Источник

№ 41. Сотрудник Братства св. Гурия. 15 августа 1910 года

О церковной дисциплине

V.

Практика древней Церкви, как было указано, знала церковную дисциплину и осуществляла её в полной мере и с определённо выраженной тенденцией распространения этой дисциплины на все мелочи частной христианской жизни. Несомненно, такое религиозное одушевление, такая строгость жизни христиан делали их общину сильной во всех отношениях и они, несомненно, и пользовались тогда полным уважением среди людей, к их обществу не принадлежащих. Но как Христово учение полно любви, так и жизнь христиан по преимуществу украшалась всегда делами любви и благотворительности. Апостол прямо заповедует: «будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны» (1Пет. 3:8). Таков был дух церковной дисциплины.

Во исполнение всего евангельского закона и подобных заповедей апостольских, Церковь Христова первых веков имела на своём попечении всю благотворительность; иначе говоря, вся благотворительность включалась в церковную жизнь и подчинялась церковной дисциплине. И во главе своей церковно-общественной благотворительности, как современно естественно можно ожидать, стоял сам епископ. Так об этом читаем в «Постановлениях Апостольских»: «О бедных помни, епископ, простирая к ним руку помощи и заботясь о них как домостроитель Божий, благовременно раздающий приношения каждому; вдовицам, сиротам, беспомощным и находящимся в бедствии. А если иные и не вдовицы или не вдовцы, между тем нуждаются в помощи по бедности, или по болезни, или для пропитания детей? Ты должен всех призирать и обо всех пещись. Ибо те, кои дают подаяния, не без разбору дают и вдовицам, но вносят их в общую кружку, именуя их добровольными, чтобы ты, знающий бедствующих, уделял им от подаяния со тщанием, как добрый домостроитель: ибо Бог знает, кто дал, хотя бы ты уделял нуждающимся и в отсутствии давшего, и сей имеет награду за благотворение, а ты за добросовестное домостроительство-ублажение. Говори же им и о том, кто дал, чтобы молились за него и по имени. И так благотворить надобно всем людям, не любопытствуя ни об этом, ни о том, кто они; ибо Господь говорит: «всякому, просящему у тебя давай» (Лк. 6:30), очевидно же, – истинно-нуждающемуся, хотя бы он был друг, хотя бы враг, хотя бы родственник, хотя бы чужой, хотя бы безбрачный, хотя бы в браке состоящий». (Кн. 3, § 4).

Далее ещё более подробно описывается, до каких подробностей доходила заботливость Церкви и епископов о верующих: «вы, епископы, заботьтесь о нужном для пропитания их (т. е. верующих), отнюдь не оставляя их; но о сиротах пекитесь, как родители, и о вдовицах, как мужья, взрослых сочетавайте браком, мастеру давайте занятия, немощному оказывайте сострадание, странникам доставляйте кров, алчущим пищу, жаждущим питие, нагим одежду, болящим посещение, заключённым вспоможение. Сверх сего, ещё более заботьтесь вы о сиротах, чтобы ни в чём не было у них недостатка: девицу, как скоро достигнет она брачного возраста, отдавайте в супружество за брата о Христе, а мальчика снабдите средствами, чтобы и мастерство изучал и от избытка пропитывался, а когда благоуспешно изучит мастерство, то мог бы купить себе тогда и инструменты мастерские, чтобы уже не отягощать нелицемерной любви к себе братий, но самому довольствовать себя. Ибо воистину блажен тот, кто в состоянии будучи помочь самому себе, не стесняет места сироты, странника и вдовицы» (Кн. 4, § 2).

