Источник

№ 53. Сотрудник Братства св. Гурия. 6 ноября 1910 года

От редакции

Ноябрём месяцем и ноябрьскими номерами 1910 г. кончается первый год издания «Сотрудника Братства Свят. Гурия». – Последние четыре номера с 52–56, не предусмотренные при подписке, оказываются бесплатным приложением к первому году «Сотрудника»...

Заканчивая первый год своих трудов, редакция просит у своих читателей прощения за невольные редакционные грехи, искренне благодарит своих сотрудников за их сочувствие и просит их общего сочувственного отношения к нуждам миссии и в будущем 1911 году.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа

Обращаю к вам слово, братия, – «во имя Отца и Сына и Св. Духа», – слово во имя Святой Троицы, – чтобы объяснить вам эти слова, которые мы так часто слышим.

Но только ли проповедь, молитву, нужно таким образом начинать? – Нет, это начало напоминает нам, что всякое наше слово должно быть во имя Св. Троицы, и не только слово, а вся жизнь наша должна быть всегда и везде во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Всегда и везде надо жить, совершать всякое дело, говорить и мыслить во имя Пресвятой Троицы.

Но чем же, братия, такая наша христианская жизнь во имя Пресвятой Троицы будет отличаться от естественной жизни человека неверующего? – Решительно всем, конечно! – И вот начнём с вопроса, знает ли естественный человек, как он должен все явления своей духовной жизни относить не к своей воле, а рассматривать их во имя воли Отчей? И, разумеется, он не знает и не понимает даже, чтобы это было возможно! Во имя чего естественный человек может жить? – во имя земли, своих земных желаний и интересов, иногда, при более высоком развитии, во имя разума или эстетики, – но больше всего для наживы и внешнего торжества. А между тем, если только он начнёт обдумывать своё существование, то заметит, что он не исполняет в жизни даже тех немногих требований, какие ему предъявляет его природа и, следовательно, путём самонаблюдения он постепенно может сознать и своё несовершенство. А как только вдумчивый человек, хоть немного имеющий серьёзного отношения к жизни, начнёт себя чувствовать неудовлетворительным перед самим собой – перед своей совестью, то дальнейший путь его сознания приведёт его к последующим двух ступеням духовной жизни: это – увидеть совершенную Высшую Волю, по благоусмотрению Которой он существует на земле, а затем – признать себя грешным перед Ней. – И что же далее?

Первая страница Библии даёт на это ответ: когда человек согрешит и узнает свой грех, он старается избежать присутствия Божия; он ищет способов укрыться от Лица Божия, т. е. в это время он уже твёрдо знает волю Отчую, но ещё не признаёт её: он хочет избежать Божественных откровений и не хочет жить во имя Отца своего. Так, возлюбленные братия, мы все можем на себе убедиться, что для подчинения воле Отчей надобно нам много развиваться нравственно, надо много следить за собой и работать над собой. Надо уметь отыскивать волю Божию везде, в каждом явлении нашей жизни и в каждом явлении окружающей нас природы, во всём, решительно во всём и всегда.

И теперь ответим себе: кто из нас живёт так всецело по воле Отчей? Ведь Господь Бог, Отец наш Небесный, нас признал сынами Своими, а мы чувствуем ли это усыновление? Или мы только пасынки Его, или только наёмники, или совсем ничем не чувствуем себя по отношению к Богу?.. Мы часто говорим: «во имя Отца и Сына и Св. Духа», а сами – говорящие эти св. слова, во имя чего живут свою долгую жизнь? Они сами этого не знают, как не знают этого и прочие творения, лишённые сознания.

Однако, допустим, мои слушатели дорогие, что человек начнёт изучать волю Отчую, волю Отца своего Небесного. Что же из этого произойдёт? – Да то, что он всё более будет чувствовать своё ничтожество пред величием Божиим и бессмысленность своей жизни. Представьте же себе, до какого отчаяния такое состояние его должно довести? Сознать своё полное бессилие – ведь это ужасно! Человек будет знать, что он непрестанно не удовлетворяет даже и собственным требованиям совести. И что же ему дальше делать, в чём искать спасения?

