О просвещении приволжских инородцев. Том 2

Источник

Том I →

Содержание

Памяти архиепископа Никанора

№ 31. Сотрудник Братства св. Гурия. 5 июня 1910 года Объединённое Правительство и разъединённые его слуги Ещё на тему об изучении туземных языков чиновниками Средней Азии О Церковной дисциплине О чувашах Цивильского уезда Из японской церковной хроники № 32. Сотрудник Братства св. Гурия. 12 июня 1910 года Иерархия и иерократия О Церковной дисциплине Епархиальные стипендиаты на Миссионерских курсах О работах Казанского Миссионерского съезда 1910 Несколько слов по поводу предстоящего Казанского Съезда «Иоанниты» среди чуваш № 33. Сотрудник Братства св. Гурия. 17 июня 1910 года О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года Проект организации Епархиальной Миссии Пожелания Казанскому миссионерскому съезду 1910 года Вниманию Миссионерского съезда г. Казани Об организации миссии при монастырях № 34. Сотрудник Братства св. Гурия. 24 июня 1910 года О Церковной дисциплине Из жизни крещенского скита Необходимость порайонных совещаний Чем сильна католическая миссия О крещёных татарах Вятской губернии и миссии среди них Мысли о противомусульманской миссии Пожелания приходского батюшки миссионерскому съезду Список книг и брошюр для чувашей № 35. Сотрудник Братства св. Гурия. 3 июля 1910 года От редакции О призвании женщины на служение Миссии Отрадные факты из жизни крещёных татар Из Астраханской губернии Женщины-католички на службе миссии № 36. Сотрудник Братства св. Гурия. 10 июля 1910 года Об открытии в Туркестанской епархии среднего духовно-учебного заведения № 37. Сотрудник Братства св. Гурия. 18 июля 1910 года Апостольский пост 1910 года в Казани Ответ проф. Владисл. Франц. Заллесскому О положении мусульманской женщины Собрание Царевококшайского миссионерского кружка Ещё о языках школьного преподавания № 38. Сотрудник Братства св. Гурия. 25 июля 1910 года О церковной дисциплине Источники Ислама III глава III. Прибытие царицы Савской к Соломону. Происхождение мусульманского многожёнства Из истории применения системы Н. И. Ильминского на Кавказе Черемисское воззвание № 39. Сотрудник Братства св. Гурия. 1 августа 1910 года Великая Княгиня на службе святой миссии Рост органической миссии в казанской епархии Новая опасность Беды во лжебратии Библиотека миссионера среди магометан От редакции № 40. Сотрудник Братства св. Гурия. 8 августа 1910 года Духовенство, жизнь и политика Французский журнал о татаризации приволжских инородцев Турецкие просветители в Крыму О превосходстве христианства пред мухаммеданством О языке преподавания в школах для восточных инородцев Кое-что о пермяках Миссия в Пензенской Епархии. Библиотека миссионера среди магометан № 41. Сотрудник Братства св. Гурия. 15 августа 1910 года О церковной дисциплине Как можно расширить круг деятелей по ипородч. просвещению Оскудение пастырства Ответ проф. Владисл. Франц. Залесскому Занятия Царевококшайского миссионерского кружка № 42. Сотрудник Братства св. Гурия. 22 августа 1910 года Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность Французский журнал о татаризации приволжских инородцев О деревенских защитниках православия Библиотека миссионера среди магометан № 43. Сотрудник Братства св. Гурия. 29 августа 1910 года Из жизни Братства св. Гурия Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность Архипастырская милость О миссии на Кавказе Из Московских Ведомостей Revue du monde musulman Библиотека миссионера среди магометан О миссионерском департаменте и миссионерских мельницах Заметка № 44. Сотрудник Братства св. Гурия. 5 сентября 1910 года Духовенство и кредитные товарищества Может ли ислам обновиться О движении ислама на Кавказе Слово к осетинским муллам Преподавание в школах на родных наречиях № 45. Сотрудник Братства св. Гурия. 12 сентября 1910 года О животворящем Кресте Господнем Чуваши Саратовской губернии О Миссионерских Курсах в Казани О приходском благоустройстве О состоянии Синерского прихода, Казанской Епархии, Мамадышского уезда Библиографическая заметка № 46. Сотрудник Братства св. Гурия. 18 сентября 1910 года Сила и объединение мусульман Насильственное отчисление от православия Мухаммедов гарем О миссии среди инородцев № 47. Сотрудник Братства св. Гурия. 26 сентября 1910 года Современные обязанности православных христиан Тормоза в Миссии Занятия Царевококшайского миссионерского кружка К вопросу о воскресном отдыхе у магометан Татарская свобода совести Село Мушерань Воззвание № 48. Сотрудник Братства св. Гурия. 2 октября 1910 года День взятия Казани Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского края Переводческая комиссия в г. Казани и её отделения Почему нельзя № 49. Сотрудник Братства св. Гурия. 9 октября 1910 года Интеллигентское язычество нашего времени Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского Края Инородцы в Церкви Чувашское почитание икон № 50. Сотрудник Братства св. Гурия. 16 октября 1910 года Речь пред открытием Царевококшайского отдела Братства Св. Гурия Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского Края О призвании женщины на служение миссии № 51. Сотрудник Братства св. Гурия. 23 октября 1910 года К нашим читателям К вопросу о церковной дисциплине Мухаммеданский взгляд на брак и полигамию Вышла из печати № 52. Сотрудник Братства св. Гурия. 30 октября 1910 года О церковно-учительских школах в Приволжье Отрадное явление Источники Ислама Ответ Кн. Кропоткину Языческое жертвоприношение в Цивильском уезде Продажа дочери в мусульманство Успехи православия среди корейцев В ближайшем времени выйдут пять выпусков из печати № 53. Сотрудник Братства св. Гурия. 6 ноября 1910 года От редакции Во имя Отца и Сына и Св. Духа Из записок алтайского миссионера Что тут делать Издания Переводческой Комиссии при Управлении Казанского Учебного Округа Открыта о подписка № 54. Сотрудник Братства св. Гурия. 14 ноября 1910 года Русские дети Богу не молятся Из записок Алтайского миссионера Источники Ислама Господам миссионерам О предполагаемом издании библии на чувашском языке Пермский миссионерский съезд № 55. Сотрудник Братства св. Гурия. 21 ноября 1910 года От редактора Воспоминания о Синерском приходе Герои веры (христианской) Источники Ислама Из записок Алтайского миссионера № 56. Сотрудник Братства св. Гурия. 27 ноября 1910 года Пред образами в шапке О миссии на Кавказе Простительно ли это Из записок Алтайского миссионера Магометанско-татарское застращивание русской власти Несколько слов о преподавании Закона Божия в инородческих школах  

