Источник

№ 40. Сотрудник Братства св. Гурия. 8 августа 1910 года

Духовенство, жизнь и политика

Мы уже не раз говорили, что ныне и всё наше отечество и, в частности, деятели Церкви должны изучить новые формы жизни, должны изучить и оценить всё вновь создавшееся политическое положение и собрать около себя наличные свои силы, чтобы не оказаться без всяких сил. Но в этом отношении многое уже и сделано: многие русские деятели уже поняли всю силу общественности, и мы, несомненно, переживаем сейчас период объединения русских людей и собирания Земли Русской не в географическом отношении, а в нравственном. И это до крайности теперь необходимо, потому что русское дело в сильной степени проедено какой-то нравственной червоточиной и потому ослабело.

Нам всем русским людям нужна нравственная мощь, а для этого необходимо объединение. Но что нас может объединить? Какой идеал, какой нравственный принцип может собрать воедино разрозненные русские силы? Что новое в жизни русской произошло, на что можно было бы возлагать надежду?

Многие русские идеалисты надеются, что делу объединения русских людей послужит наша Государственная Дума, что она способна хотя в малой степени удовлетворить народное искание земной правды, или хотя бы возможное к ней приближение.

Но это совершенно невозможно! Построенная на ошибочном принципе, разбитая на вечно враждующие партии, питающаяся скандалами Государственная Дума совершенно не способна исцелить наши народные язвы или возродить нравственные силы. И как бы кто себя ныне ни утешал, как бы себя ни обманывал, но нынешняя беспринципная Государственная Дума в конце концов будет источником великих внутренних тревог нашего отечества. Она же будет когда-нибудь и организацией совершенно явно противоцерковной. Ныне эти попытки её идти против церковных устоев довольно слабы, хотя уже и с ними приходится считаться; а скоро и, быть может, очень скоро антицерковное настроение думской интеллигенции будет организовано совершенно определённо. – И тогда народ, внизу по-прежнему представляющий из себя бессознательную массу, а по местам и сбитый с толку ораторами Государственной Думы, – может отнестись к Церкви ещё более индифферентно, чем это было в 1905–1906 годах. И тогда русская жизнь будет уже в несомненной и величайшей опасности как по отношении ко всей её целокупности, так и по отношению к православной Церкви, в частности.

Что же нужно, чтобы предотвратить эту опасность и спасти наше отечество от духовного разложения?

Нужно восстановление в полной мере церковного духа в народе, т е. организация, объединение духовных сил его – около святой Церкви, около её бесспорных, идеалов ещё живущих в народном сознании, сохранивших наш народ от великих бед в годы революции и олицетворённых в идее Царя-Самодержца. Это будет, так сказать, осуществление Самодержавия. Ведь идея о православном Царе-Самодержце, несомненно, носит на себе церковный теократический характер, и народная метафизика Самодержавия носит на себе все признаки религиозных идеалов народа.

Но рядом с этой идеей о Царе, православном Самодержце, в жизни народной ныне нет ничего, что основывалось бы на тех же великих религиозных принципах, что было бы отображением и осуществлением этих народных мечтаний о правде небесной на земле.

До учреждения Государственной Думы в народной жизни в этом отношении просто ничего не было; и народ знал и верил, что «милостив Царь, но»...; что «законы святы, но»... и пр. Тогда было просто пустое место, по крайней мере, никого не обманывавшее. Ныне у нас имеется Государственная Дума... Это удивительное сооружение лишено нравственных принципов, в нём всё, что хорошо, то случайно, а что заранее предрешено, то предрешено не по нравственным мотивам. Таким образом насколько идея о Царе-Самодержце есть идея исключительно нравственная, настолько Государственная Дума является этой идее антитезой с явными намерениями преувеличивать свои права; поэтому ни Самодержавие православного Царя, ни все его любящие, никакого основания не имеют возлагать какие-либо надежды на нынешнюю Государств. Думу и должны искать каких-нибудь других опор для сохранения единственной в мире власти православного Самодержца.

Что же нужно? Где эти опоры?

– Только в Церкви, только в организации православных приходов. Эти хотя мелкие, но нравственно здоровые организации, основанные на церковном учении о взаимопомощи и осуществляющие в жизни церковные идеалы, они могут служить единственной, но надежнейшей и несокрушимой опорой для Самодержца православного, и в то же время Он явится защитником этой нравственно безупречной единицы народного самоуправления и церковно-народной свободы. И если тогда при Самодержце и будет его Царская Дума, избранная на приходских началах, то он ни в каком случае не будет ни властолюбивой, ни социал-революционной.