В том, братия, что Закон Божий не есть одно знание, а исполнение его в жизни. И действительно, – если бы знание не имело удовлетворения в возможности исполнения, оно было бы только преддверием адских мучений, тех ужасных терзаний, которые мы теперь охватить даже сознанием вполне не можем; тех мучений, которые вечно будет переживать душа, когда мы будем уже всё знать и не иметь силы ничего сделать!

Но всех этих душевных терзаний, от сознания, своей беспомощности исполнить волю – Божию, человек может избежать тогда лишь, когда он станет жить во имя Сына...

В неизмеримой Своей милости Бог послал нам для нашего спасения, для возрождения (перерождения) нашей природы, Сына: Своего, и человек должен жить в постоянном подражании Господу Иисусу; чтобы действительно исполнить волю Отчую, человеку нужно жить в постоянном крестоношении Христовом и в радости Его., нужно жить во имя Сына Божия и креста Его святого чтобы жизнь наша стала – не мучением адским и не бессмыслицей, – а только игом благим...

Жизнь человека есть бремя и иго всегда, и только иго Христово – единое благое и лёгкое.

Когда человек иго это святое захочет сбросить с себя, – ему не станет легко от этого; он сам того не зная, тотчас же будет искать себе другого ига и непременно возьмёт его на себя, но это иго – земное, бессмысленное и не благое.

А если, познав волю Отца, он будет жить во имя Сына Его, если возьмёт на себя иго Христово, то предстанет пред ним час, когда ему станет легко и он будет дышать полной грудью, не смотря на тяжесть жизненного своего ига, и исполнит своё назначение в жизни.

Да, человек должен взять на себя крест; но долго он его понесёт и долго этот крест будет ему тяжёл, долго, – пока он всецело не отдаст себя – в водительство Св. Духа, – только тогда крест Христов истинно станет для него тем, что он есть, – только многоценным игом лёгким и благим!

Опять и опять, братия, надо работать над собой! И если человек сумеет выработать в себе такое настроение, если он будет таким образом жить во имя Отца, и Сына, чтобы собрать все свои душевные силы и отдать их в водительство Св. Духа, – тогда этой радости, предваряющей вечное блаженство, никто уже у него не отнимет.

Тогда он и будет иметь плоды духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание... (Гал. 5:22–23). Тогда и с внешней стороны жизнь его будет светлая, и внутренних мучений у него не будет.

Братия мои возлюбленные, так вся наша жизнь и должна устроиться во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Я не случайно говорю, братия, что жизнь нашу надо устроять во имя Пресвятой Троицы: Если бы кто из вас много читал Ветхий Завет, он бы знал, как устроить свою жизнь, он бы знал, что Закон Божий всю её должен проникать и распределять, что жизнь его вся должна быть жизнью церковной во имя Божие, – для нас христиан, во имя Троицы Святой.

А ныне мы забыли Церковь и жизнь её и требования её. Мы и не знаем вовсе, что всё у нас должно быть подчинено церковным уставам, даже и поклоны наши поясные и земные, и самая наша одежда. Мы и не помышляем вовсе, что постановления Ветхого Завета об одежде исполнены смысла и что поистине одежда церковная не может быть та, в которой мы предаёмся земной суете. Мы приходим в Церковь, чтобы услышать Слово Божие и получить его благодать – мирская одежда тут не годится, как не годится никакое настроение суетное и греховное.

Возлюбленные братия, нужно, чтобы Слово Божие было повязкой над глазами нашими (Втор. 11:18), т. е., чтобы жизнь свою и весь мир мы рассматривали через Слово Божие, чтобы мы ничего не видели и не воспринимали, и не совершали без него; пусть везде и всё нам напоминает о Законе Господнем. Устрояйте, братия, внешнюю обстановку своей жизни по установлениям церковным, чтобы внешняя обстановка давала вам сил, ободряла вас на внутреннюю, духовную борьбу, на борьбу с грехом и делание духовное во имя Св. Троицы.

