Материальна ли мысль?

Москва
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!

Православные часто высказывают идею о том, что мысль материальна.

Верно ли такое убеждение?

То, что мысли человека влияют на его жизнь, которая проявляется естественным образом в мире материальном, то что мысль влияет на нашу действительность - очевидно. Какие твои мысли - такая и твоя жизнь.
Но значит ли это что сама мысль материальна?
Ведь её невозможно подержать в руках..
Сложность вопроса состоит в том, что есть некая совокупность наблюдений- если четко сформулировано желание, то нередко сами обстоятельства начинают складываться так, чтобы это желание исполнилось. Как это объяснить, никто не знает, поэтому и появляются различные гипотезы и оккультные тезисы. В частности практика визуализации.. и т.п. Смуту в умы православных также вносят и многочисленные СМИ и поп-психологические "школы"..
Есть мнение и что сама мысль человека /сообщества людей непосредственно влияет на состояние вселенной.., влияет на порядок вещей в ней...
Почему я считаю важным разобраться в данном вопросе? Чтоб самому православному человеку не оказаться рука об руку с оккультизмом. И не вводить своими ложными суждениями о Православии окружающих.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Элла!

Вы задали интересный вопрос. В самом деле, утверждение о том, что «мысль материальна», звучит в наши дни настолько часто, что порою для многих людей оно приобретает авторитет аксиомы.

Чтобы определить, действительно ли это так, необходимо учитывать следующее. Согласно учению Церкви, абсолютная действенность мысли свойственна лишь всемогущему Богу: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42, 2). Что же касается человека, он — существо ограниченное. Человеческая мысль не может именоваться «материальной»: она не «соткана» из материи, не имеет самостоятельного ипостасного бытия и не способна «действовать» сама по себе. Для того, чтобы человеческая мысль реализовалась, необходимо определенное действие, исходящее либо от самого автора мысли, либо от кого-то иного.

Вы пишите: «есть некая совокупность наблюдений — если четко сформулировано желание, то нередко сами обстоятельства начинают складываться так, чтобы это желание исполнилось». Но давайте задумаемся: кто может влиять на обстоятельства? На них, разумеется, может влиять человек и его окружение. Однако здесь речь идет не о действии мысли самой-по-себе, а о действиях участников процесса. Кроме того, эти действия всегда обусловленны теми или иными причинами. «...Мы часто желаем предаться блуду или сохранить целомудрие, или заснуть, или что-нибудь подобное; — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — и это — из числа того, что в нашей власти и что возможно. Но желаем мы и стать царями; и это не относится к тому, что зависит от нас. Желаем мы, может быть, и никогда не умереть; это — из того, что невозможно» [1, с. 220].

Другое дело, когда мысль человека «подхватывается» и реализуется, например, высшей Божественной силой. В этом случае, и действительно, обстоятельства могут начать «складываться» так, что у неверующего в Провидение, в Промысл, создастся впечатление, будто всё происходящее в соответствии с его мыслью, происходит именно по силе его мысли. «В самом деле, — напоминает в этой связи ранневизантийский богослов Немезий Эмесский, — раз существует и то, что в нашей власти, и Провидение, то необходимо, чтобы то, что происходит, возникало и из того, и из другого, потому что если бы оно происходило только из одного, то другое не существовало бы; но раз то, что происходит, смешанно, то иногда оно совершается по нашей воле, иногда — по разуму Провидения, а иногда — по тому и другому» [2, с. 130].

Разумеется, человеческая мысль может быть подхвачена и лукавыми духами (см. по настоящему поводу статью: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?). В этом случае обстоятельства также могут «сопутствовать» ей, но лишь в меру могущества злых темных сил и в меру попущения Божия.

Если бы человеческая мысль была настолько могучей и действенной, что "могла бы" выстраивать внешние обстоятельства как нечто обыденное, разве было бы у нас столько нищих (мечтающих о богатстве, но не обладающих им), столько бездомных (мечтающих о доме, но не имеющих крыши над головой), столько больных (мечтающих об исцелении, но, увы, не обретающих его) и т. д.?

Благодарю за вопрос!

1.Преподобный Иоанн Дамаскин. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Изд. Индрик, 2002.
2.Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Изд. Канон+, 2011.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Говорят, что дурные мысли имеют свойство материализоваться, поэтому надо думать только о хорошем.

На самом деле материализация мыслей — как хороших, так и дурных — одно из современных псевдопсихологических оккультных учений. «Постоянно думай о норковой шубе, и Вселенная тебе ее обязательно пошлет» — абсолютно не христианский взгляд на человека, на шубу и на Вселенную.
Тем не менее внимание к сфере собственных мыслей в христианстве считается одним из важнейших моментов духовной жизни человека. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом так: «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному; от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины».
Очевидно, что речь здесь идет вовсе не о каких-то таинственных «материализациях» мысли, а о естественном и закономерном развитии событий в жизни человека: любое доброе или злое дело обычно предваряется размышлениями о нем. И уже по результатам этих размышлений человек совершает задуманное. Именно поэтому нужно следить за порядком в собственных мыслях и вовремя отсекать те из них, которые могут привести к нехорошему поступку, греху или преступлению.

Журнал "Фома"
 
Сверху