Таким образом, если наше современное православное духовенство желает создать силу, способную защищать православие, то оно должно немедленно и энергично заняться устройством приходских организаций. Эти сильные народные общественные силы, среди которых духовенство должно постараться занять первое место. Послужат самым надёжнейшим фундаментом для вечного процветания власти русского Царя, которая в этом случае будет вполне осуществляться и в идее, и в жизни. В возможности такой жизни на Руси кроется вся её сила, вся её историческая задача; и в этом случае и православное духовенство нисколько не политиканствуя, и вообще не занимаясь политикой, будет делать великое государственное дело. Бог в помощь!

Епископ Андрей.

Французский журнал о татаризации приволжских инородцев

В майской книжке «Православного Собеседника» (за 1910 г.) появилась прекрасная статья Преосв. епископа Алексия (Дородницына). Она излагает мнения французского журнала Revue du monde musulman29, в частности какого-то муллы Аминова о татаризации приволжских инородцев и благоприятствующих для неё условиях.

Условия эти, по словам Аминова, таковы: «каждая мусульманская деревня имеет мечеть и потому в каждой деревне есть мулла, который обучает детей чтению, письму и начаткам мусульманской веры. Жёны муллы обучают девочек, которые, за весьма редкими исключениями, все получают элементарное образование. Сами муллы – люди испытанной нравственности, которые проводят вполне правильную жизнь, согласную с требованиями Шариата.

...Твёрдая социальная организация и почти всеобщее распространение образования делает мусульман преданными своему религиозному культу, благодаря чему они делаются ревностными миссионерами в среде своих единоплеменников-христиан, стараясь совратить их в ислам. Пропаганда эта тем действительнее, что татары-христиане не знают своей религии и вообще слабо развиты. Особенной ревностью в деле пропаганды ислама в среде крещёных татар занимаются женщины. По частным сведениям, благодаря указанной пропаганде, многие татары-христиане посещают мечети и отдают своих детей для обучения в медресе, но благодаря сплочённости татар, эти факты ускользают от взоров русских властей, и исламизация крещёных татар идёт быстрыми и верными шагами. Недалеко то время, по мнению г. Аминова, когда все крещённые татары перейдут в ислам, и русское правительство не в состоянии этого предотвратить.

Замечательно, что в то время, как русские школы пользуются значительною правительственной субсидией, мусульманские школы обязаны своим цветущим состоянием исключительно заботам самих мусульман и содержатся на их средства. И однако в деле народного образования татары стоят несравненно выше русских, – напр. в Казанской губ. у мусульман почти в пять раз более образованных женщин, чем у русских.

Вот та почва, на которой, по мнению Аминова, развилось названное движение: 1) принципы национализма и идеи национального развития мусульмане позаимствовали от русских и отчасти от народов западной Европы, с которыми они всё более и более входят в соприкосновение; – 2) улучшение средств сообщения, благодаря которым установился обмен идей и постоянное общение между русскими-мусульманами и мусульманами Турции и Туркестана служит могущественным фактором пробуждения национального сознания мусульман; – 3) присоединение к России огромной части центральной Азии, населённой мусульманами, способствовало пробуждению в массе приволжских мусульман сознания собственной силы, так как теперь они почувствовали за своей спиной огромную народность, близкую им по географическому своему положению и родственную по языку; – 4) мусульманская молодёжь, получившая университетское образование, усиленно работает над тем, чтобы к идее религиозной солидарности всех мусульман привить идею национальную и с этой целью сильно заботится об образовании обще-мусульманского языка, стараясь в то же время всячески подавить местные диалекты. Это движение, начавшееся в Крыму, быстро распространилось в среде русских мусульман, благодаря органу г. Гаспринского «Terciuman30», прочно осело в Казани и в настоящее время, по словам г. Аминова, всецело овладело умами мусульман, благодаря периодической прессе и богатой мусульманской литературе, произведения которой в численности своей растут в гигантских размерах...