Начните хотя бы с этого: пусть всякий христианин приобретёт Евангелие и пусть эта святая книга украсит первый угол первой комнаты вашей. Пусть Библия будет принята и почтена в доме вашем, предлежит каждому деланию вашему и освящает жизнь вашу. Да не будет сего, чтобы Библии не было места в домах христианских; говорите о ней друг с другом, читайте её, «да не отходит сия книга от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано» (Нав. 1:8). Устрояйте, братия, жизнь вашу, подчините её Закону Божию, живите во имя Божие, пусть св. Библия украсит дома ваши и сердца ваши наполнит ведением словес Божиих и силы Божией.

Это и будет жизнь во имя Отца и Сына во святом Духе. Аминь.

Епископ Андрей.

Из записок алтайского миссионера

I.

О развитии духовно-проповеднических сил алтайской миссии.

Общее настроение, общий подъём духа, общая работа в преобразовании и улучшении во всех сферах жизни и деятельности, особенно церковной, – вся эта воодушевляющая настроенность переживаемого нами знаменательного момента, побуждает и нас, скромных тружеников, затерявшихся в горах и ущельях Алтая, восклониться, оглядеться кругом и внимательнее всмотреться в наше дело и делание: нет ли и в нём неразлучных с делами человеческими недостатков, требующих скорейшего исправления? Как бы нам не отстать от общей работы самоопределения и самоисправления, не уронить этим своего дела и не подпасть порицанию общества, поддерживающего нас и наше делание своим сочувствием и средствами.

Старые алтайские миссионеры (времён протоиерея Ландышева и архимандрита Владимира) были крепки духом взаимной любви и братства. Они жили между собой как родные братья. Начальник между ними являлся, как старший между равными, – был душою братства. После года тяжёлых трудов, лишений и испытаний миссионеры спешили на братские собрания. Любовь, братство, искренность, откровенность в отношениях и живой обмен впечатлений и мыслей на собраниях уврачёвывали их сердечные раны, поднимали дух и воодушевляли на новые опасности и труды. Они разъезжались по станам с облегчённой душой, с новыми силами и надеждами. Дела и нужды миссии рассматривались и удовлетворялись тогда начальниками не единолично, а сообща со всеми миссионерами. Поэтому в ту пору не могло быть ни у кого неудовольствия или ропота на невнимание. Но с течением времени, под влиянием разного рода обстоятельств, облик миссии сильно изменился.

В настоящее время миссионеры в деле своего служения являются лишь беспрекословными исполнителями воли и предначертаний своего начальства; своей же инициативы, воли и голоса в деле они не имеют. Но здесь необходимо оговориться, что когда во главе дела стоял такой авторитетной опытности архипастырь, как высокопреосвященный Макарий, ныне архиепископ Томский, то миссионеры, увлекаемые живым и самоотверженным примером начальника, шедшего всегда впереди своей трудовой дружины, охотно несли своё нелёгкое служение. Теперь же приходится отметить частые смены начальников миссии (пост начальника миссии сделался переходной ступенью в движении к дальнейшим повышениям по службе), официальную отдалённость их отношений к миссионерам, полный упадок духа братства среди них, потерю съездами оживляющего и объединяющего характера (в последние годы 1903 и 1904 собраний миссионеров в смысле обмена между ними мыслей и суждений – не было), и тогда станет понятным, почему миссионерское дело на Алтае клонится к упадку.

И так, чем и как оживить падающее миссионерство? Вот вопрос, занимающий всех, кому дороги интересы миссионерского дела на Алтае.

Попытаемся сказать хотя бы немногое в разрешение этого важного вопроса.

Прежде всего припомним, что миссия есть учреждение апостольское и, как таковое, оно требует и устройства возможно близкого к духу и заветам апостольским.