Так епископ имел на своём попечении всё церковное благоустроение до заботы о том, чтобы не было в церкви среди верующих никаких тунеядцев. Но в то же время все верующие должны были помнить, что для них Церковь – это всё, а всякие житейские попечения – дело второ- и даже третьестепенное. «Если кто нерадит о Церкви, читаем в Пост. Апост., придумывая извинение во грехах (Пс. 140:4), выставляя в предлог дело своё, таковый пусть знает, что мастерства верующих суть занятия, а дело их – благочестие. По сему мастерствами своими занимайтесь вы как бы междуделием, чтобы питаться вам, а в благочестии подвизайтесь, как в деле, как и Господь говорил: »старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ион. 6:27)». (Кн. 2, § 61).

При таком подъёме духовной жизни среди чад св. Церкви, разумеется, жизнь христианская была образцовой для всех, кто с ней соприкасался. И все исторические свидетельства даже язычников, наблюдавших жизнь церковную в древнее время, преисполнены глубокого уважения и изумления пред высотой тех характеров и настроений, которые воспитывались в церковной жизни. Эта безукоризненная святость церковного учения и образцовая высота жизни христиан первых веков и делали то, что тысячи и десятки тысяч неверующих присоединялись к Церкви в малое количество времени, а потом и целые народы начинали украшать свою жизнь изображением Креста Христова.

* * *

Такова может быть жизнь христианская и такова она должна быть. Как этого достичь в настоящее время, это другой вопрос и вопрос громадной важности, требующий полного молитвенного внимания со стороны тех, кто призван разрешить его.

Но жизнь православной русской Церкви можно будет тогда признать вошедшей в норму, когда поставленный нами идеал церковной жизни будет хоть в малой степени осуществлён. Церковная, церковно-общественная жизнь должны быть очевидны и «для внешних», т. е. для тех, кто ещё живёт вне ограды церковной. А иначе всякий из этих внешних имеет право спросить: «да, собственно говоря, чего же вам от меня нужно, если ваша жизнь ничем от моей не отличается?» А у нас именно дело так обстоит, что жизнь неверных, если и отличается от жизни людей, принадлежащих номинально к православию, то совершенно не в пользу последнего.

Нет, вся энергия наших церковных деятелей, все усилия наших миссионеров должны быть направлены к устроению церковной жизни в самом православии. Это будет лучшая его апологетика; это будет необходимейший фундамент для устройства миссии. А без этого фундамента, без введения в полной мере церковной дисциплины в жизнь православия никакая правильная церковная деятельность невозможна. Невозможно ожидать и успехов миссии.

Церковник.

Как можно расширить круг деятелей по ипородч. просвещению

(Из доклада Казанскому миссионерскому съезду).

Газета «Россия» (1909 года), в статье – «Самооборона католического общества во Франции» ввиду гонений, воздвигнутых республиканским государством на религию после отделения министерством государства от церкви, по хитрым интригам масонов, указывает на те меры, какие католическая церковь вводит для борьбы с неверием и гонением со стороны французских законов и которые во многом применимы для нашей миссии. Самооборона всего легче может осуществиться, говорит газета, на приходской почве. В печати, в листках и брошюрах, в рефератах и лекциях настойчиво проводится мысль, что в приходах должно образоваться ядро крепко верующих прихожан, способных к активной деятельности, которые, имея во главе священника, обязаны обсудить все меры, направленные к поддержанию церковного дела в стране. По приходам же должны также организоваться местные кружки родителей, которые совместно могут отстаивать своё естественное право давать своим детям религиозное воспитание и потребовать от властей удовлетворения в этом. Эти родительские кружки (как говорится в воззваниях) обязаны безотлагательно выбрать из своей среды делегацию, которая должна потребовать от своего депутата, чтобы он настойчиво защищал в парламенте право католиков учреждать свои училища. Затем, организуются местные общества для защиты и выкупа церковных имуществ устраиваются религиозные процессии и пр. Такому оживлению приходской жизни во многом содействует замечательная «Патриотическая лига католических французских женщин», которая положительно ныне приводит в движение всю Францию по поводу взятой этой лигой на себя защиты религиозного воспитания детей от посягательств на них со стороны нынешнего французского правительства. Эта «Лига» заседала на конгрессе в Лурде, где участвовало 1,500 членов – женщин, во главе с баронессой Рейль, состоя под покровительством высших духовных властей.