Из сказанного следует, что меры, принятыt русским правительством для обрусения татар, оказались беcсильными остановить не только националистическое движение в среде мусульман, но даже исламизацию крещёных татар. Основная причина этого неуспеха заключалась, по мнению автора, в индифферентизме русского общества к инородческому вопросу и в неумелом ведении дела противо-мусульманской миссии русским духовенством, которое де больше надеялось на административные меры, чем на свои духовно-просветительные силы. Если что и сделано для русификации татар, по словам г. Аминова, то только благодаря частной инициативе. В этом отношении замечательный пример представляет бывший профессор Казанской Д. Академии, Н. И Ильминский, основатель известной во всем Приволжье крещёно-татарской школы в г. Казани (1864 г.) которая и до настоящего времени остаётся единственным серьёзным миссионерским институтом в Казанской губ.

(Окончание следует).

Турецкие просветители в Крыму

Как только началась в России война с Японией, в Крым в особенности, и вообще в Таврическую губернию стали приезжать из Турции и открывать мектебы (училища) турецкие учителя, так-называемые муаллимы. С объявлением же «свобод» у нас и объявлением конституции в Турции, наплыв этих учителей стал всё более и более увеличиваться. И вот, в настоящее время, министерства народного просвещения и внутренних дел обратили особенное внимание на общеобразовательные мектебы нового типа (турецкого) в Таврической губернии, открываемые этими муаллимами. Таврическое магометанское духовное правлены, которое ведает только вероисповедные мектебы конфессионального характера, отказалось от этих новых мектебов, о чём Таврический муфтий заявил официально Таврическому губернатору. Очевидно, г. Таврический муфтий (глава татарского духовенства) не ручался за благонадёжность турецких учителей и пожелал вовремя снять с себя всякую ответственность за могущие произойти последствия.

Всех мектебов в Таврической губернии – до 600. Функционируют они без всякого контроля, ибо не находятся в ведении какого-либо министерства... Казалось бы, в России не должно быть незаконно существующих школ с турецкоподданными учителями, которые фактически являются агентами Турции. Вопрос о передаче мектебов в ведение министерства народного просвещения – вопрос давно назревший, и провести его в жизнь необходимо, как можно скорее: хоть в этом случае правительство не должно опоздать.

Другой, ещё более важный вопрос – об учреждении в Таврической губернии должности директора и инспектора народных инородческих училищ, неоднократно возбуждавшийся в министерстве народного просвещения, до сих пор почему-то затягивается, несмотря на то, что такие должности давно уже существуют в губерниях Уфимской, Казанской, Оренбургской и на Кавказе... В Таврической же губернии, как уже сказано, бесконтрольно процветают 600 татарских школ, от которых в официальной бумаге отказался сам таврический муфтий.

К вящшему удивлению, в Таврической губернии есть ещё так-называемые мектебе-руштие, чисто-турецкого типа, в которых турецкоподданные преподаватели, специально выписанные из Турции нашими кадетами из мусульман, «читают» лекции по всем предметам на турецко-татарском языке, в том числе русскую историю и географию... Конечно, для контроля этих школ необходимо, чтобы директор и инспектора крымских уездов знали татарско-турецкий язык, так как преподавание на родном татарском языке в татарских школах разрешено по Высочайшему повелению. К сожалению, во всей Таврической губернии ни директор народных училищ, ни инспектора, за исключением одного, окончившего восточный факультет, не знают татарско-турецкого языка. Кстати, считаем нужным отметить, что учителей турецкоподданных в Симферопольском районе гораздо меньше, чем в других, ибо инспектор этого района путём убеждения на татарском языке доказал влиятельным татарам, что нет никакой надобности в учителях из Турции, которые больше занимаются политикой.

(Из С. П. Б. Ведом.).

Так магометане находят возможность более и более укрепляться, объединяясь между собой; они находят и людей, которые преданы религии своей и служат ей.

Нужны силы и христианские, которые противостали бы этим силам, враждебным христианству. Таких сил нужно очень много, всем найдётся дело в нынешние тяжкие для св. Церкви времена.

Е. А.

О превосходстве христианства пред мухаммеданством

Казань, 1910. 8°. 42 стр. С рисунками. Цена 20 коп.31

Так озаглавлена эта небольшая книжка. На пространстве 24 страниц здесь дан краткий, сжатый, очень существенный, сравнительный обзор основных догматов христианства и мусульманства.

