, 23, 337). Источник.
* * *
...Способность примышления на благо сообщена Богом человеческому естеству; но у злоупотребляющих способностью примышлять она часто служит и содействует изобретениям бесполезным. Итак из того, что примышление может создавать ложное и заведомо не существующее, не следует, что оно не может исследовать подлинно сущее и истинно существующее; самая способность к первому служит для здравомыслящих свидетельством способности и ко второму (свт. Григорий Нисский, 23, 339). Источник.
* * *
Умозаключающему примышлению не естественно иметь столько силы, чтобы возвысить нас над пределами (нашей) природы, возвести к непостижимому, и недоступное для разумения обнять нашим ведением (свт. Григорий Нисский, 23, 342). Источник.
* * *
Демоны суть властители и творцы ложных мыслей – исчадий тьмы! (прп. Исаак Сирин, 58, 72). Источник.
* * *
Бог хочет изменения в мысли. Мысль делает нас и лучшими, и непотребными (прп. Исаак Сирин, 58, 199). Источник.
* * *
Добрая мысль западает в сердце только от Божественной благодати; помысл лукавый приближается к человеку только для искушения и испытания (прп. Исаак Сирин, 90, 740). Источник.
* * *
Первая мысль, которая по Божию человеколюбию входит в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая в сердце мысль об исходе из сего естества. За сим помыслом естественно следует пренебрежение к миру; и этим начинается в человеке всякое доброе движение, ведущее его к жизни. Это же и Божественная сила, сопутствующая человеку, полагает в основание, когда восхощет обнаружить в нем жизнь. И если человек эту, сказанную нами, мысль не угасит в себе житейскими заботами и суесловием, но будет возращать ее в безмолвии, и остановится на ней созерцанием, и займется ею; то она поведет его к глубокому созерцанию, которого никто не в состоянии изобразить словом. Сатана ненавидит сей помысл и всеми силами нападает, чтоб истребить его в человеке. И если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека таковый помысл. Ибо знает коварный, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его состоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются (прп. Исаак Сирин, 90, 751–752). Источник.
* * *
...Мысленная часть редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности, и деятельная <часть> уклоняется от своего нормального направления... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 28).
Примечание:
1. Примышление – способность изобретать, вновь выдумывать.