Из сообщений, сделанных на этом заседании, видно, что «Лига» имеет отделения во всей Франции и за последнее время в Марселе было ей открыта 21 библиотека для рабочего населения с католическими изданиями. Образованный католический мир отлично сознаёт, продолжает таже газета «Россия», что слабое знание основ Своей религии во многом способствует падению веры и христианского культа в современном обществе, и для поднятия религиозного знания, уже 12 лет тому назад, учредил в Париже «курсы богословия» для преподавателей и студентов высших учебных заведений, взяв своим девизом изречение: «истинная наука в союзе с чистой верой». Из членов общества многие содействуют оживлению, взаимной связи между приходскими, окружными и епархиальными церковными союзами. В скором времени ожидается созыв грандиозного национального католического конгресса, где будет доказана неоспоримыми фактами вся интрига современного французского масонства, направленная против католической церкви во Франции. В заключение статьи газета «Россия» приводит выдержки из католической прессы о практических советах католику: 1) поддерживать по возможности все епархиальные, уездные и приходские учреждения; 2) покупать по мере средств издания католической прессы и записываться на католические журналы, газеты, а также распространить их среди знакомых; 3) посещать непременно все собрания и заседания тех обществ, где состоишь членом и отнюдь не допускать манкировок под предлогом, что дело сделается само собой, или же, что оно не заслуживает внимания; 4) при выслушивании отчётов промышленных обществ, где состоишь членом, неукоснительно обращать внимание общества на религиозное, нравственное и материальное положение рабочих и требовать, чтобы общество сделало хоть что-нибудь для улучшения этого положения; при заключении сделки с кем-нибудь непременно обращать внимание на то; является ли это лицо добрым католиком и в отрицательном случае не заключать с ними сделки; 6) ни в каком случае не допускать, чтобы в каком-либо публичном месте безнаказанно и открыто оскорблялась бы религия, догмы её и правила. Уже из таких правил видно, как сильно возрос в католическом обществе дух защиты и самообороны.

Так ли поставлено дело у нас, православных? Имеют ли такое значение открываемые у нас в некоторых епархиях приходские советы? Мне кажется, что эту программу деятельности во многом можно было бы применять и у нас. Конечно, ожидаемый Церковный Собор много преобразований может внести для торжества православия в России, но когда состоится он, неизвестно, а время уходит в пользу усилия ислама и вообще иноверия.

Протоиерей Т. Иваницкий.

Оскудение пастырства

(Из «С.П.Б. Вед».)

Характерной чертой нашего времени является крайняя неудовлетворённость религиозно-нравственных потребностей православного населения. Недостаток в священнослужителях до такой степени ощутителен и резок, что, право, задумаешься над вопросом: чего же у нас медлят с созывом Церковного Собора?

Может быть, на таком авторитете что-нибудь и образовалось бы: пришли бы к какому-нибудь решению, выработали бы более определённые соответствующие жизненным условиям правила и порядок: как быть при недостатке пастырей, кого, при каких условиях ставить священнослужителями к церквам православных приходов? Но сейчас ничего этого нет, и все действуют вразброд.

Из отдалённых, окраинных епархий шлют «воззвания» в центральные; но и центральные, в свою очередь, не находят в должном количестве кандидатов священства...

Одно из таких воззваний туркестанского епископа (помещённое в некоторых епархиальных органах) носит характер прямо-таки заманчиво рекламный. Условия служения и жизни в Туркестане рисуются в самом радужном свете. Указывается и на «жалованье от казны», и на «благодатный климат», и на плодородие земли, и на скорое обогащение новосёлов, а отсюда и – пастырей...

Но, несмотря на эти блага, священнические места всё-таки остаются не занятыми. Что же сказать про епархии, где нет «ни благодатного климата», ни плода родной земли, и где благосостояние новосёлов находится «под сомнением?..».