Одно учение противопоставляется другому. Читатель выносит ясное впечатление о несомненном превосходстве христианства пред мусульманством, Христа пред Мухаммедом. Читатель невольно задаёт себе вопрос: как это находятся ещё люди, которые исповедуют ислам. К его сожалению, в России этих исповедников свыше 20 миллионов душ. Хочется верить, что недалеко то время, когда «обличение мухаммеданства» войдёт в круг школьных наук и вышепоименованная книга будет введена в качестве книги для чтения и учебника во всех школах, сопредельных с мусульманами.

Ю.

О языке преподавания в школах для восточных инородцев

С.-Петербург. 1910. 8°. 18 стр. С Чичерина.32

В этой книге даны сведения о положении просветительного дела в Приволжье и западной Сибири и о благотворном влиянии на инородцев просветительной системы Н. И. Ильминского. Несмотря на это, система Н. И. Ильминского находит для себя многих противников. Между тем ислам усиливается и увлекает за собой мелкие народности: чуваш, вотяков, черемис и пр. Мусульмане в России сильны своей сплочённостью и единодушием на почве пропаганды, к тому же пользуются большими правами, напр., правом употребления родного языка в школе, правом пользования услугами деятелей единокровных. Почему же лишаются этого права православные инородцы? «Безусловно необходимо, чтобы крещёные инородцы в отношении пользования природным языком имели те же права, как и татары-мусульмане». (17 стр.) Только при этом условии и возможно удержать крещёных инородцев от татаризации, а вместе с этим от враждебного настроения к русским.

Ю.

Кое-что о пермяках

Пермяки народность невеликая, всего их до 200 тысяч человек. Язык их распадается на несколько наречий, которые не вполне сходны одно с другим, настолько же, насколько вятское – русское разнится от казанского – русского. Переводы на эти языки создавались в незначительном количестве, да и те больше шли в единичные руки, а не ко всей народности. Причина этого кроется в воззрениях местного духовенства на пермяков, как на обруселых, вполне владеющих русским языком. Действительность, однако, говорит иное. 18 августа 1908 года А. П. Платонов снял фотографию с жертво-приношения пермяков-христиан в день Флора и Лавра в д. Кочи, Чердынского уезда, Пермской епархии. Снимок этот напечатан в «этнографическом обозрении» (1909 г. № 4, стр. 35). К 18 августа пермяки этого уезда тщательно готовятся: моются в бане, подбирают чистый пермяцкий костюм, избирают лучших быков, и моют их: затем все направляются в д. Кочу. Прежде чем приступить к закалыванию быков, пермяки служат молебен на р. Унылве. В это время пермячки заходят в реку по пояс, желая этим очиститься от грехов плоти. По окончании молебна, пермяки, приведшие жертвенных быков, берутся за тупые ножи, принесённые ими из дома и приступают к своему делу. Владелец быка пилит ему ножом шею; по его представлению, чем дальше мучится бык, тем жертва приятнее Богу. Затем закалывается другой, третий бык и т. д. («Этн. об.») 34 стр., И. Н Смирнов («Пермяки», стр. 251).

Часть жертвы отдаётся присутствующим, другая часть сельской администрации.

Насущная нужда у пермяков в родных деятелях, родных книгах и в широком распространении этих книг.

Очевидец.

Миссия в Пензенской Епархии.

Для более широкого осуществления миссионерских задач, а также для усиления материальных средств на нужды православно-русских миссий в пределах Европейской и Азиатской России, по предложению председателя миссионерского общества, Высокопреосвященного митрополита Московского Владимира, 15 февраля 1904 года в г. Пензе был открыт епархиальный комитет православного миссионерского общества. Чтобы означенный комитет надлежаще функционировал в этой епархии, следует открыть должность епархиального миссионера, каковой до сего времени не имеется несмотря на то, что в Пензенской епархии насчитывается до 80.000 магометан. Самым удобным пунктом для первоначальной его деятельности нужно признать г. Пензу, при церкви обновления храма Воскресения Христова, которая смежна с татарской слободкой (в ней насчитывается до 700 душ магометан); к тому же в этом храме находится и историческая святыня икона Христа Спасителя, почитаемая жителями чудотворною. Икона эта, по преданию, прислана в г. Пензу царём Иоанном Васильевичем Грозным, после его похода на Казань.