Начальства в миссии нашей в настоящее время много: епархиальный и викарный преосвященные, помощник начальника миссии, благочинный, наблюдатель, письмоводитель... Но есть ли в самом деле действительная потребность в таком многоначалии? – Едва ли. Это свидетельствует, что строй миссии принял характер бюрократический, что и есть в действительности. Если начальник миссии будет ведать одно только миссионерское дело, лично и внимательно будет входить во все нужды миссии и возможно ближе станет к служащим, то, полагаем, не будет потребности в других второстепенных начальниках, в этих нередко вредных для дела и во всяком случае не выгодных с материальной стороны средостениях. Вообще, чем меньше начальствования, чем больше любви, братства и простоты в отношениях, чем менее рангов в общем деле, тем лучше для дела.

Поэтому, для дела достаточно, чтобы начальник миссии был и в сане архимандрита или протоиерея (по возможности с высшим образованием) и жил не в городе,71 а где-либо на стане, среди своей боевой дружины, разделяя с нею все тяжести служения.

Но говоря так мы вовсе не вооружаемся против епископства начальников миссии. Перед епископством мы благоговеем. Пусть начальник наш епископ, но пусть он будет близок к нам, живёт среди нас, с нами, за одним делом, и сносится с нами непосредственно, без посредников.

От всякого приставленного к живому делу необходимо требовать и живого сознательного отношения к этому делу. На основании этого принципа необходимо дать всем младшим членам миссии право участвовать на миссионерских собраниях с правом голоса.

На этих общих собраниях, которые удобнее созывать в весеннее или осеннее время где-либо на стане, рассматривались бы сообща всеми членами миссии, под руководством начальника, дела миссии, не исключая и денежных, и решались бы единодушно, или большинством голосов. Такая постановка дела служила бы наилучшей гарантией полной беспристрастности, внимательности и всесторонности рассмотрения и разрешения всякого вопроса, к удовлетворению и удовольствию всех и каждого заинтересованного делом; – тогда не было бы поводов к возникновению у миссионеров взаимных неудовольствий и личных счётов; – тем скорее и удобнее водворился бы среди них дух братства и любви.

Нашим миссионерам действительно необходимо встряхнуть с себя апатию и рознь, проснуться, объединиться и начать действовать дружнее. Наиважнейшее, что должны мы прежде всего предпринять, это воскресить в среде своей дух братства и любви, этот залог её успешности, как подобает это истинным ученикам Христовым по завету Его: «потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Необходимо нам тоже усилить проповедническую деятельность свою по отношению как к крещёным, так и язычникам. Но, к сожалению, миссионеры, будучи обременяемы всё более возрастающими требоисправлениями, не могут уделять достаточно времени и трудов на усиление проповеди. Поэтому является необходимость или умножить число станов, или дать миссионерам для требоисправлений помощников – священников, хотя бы пока на вакансиях диаконских. Затем необходимо усилить проповедническую деятельность катехизаторов.

Возможно также большинство существующих станов, с значительным количеством русского населения, передать в ведение и содержание епархиального начальства, оставив на содержании миссии только отдалённые станы с чисто инородческим населением, каковы: Ининский, Чуйский и Улаганский. Взамен переданных в ведение епархиального начальства станов (которые, продолжая сохранять миссионерское значение, ради единства действий, должны находиться под руководством начальства миссии), на освободившиеся этим путём средства назначить особых участковых миссионеров, не связанных требоисправлениями и приходом, с двумя-тремя помощниками – катехизаторами. У такого, не связанного другими обязанностями миссионера с помощниками, была бы только одна обязанность: ездить и проповедовать. К заведыванию этих действительных миссионеров можно отнести район двух-трёх теперешних станов. Тогда дело проповеди пошло бы успешнее.

Свящ. Стефан Борисов.

Что тут делать

(Из частного письма).