Недавно нам пришлось получить письмо от инспектора одного учебного заведения отдалённейшей окраины, близко стоящего к духовным «сферам» и хорошо осведомлённого по этому вопросу.

По буквальному отзыву местного преосвященного, там – два типа священников: одни – кулаки-гешефтмахеры, а другие – без претензий, т. е., – как поясняет педагог, – люди без образования...

Нужно представить себе нравственное состояние того архиерея: который не может иначе охарактеризовать вверенную ему паству, и на какое «пастырское делание» можно там рассчитывать?!

Некого и не из кого решительно выбирать кандидатов в священнослужительские должности.

Но не в одних отдалённых епархиях чувствуется недостаток в священнослужителях. Так, в Воронежской епархии с многолюднейшей семинарией (500–600 человек), последние 2–3 года считается незанятыми от 15–20 мест священнических. Про диаконские же и говорить нечего. Те почти не занимаются никем. Окончившие семинарию не хотят, а из недоучек, вероятно, не очень подходящий материал... Так что в настоящее время, как видно из списка «вакантных диаконских мест», печатавшегося в «Ворон. Епарх. Ведомостях», всего свободных диаконских мест – пятьсот шестьдесят пять (565) !..

Только всего …

Кем и как их заместить?

Стародум.

Ответ проф. Владисл. Франц. Залесскому

II.

Г. Залесский благосклонно соглашается признать систему Ильминского в том виде, в каком эта система, по его мнению, «возникла», именно – в смысле допущения инородческих языков лишь при первоначальном преподавании, при условии, чтобы основной целью было – дать инородцам православно-русское воспитание; в невыдержанности Ильминским первоначальных оснований его системы состоит единственный упрёк Залесского Ильминскому: сознание необходимости первоначального преподавания на инородческих языках, как переходной ступени – к русскому образованию, – уступает место убеждению о необходимости преподавания на инородческих языках вообще». В доказательство сейчас высказанного мнения своего г. Залесский приводит следующую выдержку из письма, относящегося к 1886 г., фразу: «в инородческих миссионерских школах непременным условием поставляется употребление родного языка в учебниках, в преподавании и в богослужении». Но следует ли из этих слов Ильминского делать тот вывод, что он совершенно исключал употребление в инородческих школах русского языка в учебниках и в преподавании и славянского в богослужении?

Г. профессор! искать сведений, как велось дело преподавания в инородческих школах надо не в случайно выхваченных, неясных фразах из писем И-го; но из справок о положении школьного дела в то время. Ильминский в 1889 году составил программу преподавания предметов в начальных инородческих школах В этой программе русскому языку отведено весьма почтенное место. Вот расписание часов занятий в нач. инородческой школе по этой программе:


мл. отд. ст. отд.
Закон Божий 6 ч. 6 ч.
Русский язык 6 – 10 –
Славян. чтение 3 – 4 –
Инородч. чтение 4 – 2 –
Счёт 3 – 3 –
Письмо 6 – 4 –
Пение 3 – 3 –
Гимнастика 1 – 1 –
Итого 32 ч. 32 ч.

Из многих выражений, заключающихся в объяснительной записке к этой программе, настаивающих на мысли о важном значении русского языка в начальной инородческой школе, мы приведём здесь только следующее: «В младшем отделении преподавательским языком должен служить инородческий язык; в старшем – русский. Нет сомнения, что при этом значительно улучшится религиозное воспитание учеников инородческих школ и усвоение ими русской разговорной речи» (стр. 5).

Лица, знакомые с характером преподавания в инородческих школах, находившихся под руководством И-кого около 1886 г. и в последующие годы, могли бы заверить г. Залесского, что в этих школах, кроме инородческих учебников, в эти времена употреблялись и русские учебники, по меньшей мере – инородческие учебники переводились устно учителями на русский язык.

Что обозначают собою слова Ильминского, приведённые Залесским: «должно быть обязательное употребление местного народного языка не только в школах, но и в управлении!