Что касается окружных миссионеров, то их должность установить не по уездам, а по округам, сообразуясь при этом не с административным делением губернии, а с географической картой расположения язычества и магометанства по данной епархии. Так, напр., Пензенскую епархию, по крайней мере, следует разделить на три миссионерских округа: в 1-й должны войти уезды – Пензенский, Городищенский, Мокшанский, Н.-Ломовский и Чембарский, с населением 23.921 души магометан: во 2-й – Инсарский и Саранский, с населением 31.444 душ магометан и в 3-й – Краснослободский, Наровчатский и Керенский, с населением 24.385 душ магометан; а всего в епархии – 79.750 душ.

В миссионерской деятельности особенное внимание должно быть обращено на возвращение в православие бывших некогда христианами татар-магометан епархии. Для сего следует изучить на месте условия, которые могут содействовать успешному распространению христианства в округе и представить соображения о способах наилучшей постановки миссионерского дела в названных округах; при этом на уполномоченных возложить: 1) составить подробное описание всех местностей, где между мусульманами жили и живут старо- и ново просвещённые, с показанием количества душ в отдельности как магометан, так и крещёных татар; 2) наметить более центральные пункты, где можно основать миссионерские станы; 3) проследить, в каких именно местах миссионеры могут наделяться на хороший приём, чуждый фанатизма и грубого недоверия, и 4) изучить общее религиозное состояние, быт и миросозерцание жителей местности, с указанием на сохранившиеся в ней древние обряды и обычаи.

Свящ. В. Каменский.

Библиотека миссионера среди магометан

(Составлена прот. Е. Маловым для миссионерского съезда 1910 г.).

(Продолжение).

III.

Труды разных других авторов:

а) Профессоров миссионерского противо-мусульманского отделения:

1)      Миссионерство среди мухаммедан и крещёных татар. Сборник статей Протоиерея Е. А. Малова. Казань.

1892 г.       – Ц. 2 р.

2)      О Новокрещенской конторе Е. А. Малова Казань. 1878 г. – Ц. 1 р. 25 коп.

3)      Об Адаме по учению Библии и по учению Коран; Прот. Е. А. Малова. Казань. 1885 г. – Ц. 1 р.

4)      Об Аврааме по учению Библии и по учению Корана. Разговоры прот. Е. А. Малова с учёным муллой: Казань. 1910 г. – Ц. 1 р.

5)      Моисеево законодательство по учению Библии и по учению Корана (Опыт объяснения одного из очевиднейших противоречий в Коране). Казань. 1890 г. – Ц. 2      р.

6)      О таинственной книге Биллион (против мухаммедан и евреев). Казань. 1893 г. – Ц. 50 коп.

7)      Условия веры, или мухаммеданский Букварь с русским переводом. Казань. 1894 г. – Ц. 20 коп.

8)      Мухаммеданский Букварь (Миссионерско-критический очерк) Протоиерея Е. А. Малова. Казань. 1894 г. – Ц. 50 коп.

9)      Сведения о Руси. По книге Казанского муллы Шигаб ед-дина (1885 г.) Казань. 1909 г. – Ц. 30 коп.

10)      Св. Мученик Аврамий Болгарский и сказание о его чудесах. Протоиерея Е. А. Малова. Казань 1908 г. – Ц. 30 коп.

11)      О татарских мечетях в России, Е. Малова. Казань. 1868 г.

12)      Очерк религиозного состояния крещёных татар, подвергшихся влиянию мухаммеданства. (Миссионерский дневник). Казань. 1871–1872 г. Е. А. Малова.

13)      О влиянии еврейства на чуваш. Опыт объяснения некоторых чувашских слов (религиозных терминов). Казань. 1882 г. Е. А. Малова.

14)      Сведения о Мишарях. Этнографический очерк. Казань. 1885 г. Е. А. Малова.

15)      Приходы старокрещённых и новокрещённых татар в Казанской Епархии. Москва 1866 г. Е. А. Малова.

16)      Ахыр заман китаби – Мухаммеданское учение о кончине мира, Е. А. Малова. Казань. 1897 г.

17)      О переводе Корана с арабского языка на русский Г. С. Саблукова. Критическая заметка Янея Бабая. Е. А. Малова. Казань. 1878 г.

18)      Несколько слов о необходимости приволжской противомусульманской миссии. Е. А. Малова (см. в журнале «Дух Христианина». 1865 г. Февраль).