 

В день выхода последнего в этом году номера «Сотрудника Братства Свят. Гурия» почил Высокопреосвященный Архиепископ Казанский, Владыка Никанор, с благословения которого миссионерский журнал Братства начал своё издание. – «Сотрудник», стремившийся посильно выполнить своё назначение, работал в течении целого года при постоянном сочувствии нашего почившего Архипастыря, неоднократно отмеченном им даже на Казанском Миссионерском Съезде июня 1910 г. Владыка Никанор принимал и лично деятельное участие в журнале в нескольких статьях и заметках, из которых последняя была написана им всего за несколько дней до его кончины.

Выпуская этот второй том, заканчивающий первый год издания, благодарный в своей памяти, «Сотрудник» оставляет своим читателям то слово, которым прощалась Казанская миссия со своим почившим Владыкой, и вместе с тем хочет выразить свою радость, что его архипастырское согласие, как последний завет, успело освятить и наступающие труды «Сотрудника Братства Свят. Гурия» в будущем 1911 году.

Памяти архиепископа Никанора

Приидите вcи, любящий мя, и целуйте мя последним целованием.

Такими словами песни церковной почивший новопреставленный Архипастырь Казанский созывает ныне к своему гробу разноплемённую свою паству. Великие, трогательные слова, святые чувства! И если около гроба всякого истинного христианина должна и может быть только истинная любовь; если всякий гроб христианский говорит не столько о смерти, сколько о вечной жизни в любви Божественной, то тем более гроб православного Архипастыря. Здесь – около гроба, нет места ни разделению, ни разногласию, ни пустым словам, ни лишнему шуму, – здесь должна пребыть только одна любовь христианская! «Приидите, любящие», и никто более; приидите отцы и братие, и с любовью вознесите молитвы к общему Небесному Отцу о почивающем во гробе.

Мы и собрались сюда, братие, ради любви к почившему и стоим сейчас, чтобы воздать ему последнее на земле приветствие.