Магометане – это у нас люди совсем бесконтрольные. Что хотят, то и делают; никого не спрашиваются. Напр. в с. С. вполне достаточно было бы иметь одного муллу. Нет, оказывается, – по совету настоящего муллы выбрали ещё муллу для тех, кто ещё не отчислен от православия; этот будет исправлять требы между колеблющимися крещенцами и вновь отпадающими от Церкви.

В настоящее время у неотчисленных от Церкви крещенцев имеются некрещёные дети. Родители, фактически отпавшие от Церкви, не соглашаются их крестить; и осторожные муллы подсмеиваются над такими отпадшими и тоже не соглашаются вносить их в свои метрические книги. – Дети уже взрослые таким образом не числятся ни в каких метрических книгах, ни в магометанских, ни в христианских. Что же будет с ними далее? И что тут делать тем, кто должен следить за правильностью ведения книг.

Z.

Издания Переводческой Комиссии при Управлении Казанского Учебного Округа

за 1906–1910 годы.

№ 1. Русские глагольные приставки и русские предлоги. Пособие для учителей при ведении разговорных уроков по русскому языку в чувашских школах. Казань 1906. Типо-литография Императорского Университета. III+133 стр. в 16 д. л. Цена 30 коп. Вес 7 лотов72. Напечатано 1200 экз.

№ 2. История Православной Церкви до начала разделения церквей, К. П. Победоносцева. Чувашский перевод. Казань 1906. Типолитография Императорского Университета. 207 стр. в 8 д. л. Цена 70 коп. Вес 17 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 3. Первоначальный учебник русского языка для крещёных татар. 4-ое издание, исправленное и дополненное. Казань 1907. Типо-литография н-ов М. А. Чирковой. 189+III стр. в 16 д. л. Цена 20 коп. Вес 8 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 4. Буквардян-сунг укый-торган княгя. Первая после букваря книга для чтения на крещёно-татарском языке. Казань 1907. Типография н-ов М. А. Чирковой. 91+ III стр. в 16 д. л. Цена 20 коп. Вес 5 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 5. Первая книга для чтения, на вотском языке. Казань 1907. Центральная типография. 80 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 35 коп. Вес 8 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 6. Букварь для вотских детей. Казань 1907. Центральная типография 48 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 20 к. Вес 5 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 7. Вэсь марла книга (книга для чтения), на восточном наречии черемисского языка. Казань 1907. Центральная типография. 112 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 40 коп. Вес 11 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 8. Вэсь марла книга (книга для чтения), на луговом наречии черемисского языка. Казань 1907. Центральная типография. 112 стр. в 8 д. л. с рисун. Цена 40 коп. Вес 11 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 9. Книга для чтения на чувашском языке. Выпуск I. Казань 1907. Центральная типография. 57 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 40 коп. Вес 6 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 10. Тунгалтыш марла книга (букварь и первая после букваря книга для чтения), на восточном наречии черемисского языка. Казань 1907. Центральная типография. 60 стр. в 8 д. д., с рисун. Цена 25 коп. Вес 7 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 11. Тунгалтыш марла книга (букварь и первая после букваря книга для чтения), на луговом наречии черемисского языка. Казань 1907.      Центральная типография. 59 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 25 коп. Вес 7 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 12. Насыхат халерден озун аман сактау хакында. Наставление о мерах личного предохранения от холеры. Переведено с русского на киргизский язык. Казань 1908. Центральная типография. 1 стр. в 4 д. л. Цена 2 коп ¼ лота. Напечатано 3000 экз.

№ 13. Халер. тирентен. йеплс сыхланса пуранасси синтен ве- рентсе калани. Наставление о мерах личного предохранения от холеры. Переведено с русского на чувашский. Казань 1908. Центральная типография. 4 стр. в 16 д. л. Цена 2 коп. Вес ¼ лота. Напечатано 2400 экз.