19)      Гордий Семёнович Саблуков, Профессор миссионерского противомусульманского отделения при Казанской Духовной Академии (некролог) Е. А. Малова Казань. 1880 г.

20)      Открытие Казанского миссионерского приюта. Казань. 1876 г. Е. А. Малова.

21)      Житие и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, наречённого Кирилла, учителей Словенских. Славянский текст с переводом на татарский язык П. Н. Ахмерова. Издано под редакцией Профессора Казанской Духовной Академии, Протоиерея Е. А. Малова, на средства Святейшего Синода. Казань. 1899 г.

22)      Православная противомусульманская миссия в Казанском крае в связи с историей мусульманства, в первой половине XIX века. Казань. 1868–1870 г. Е. А. Малова.

23) Сочинения М. А Машанова:

1)      Религиозно-нравственное состояние крещёных татар Мамадышского уезда, Казанской губ. Казань. 1875 г. – 30 коп.

2)      Европейские христиане на мусульманском Востоке. М. А. Машанова. Казань. 1889 г. – 50 коп.

3)      Обзор 25-летней деятельности Братства Св. Гурия. Казань. 1892 г. – 1 р. 25 коп.

4)      Верховная власть в исламе. Казань. 1878 г.

5)      См. ещё X и XIII выпуски Миссионерского противомусульм. Сборника.

24)      Сочинения Н. П. Остроумова:

1)      IV-й выпуск миссионерского противомусульманского Сборника.

2)      Мухаммеданский пост – Рамазан. Казань. 1875 г. и 1877 г.

3)      ХХ-й вып. Миссионерского противомусульманского Сборника (см. выше).

4)      Что такое Коран? По поводу статей Г. Гаспринского, Давлет-Кильдеева и Мурзы Алима. Ташкент. 1893 г.

5)      Коран и прогресс. По поводу умственного пробуждения современных Российских мусульман. Ташкент 1901–1903 г.

6)      Сарты. Этнографические материалы. Выпуск I. Ташкент. 1890 г. Выпуск II. Ташкент. 1893 г. Народные сказки сартов. Выпуск III. Пословицы и загадки сартов. Ташкент. 1895 г,

7)      Сарты. Общий очерк. Изд. 3 (с портретами сартов). Ташкент 1908 г.

8)      Искандер Зуль Карнайн; Александр Македонский (двурогий). Ташкент. 1896 г.

25) Сочинения Евстафия Николаевича Воронца:

1)      Материалы для изучения и обличения мухаммеданства: Выпуск I-й: Первоначально-Богооткровенная истина Единства Божия в древней до мухаммеданской религии Аравитян. Казань. 1873 г.

– II-й: О свободе веры по русским законам и о противных ей действиях мухаммедан в России. Орёл. 1876 г.

– Вып. 3-й: Отпадения инородцев христиан в мухаммеданство с русской государственной точки зрения. Орёл. 1876 г.

2)      Зачем учатся и учат грамоте христиан. Книжка для чтения в русских народных школах. Харьков. 1877 г.

3)      По поводу борьбы православия с отступничеством. С.-Петербург. 1885 г.

4)      По поводу предстоящих Съездов Архипастырей в Казани и в Иркутске. С.-Петербург. 1885 г.

5)      О необходимости единодушия в миссионерской деятельности со стороны Церкви и государства. Речь Ф. Н. Орнатского и открытое письмо Е. Н. Воронца. Москва. 1890 г.

6)      Нужны ли для России Муфтии? Москва. 1891 г.

7)      Мировоззрение мухаммеданства и отношение его к христианству. Казань 1877 г. (см. в XIV вып. Миссионерского Противомусульманского Сборника).

8)      О свободе веры и о современных внутри России отпадениях от христианства в мухаммеданство. Дополнения к книжке 3-й выпуск материалов для изучения и обличения мухаммеданства. Казань. 1877 г.

9)      Нужна ли теперь противомухаммеданская миссия для миллионов инородцев восточных областей Европейской России? (См. Чтения в обществе любителей Духовного Просвещения за 1883 г. январь).

10)      Необходимое возражение на статью в Московских Ведомостях об исследовании ислама и о Коране Мухаммеда. С. Петербург. 1887 г.

26) Сочинения многих других авторов:

Письма о магометанстве. Муравьева. Казань 1875 г.