Но не о себе лично и не о нас, здесь присутствующих, я начал своё краткое и немощное слово. Я хочу сказать о тех, кто почёл бы за величайшее счастье сказать ныне слово привета почившему святителю Никанору, но кто не смог прибыть сюда, и кто даже не умеет говорить... Но ни пространство, ни недостаток знания не может изгладить из любящего сердца это святое чувство христианской любви. Да, там далеко, в Царёво-кокшайских черемисских лесах, или среди остатков чувашского Цивильского язычества говорить не умеют, но там умеют любить и в простоте сердца могут быть преисполнены самой безграничной благодарностью. Там Архиерею не окажут «блестящего» приёма, там нельзя услышать красивых фраз, но там с благоговением будут целовать края архиерейской ризы и с радостными слезами повергаться на землю целыми тысячными толпами в знак благодарности за одно ласковое слово.

Вот от лица этих то крещёных инородцев я и приношу ко гробу новопреставленного святителя Казанского – выражения чувства благодарности и сыновней любви. Это не предположения мои, это то, что сами мы слышали, что видели очами своими...

Мы видели десятитысячную толпу крещёных татар и чуваш, в благоговейной радости молившихся при освящении храма, в честь апостола Никанора, который создала архипастырская любовь почившего святителя. Мы слышали выражение искренней благодарности почившему от этой толпы, за память его, за архипастырское попечение его. И прихожане этого нового храма никогда не имели бы утешения сознательно молиться Господу, если бы о них не позаботился их Архипастырь.

Мы видели язычников-отцов, которые отдавали почившему святителю детей своих в воспитание и в учение. – Эти дети ныне уже новокрещённые христиане... Это те дети, которые жили со своим просветителем Архипастырем под одной кровлей и первыми горько оплакали его кончину, не зная, кто теперь возьмёт их в свою любовь, кто о них позаботится.

Мы знаем школы, которые существовали только иждивением святителя Никанора и только потому, что его архипастырская любовь находила себе наилучшее приложение и утешение в этом научении «малых сих», жаждущих света истины.

Но все эти отдельные благодеяния новопреставленного Владыки завершены тем большим подвигом, который он вынес на закате дней своих. Я имею в виду Казанский Миссионерский Съезд нынешнего года, которым руководил почивший, и в постановлениях которого систематизированы его собственные взгляды.

И нужно отметить, что эти постановления – все глубоко и исключительно церковны. Нет в них ни одной уступки духу времени и случайным мнениям случайных людей, стоящих у власти. Все труды Съезда, повторяю, глубоко церковны, и это великая заслуга почившего пред делом христианского просвещения Приволжского края. Почивший Архиепископ прекрасно понимал, что воссоединить этих разноязычных инородцев с русским народом может и должна не «сильная государственность», а завещанная Господом Спасителем нашим братская любовь. Братство во Христе, семья церковная, – вот основа нашей русской жизни, а не грубая сила. И в деле школьного просвещения инородцев Владыка Никанор поэтому держался исключительно церковно-отеческих взглядов; он стремился только просветить светом Христовой истины не знающих её, твёрдо веря, что истинный христианин всегда будет и полезным гражданином, на каком бы языке он ни говорил. И, конечно, не ошибался в этом наш Архипастырь; и, конечно, Русь святая будет сильна не «вооружённым», а воцерковлённым народом, – не оружием силы, а оружием Христовой правды. История России слишком много являет примеров, как иногда «изнемогал лук сильных» и как «немощные препоясывались силою», чтобы забывать эту истину о народном воспитании, и поэтому все истинно-церковные люди должны сделать глубокий поклон пред почившим Архиепископом Никанором, что он никогда в церковных делах не делал никому никаких уступок и оставался всегда на высоте понимания церковных идеалов.

И эту сторону деятельности Владыки-Никанора долго будут помнить Казанские инородцы и долго оплакивать утрату своего попечительного Архипастыря и Отца, как ныне проливают горькие слёзы осиротевшие приютяне Архиерейского Дома.

А Тот, пред Кем не может утаиться ни капля слёзная, ниже капли часть некая, – всемилостивый Господь, да упокоит душу новопреставленного в своих селениях со всеми святыми. Аминь.

Епископ Андрей.


Источник: О просвещении приволжских инородцев : [Перепечатка]... журн. "Сотрудник Братства свят. Гурия" / [Изд. Кружка сестер-сотрудниц Братства] [за 1910 г.]. Т. [1]-2. - Казань : типо-лит. И.С. Петрова, 1910. - 2 т.; 22. Статьи и заметки : [№ 31-56]. - (тип. М.П. Перовой). - 12, 481-896 с.

Комментарии для сайта Cackle