№ 14. Наглядный арифметический задачник, на вотском языке. Казань 1908. Центральная типография. 68 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 25 к. Вес 6 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 15. Марла чот. Методический сборник арифметических примеров и задач, на восточном и луговом наречиях черемисского языка. Казань 1908 104 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 35 к. Вес 8 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 16. Книга для чтения, на чувашском языке. Выпуск II. Казань 1908. Центральная типография. 184 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 85 коп. Вес 15 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 17. Наглядный арифметический задачник, на чувашском языке. Казань 1908. Центральная типография. 60 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 30 коп. Вес 5 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 18. Сборник черемисских песен, записанных А. Т. Аптриевым в разных селениях Бирского и Сарапульского уездов в 1905–1907 годах. Тексты. Казань 1908. Типо-литография Императорского Университета. 30 стр. в 8 д л. Цена 20 коп. Вес 4 лота. Напечатано 600 экз.

№ 19. Букварь для киргиз. Казань 1908. Центральная типография. Ѵ+37 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 20 коп. Вес 4 лота. Напечатано 2400

№ 20. Вторая книга для чтения, на вотском языке. Казань 1908. Центральная типография. 104 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 45 коп. Вес 9 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 21. Русские предлоги и наречия в значении предлогов. Пособие для учителей при ведении разговорных уроков по русскому языку в вотских школах. Казань 1908. Типо-литография Императорского Университета. Ѵ+48 стр. в 16 д. л. Цена 15 коп. Вес 3      лота. Напечатано 1200 экз.

№ 22 Сборник черемисских песен, записанных А. Т. Аптриевым в разных селениях Бирского и Сарапульского уездов в 1905–1907 годах. Русский перевод. Казань 1908. Типо-литография Императорского Университета. 22 стр. в 8 д. л. Цена 20 коп. Вес 4 лота. Напечатано 300 экз.

№ 23. Русские глагольные приставки и русские предлоги. Пособие для учителей при ведении разговорных уроков по русскому языку в киргизских школах. Казань 1908. Типо-литография Императорского Университета. Ѵ+129+IѴ стр. в 16 д. л. Цена 30 коп. Вес 6 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 24. Букварь для пермяцких детей. На чердынском наречии. Казань 1908. Центральная типография. 40 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 20 к. Вес 5 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 25. Вторая книга для чтения и практических упражнений, на пермяцком языке. Казань 1909. Центральная типография. 80 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 40 коп. Вес 10 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 26. Русские предлоги и наречия в значении предлогов. Пособие для учителей при ведении разговорных уроков по русскому языку в начальных школах среди восточных и луговых черемис. Казань 1909. Типо-литография Императорского Университета. 60 стр. в 16 д. л. Цена 15 коп. Вес 3 лота. Напечатано 1200 экз.

№ 27. Рассказы из русской истории, А. Ф. Смирнова, на татарском языке. Казань 1909. Центральная типография. 172 стр. в. 8 д. л., с рисун. Цена 75 коп. Вес 13 лотов Напечатано 1200 экз.

№ 28. Русские предлоги и наречия в значении предлогов. Пособие для учителей при ведении разговорных уроков по русскому языку в татарских (мусульманских) школах. Казань 1909. Центральная типография. 56 стр. в 16 д. л. Цена 15 коп. Вес 3 лота. Напечатано 1200 экз.

№ 29. Русско-чувашский словарь. Казань 1910. Центральная типография. 640 стр. в 8 д. л. Цена 2 руб. Вес 60 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 30. Первоначальный учебник русского языка для восточных черемис. Материалы для разговорных уроков. Казань 1909. Типо-литография Императорского Университета. 258+III стр. в 16 д. л. Цена 30 коп. Вес 11 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 31. Третья книга для чтения, на татарском языке. Казань 1909. Центральная типография. 152 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 65 к. Вес 12 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 32. Четвертая книга для чтения, на татарском языке. Казань 1909. Центральная типография. 264 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 1 руб. 15 коп. Вес 20 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 33. Наглядный арифметический задачник, на татарском языке. Казань 1909. Центральная типография. 72 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 30 коп. Вес 6 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 34. Краткий русско-киргизский словарь. Издание 2-ое. Казань 1910. Типолитография Императорского Университета. 91+II стр. в 16 д. л. Цена 15 коп. Вес 5 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 35. Практические уроки русского языка для киргизов. Казань 1909. Типо-литография Императорского Университета. 131+Х стр. в 16 д. л. Цена 20 коп. Вес 6 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 36. Первоначальный учебник русского языка для киргизов. Казань 1909. Типо-литография Императорского Университета. 149 стр. в 16 д л. Цена 25 коп. Вес 7 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 37. Рассказы из русской истории, на чувашском языке. Казань 1909. Центральная типография. 57 стр. в 8 д. л. Цена 50 к. Вес 5 лотов. Напечатано 1200 экз.