Для того, чтобы правильно понять слова И-го: должно быть обязательное употребление инородческого языка не только в школах, но и в управлении», нужно брать их не отрывочно, вне контекста, как поступил г. З-кий, а в связи с последующими словами, в которых Н. И-ч весьма определённо указывает случай, когда «в управлении должны употреблять инородческие языки, именно – в том случае, когда в присутственных местах полагается иметь для инородцев особых переводчиков. Н. И-ч указывает на зловредную практику наших присутственных мест держать для

инородцев, напр. для киргиз, переводчиков из татар и этим способствовать отатариванию инородцев.

Таким-то образом, самая благонамеренная мысль может быть совершенно извращена при некотором искусстве... Не только в Оренбургской губернии, на которую указывает Н. И-ч, но и в Самарской и Уфимской губерниях и в настоящее время для всех инородцев переводчиками в присутственных местах всегда состоят татары магометане!

После этого упоминания об употреблении народных языков «в управлении», сильно похожего на жалобу самого неприличного свойства, г. Залесский указывает путь, по которому г. И-кий постепенно отклонялся от первоначально будто бы, выставленной им цели употребления инородческих языков, – каким образом «употребление инородческих языков, выставленное сперва как первоначальное средство, как переходная ступень, сделалось постепенно, незаметно, с течением времени само собою целью». Эти ступени падения следующие: 1, признание самим И-ским инородцев за лучших учителей для инородческих школ; 2, учреждение с 1868 г. в Симбирске чувашской учительской школы; 3, учреждение в 1872 году в Казани инородческой учительской семинарии; 4, разрешение, определением Святейшего Синода от 21 июня – 12 июля 1867 г., назначать инородцев священниками в приходы, где находится значительная часть крещёных инородцев; 5, разрешение, указом Святейшего Синода от 15 января 1883 г., производить богослужение, в религиозно-инородческих приходах на инородческих языках, а если есть и русские прихожане, то пополам – на славянском и инородческом языках, и, 6, (напечатано курсивом, как указание на окончательное падение стремглав в бездну) явное уклонение с конца 70-х годов переводческой комиссии при Братстве Св. Гурия от поставленных ей задач. Пять из перечисленных мер правительства были приняты, без сомнения, не без ходатайства Н. И. Ильминского; но считать эти меры постепенным, не заметным падением – это значит совершенно не понимать сущности системы Ильминского. Такой взгляд на значение этих мер, высказанный Залесским, совершенно освобождает нас от необходимости отвечать на прочие упрёки Ильминскому и его последователям, по существу своему даже менее значительные, чем рассмотренные ранее; тем не менее, боязнь получить обвинение в недомолвках заставляет нас обратить внимание и на прочее. Об «уклонении» переводческой комиссии изданием букварей, словарей, грамматик, произведений народной словесности – сказано нами выше. «Старание отделаться», «свести спор» о серьёзных предметах «к пререканиям о мелких ошибках и неточностях», – черта характера, приписываемая г. З-ким Н. И. Ильминскому, на самом деле совершенно несвойственна ему, как это могут подтвердить лица, хоть сколько-нибудь знавшие Николая Ивановича. При том же, такое, невыгодное для репутации Н. И. Ильминского выяснение мотивов действий его по отношению к Бунину и о. Смелову опровергается уже тем, что Н. И-ч сам выпросил разрешение у Бунина напечатать его письмо; точно также и возражения о. Смелова, с ответами на них священников из чуваш, были напечатаны не без содействия Н. И-ча. Где же тут та неискренность, в которой г. профессор Залесский решается упрекнуть Ильминского, – человека безупречной нравственной чистоты и даже прямолинейности? И утверждение г. Залесского, будто «действительность не опровергла» заявление Ильминского Преосвященному Сергию, что «лучше поддержать мелкие инородческие племена, к татарам не расположенные, чем допустить слияние их с татарством и магометанством, и утверждение, будто «обособленность мелких инородческих племён не мешает им тяготеть к татарско-мусульманскому миру», – ни на чём не основаны и совершенно противоречат фактам. Разве последнее поколение христиан инородцев, – о котором, собственно, и идёт здесь речь, – обнаруживает «тяготение к татарско-мусульманскому миру?» Утверждать это значит говорить неправду. Указание же г. Залесского на «столь авторитетных лиц», печатающих свои корреспонденции в «Казанском Телеграфе», о том, как их «заедает инородчина,» совсем не внушительно и не даёт г. Залесскому никакого повода трагически восклицать: «вот к каким результатам пришли мы через 50 лет после создания «системы Ильминского»! Здесь много деланного трагизма, но мало серьёзного отношения к делу и элементарного знакомства с ним33.