Епископа Викторина. 1) О превосходстве христианства перед мухаммеданством. Казань, 1874 г. и 2) Понятия о женщине и быте её у мухамедан и у христиан. Казань. 1875 г.

А. И. Яблокова. О почитании святых в исламе. Критический очерк, читанный в частном Казанском миссионерском приюте. Казань. 1884 г.

Яблоков А. П. О происхождении чина присоединения мухаммедан к православной христианской вере. Казань 1881 г.; О сущности и характере мухаммеданского Богослужения сравнительно с христианским Богослужением. Казань 1887 г.

Дервиши в мусульманском мире. Исследование П. А. Позднева. Оренб. 1886 г.

Учение Корана и мухаммеданского предания о Боге и предопределении А. В. Васгильева. Казань. 1887 г.

Мухаммеданская космогония. Разбор мухаммеданского богословского сочинения на турецком языке: История сорока вопросов, предложенных иудейскими учёными Мухаммеду. Соч. А. И. Архангельского. Казань. 1889 г.

Ф. А. Смирнов: Магомет. Пособие к учению происхождения ислама. Владикавказ. 1891 г.

Мухаммед в фактах жизни и словах Корана. Ф. А. Смирнова. Казань. 1891 г.

Ему же принадлежит сочинение в XIX вып. Миссионерского противо мусульманского сборника (см. выше).

Ислам, его происхождение и сущность, по сравнению с христианством. Свящ. Н. И. Боголюбского. Самара. 1885 г.

И. Григорьев. О путешествии Мухаммеда на небо. Беседа с татарами Богдана Колостова. Казань. 1901 г.

– Беседа с татарами о Мухаммеде, Богдана Колостова. Оренбург. 1901 г.

Я. Д. Коблов: Правда о Мухаммеде. Краткая история жизни Мухаммеда. Казань. 1903 г.

Беседа священника с мухаммеданами. В. В. Доронкина. Рязань. 1898 г.

Беседы священника (Касимовского миссионера В. В. Доронкина) с мухаммеданами о путешествии Мухаммеда по небесам. Рязань. 1899 г.

Касимовская православная противо-магометанская миссия за первое 10-летие своего существования. Священника-миссионера В. В. Доронкина. Касимов. 1909 г.

Н. Н. Одигитриевский. Ответы мусульманину на его возражения против христианства. Малмыж. 1910 г., – цена 1 руб.

Сунна. Мусульманское предание, его образование и развитие. М. Ив. Третьякова. Макарьев на Унже. 1903 г.

Краткий очерк жизни Магомета и некоторых мест из его учения в сравнении с христианством. Владикавказ. 1908 г. Диакона А. А. Стефанова.

Разговор с муллой о пророке Мухаммеде. П. Н. Ахмерова. Казань. 1892 г.

Св. Мученик Авраамий» Болгарский. Издание Агента Общества Пароходства А. А. Зевеке, А. П. Косых. Русский текст составлен протоиереем Е. А. Маловым, татарский перевод исполнен П. Н. Ахмеровым. Казань. 1898 г.

Н. Ф Красносельцев. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Казань. 1872 г.; Христианство и христианские миссии в Персии. Казань. 1872 г.

Попов, Протоиерей Е. А. Об усердии к миссионерскому делу. Пермь. 1873 г.

(Окончание следует).

* * *

29

Обзор мусульманского мира

30

"Терджима́н« (крым. Terciman, ترجمان‎, рус. Переводчик) – газета, которая выходила с 1883 по 1918 год в Бахчисарае и фактически была печатным органом тюркоязычного населения Российской империи. Основателем и издателем был крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский. «Терджиман» был первой в истории крымско-татарской газетой, которая выходила 35 лет. – прим. эл. ред.

31

Адрес: Казань, Крепость. Спасская лавка.

32

Склад издания: СПБ., Надеждинская ул., д. 16. Ц. 10 коп.


Источник: О просвещении приволжских инородцев : [Перепечатка]... журн. "Сотрудник Братства свят. Гурия" / [Изд. Кружка сестер-сотрудниц Братства] [за 1910 г.]. Т. [1]-2. - Казань : типо-лит. И.С. Петрова, 1910. - 2 т.; 22. Статьи и заметки : [№ 31-56]. - (тип. М.П. Перовой). - 12, 481-896 с.

Комментарии для сайта Cackle