№ 39. Кумышы марла книга (третья книга для чтения, в 4 отделах), на луговом наречии черемисского языка. Казань 1910. Центральная типография, в 8 д. л., с рисун. 141+ III стр. Цена 50 к. Вес 12 лотов. Напечатано 2400 экз.

№ 40. Первоначальный учебник русского языка для татар (мусульман). Казань 1910. Типо-литография Императорского Университета, в 16 д. л. 182+ III стр. Цена 30 коп. Вес 8 лотов. Напечатано 2400 экз.

Печатаются большие словари: чувашско-русский, татарско-русский, русско-татарский и русско-киргизский.

Условия приобретения изданий:

1)      при заказах по почте или телеграфу, взамен подробного заглавия или описания заказываемого издания, достаточно указать по настоящему каталогу соответствующий № его и количество заказываемых экземпляров;

2)      казённым, общественным и земским учреждениям и должностным лицам, покупающим издания на наличные деньги или выписывающим их в кредит или наложенным платежом посредством официальных бумаг, делаются уступки со стоимости изданий; с №29 – 20% и № 37 – 40%, а с остальных – по 30%.

3)      показанная в п. 2-м уступка делается при продаже на наличные деньги или при выписке наложенным платежом и частным лицам;

4)      бесплатно или до востребования, а также в посылках без цены и в бандеролях простых книги никому не отпускаются и не посылаются;

5)      книги могут быть доставляемы заказчикам – городским на дом, а иногородним – лишь по почте, но с условием отнесения расходов по доставке книг на дом, а равно по укупорке и пересылке их по почте обязательно за счёт самих заказчиков;

6)      заказы и платежи должны быть делаемы в г. Казань, непосредственно на имя Переводческой Комиссии при Управлении Учебного Округа.

Открыта о подписка

на 1911 год

на «Сотрудник Братства свят. Гурия»

(второй год издания)

Подписная цена в год, с 1-го января, 3 руб.

Рассрочка допускается в таком виде: при самой подписке 2 руб.: 1-го июля – 1 руб.

Журнал будет, как и в первый год издания, посильно служить церковному делу и миссии среди инородцев, соприкасающихся с магометанством.

Подписчики на 1911 год, внёсшие единовременно полную подписную сумму, в январе вместе с первыми №№ журнала получат в виде бесплатного приложения доклад проф. М. А. Машанова Казанскому Миссионерскому Съезду 1910 г.; «Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение н другим инородцам».

* * *

71

Центральный стан, находящийся в городе, кроме отдалённости от станов миссии, стоит в материальном отношении дорого для миссии.

72

Лот – дометрическая единица измерения массы (в России использовалась во второй половине XVIII – начале XX веков), равная 1⁄32 фунта или 3 золотникам или 288 долям или 12,79725 граммам. – прим. эл. ред.


Источник: О просвещении приволжских инородцев : [Перепечатка]... журн. "Сотрудник Братства свят. Гурия" / [Изд. Кружка сестер-сотрудниц Братства] [за 1910 г.]. Т. [1]-2. - Казань : типо-лит. И.С. Петрова, 1910. - 2 т.; 22. Статьи и заметки : [№ 31-56]. - (тип. М.П. Перовой). - 12, 481-896 с.

Комментарии для сайта Cackle