Перейдём теперь к заключениям, высказанным г. З-ким в конце заметки в качестве его пожеланий.

Не смотря на обилие пунктов этих заключений (целых 9), их следует свести к трём и, даже, только к двум, если пункт 5, касающийся богослужения на инородческих языках, отнести к группе первых четырёх пунктов. В первых четырёх пунктах высказывается на разные лады, с положительной и отрицательной стороны, одно следующее положение: сообщать инородцам должно православно-русское образование с «первоначальным, в виде пособия, в форме переходной ступени, употребление инородческих языков».

Из программы преподавания предметов в инородческих школах, составленной Ильминским в 1889-м году, видно, что все требования г. Залесского в первых 4-х пунктах заключений, совершенно удовлетворены: напрасно, поэтому, г. З-кий ломится в открытую дверь.

Относительно требования г. Залесского, изложенного в п. 5-м, чтобы «богослужение на инородческих языках, по мере приобретения крещёными инородцами истинного православного настроения и приобщения их к русской культуре и цивилизации, постепенно заменялось богослужением на церковно-славянском языке, следует заметить, что по учению православной Церкви дела веры не могут устраиваться посторонними для веры соображениями («Божия–Богови»). Политиканствовать в Церкви – значит не понимать её жизни и её задач.

Пункты 6, 7, 8, и 9 направлены против деятельности инородцев в качестве учителей и священников; потому могут быть сведены в общий пункт. Нравственной стороны этих мер мы не касаемся, а коснёмся только целесообразности их, с точки зрения самого г. З-кого. Признавая, всё-таки, необходимость употребления инородческих языков в народных школах при первоначальном преподавании, г. З-кий рекомендует такой способ подготовки в инородческих семинариях русских учителей в инородческие школы: (п. 9) «для основательного ознакомления с инородческими языками в преобразованные инородческие семинарии принимаются в потребном количестве не более одной четверти всего числа учеников – инородческие дети».

Предлагаемая г. З-ким мера обнаруживает полное незнакомство его с постановкой преподавания и с бытом воспитанников в наших инородческих учительских семинариях и школах. Классное преподавание ведётся в этих учебных заведениях исключительно на русском языке. Во внеклассное время воспитанники из инородцев почти современно не употребляют своего родного языка даже во взаимных сношениях, в сношениях же с русскими совершенно не употребляют. Введение, в виде опыта, преподавания инородческого языка в недальней от Казани учительской семинарии, Благовещенской, с допущением в эту семинарию некоторого количества татар и башкир именно с указанной теперь г. З-ким целью, закончилось наглым надувательством на экзаменах по татарскому языку, по обоюдному соглашению преподавателя и воспитанников г. попечителя учебного округа, затеявшего это дело. Для тех людей, которые знают, какая трудность предстоит природному арийцу, решившемуся овладеть одним из языков Урало-алтайской группы в той мере, чтобы можно было правильно, «не смехотворно», пользоваться этим языком в серьёзном деле, например в школьном преподавании, совершенно понятно, что опыт, произведённый в Благовещенской учительской семинарии, не мог кончиться иначе, чем как он кончился.

На этом и кончаем свой ответ г. профессору, и в заключение позволим себе сделать догадки: едва ли г. Залесский филолог и едва ли хороший педагог и едва ли хорошо знаком с учением православия...

Православный.

Занятия Царевококшайского миссионерского кружка

(Протокол от 5 февр. 1910 г.).

Члены Царевококшайского миссионерского кружка, собравшись в монастырской школе под председательством местного благочинного священника А. П. Азановского, имели суждение о нижеследующем:

1)      Для большого удобства и определённости времени собраний Кружка – составить на 1910 год расписание очередных собраний Кружка, приурочив последние на Воскресные дни в 4 часа вечера в следующие числа месяцев: 5 февраля, 14 марта, 23 мая, 25 июля, 3 октября и 19 декабря – о чём известить всех членов кружка, а также и всех приходских священников благочиннического округа, участие коих на собраниях кружка весьма желательно,

2)      В целях взаимного обмена мнений по делу приходской миссии и объединения ревнителей православия приходских кружков – пригласить таковых всех на собрание кружка 15 марта с своими священниками сёл – Нурмы, Ронги и Цибикнура.

3)      Предложить открыть вновь приходские кружки ревнителей православия в сёлах: Азанове и Малом Абаснуре.

4)      В целях уяснения состояния приходской миссии и течения её – завести для вышеназванных приходских кружков пять книг для летописи приходской миссии.

5)      В деревнях – Нуж-яле Нурминского прихода, Ашламучаше Цибикнурского прихода и Кур-соле и Кугенере Ронгинского прихода – организовать библиотеки всего 4 и тем дать возможность местным обывателям и ревнителям православия удовлетворять потребность религиозно-нравственного чтения, на каковой предмет ассигновать всего 80 руб., считая по 20 руб. на каждую библиотеку.

6)      Ввиду усердия книгоноши к своим обязанностям – крестьянина деревни Шойбулака Григория Барцева – избрать его членом Царевококшайского миссионерского кружка.

7)      Вследствие появления в селе Малом-Абаснуре подозрительной личности, именующей себя – «пророчицей», просить члена кружка Е. В. Боровицкую съездить в село Малый-Абаснур для ознакомления с означенной личностью.

8)      Заслушав отношение Царевококшайского уездного наблюдателя церковных школ от 5 февраля сего года за № 81-м о снабжении учащих церковных школ уезда брошюрами для посильного содействия целям миссионерского кружка и вместе с тем – об ассигновании какой-либо суммы на уплату за подводы ученикам Ронгинской второклассной школы при поездках их с о. заведующим и учителем школы Токмурзиным в деревни Кур-солу и Кугенер для служения всенощной и бесед – постановили: снабдить через о. наблюдателя и учащих школ имеющимися в кружке брошюрами и ассигновать на подводы ученикам школы – пять руб. в год.

9)      По вопросу о Воскресной школе в городе Царевококшайске; – передать этот вопрос на предварительное обсуждение по распределению предметов чтений и очереди их – священникам города Царевококшайска.

10)      Ввиду заявления о. Игумена Мироносицкой пустыни – о непоступлении к нему заявлений от приходских священников о выезде для служения молебнов вновь подтвердить о сём том приходским священникам, в приходе коих служение таковых молебнов признано кружком желательным.

Председатель кружка, священник Алексий Азановский.

Делопроизводитель кружка, священник А. Темин.

* * *

33

Напоминаем читателям «Сотрудника» о серьёзной критике проф. П. В. Знаменского всех этих корреспонденций «Казанск, Телегр.» Ред.


Источник: О просвещении приволжских инородцев : [Перепечатка]... журн. "Сотрудник Братства свят. Гурия" / [Изд. Кружка сестер-сотрудниц Братства] [за 1910 г.]. Т. [1]-2. - Казань : типо-лит. И.С. Петрова, 1910. - 2 т.; 22. Статьи и заметки : [№ 31-56]. - (тип. М.П. Перовой). - 12, 481-896 с.

Комментарии для сайта Cackle